Распечатать

Открытость закрытого типа

20 марта 2006

Коммерсант-Деньги № 11, 2006

Открытость закрытого типа

 Минувший год преподнес не слишком приятные сюрпризы тем российским IT-компаниям, которые занимаются дистрибуторским и производственным бизнесом. Однако эти неприятности способствовали дальнейшему изменению структуры российского IT-рынка в пользу более интеллектуальных и прибыльных IT-услуг. Свидетельством тому -- новый рейтинг IT-компаний, действующих на российском рынке.

Парадокс публичности 

Рейтинг составлялся по финансовым результатам 2005 года. По сравнению с предыдущим исследованием участников стало больше: заполнили и прислали анкеты 80 компаний, в том числе все крупные многопрофильные холдинги, объединяющие фирмы разной специализации. Из международных IT-корпораций в рейтинге по-прежнему представлены только две -- российские офисы SAP AG и Microsoft. Остальным штаб-квартиры не разрешают называть региональные цифры, так что для исследований российского IT-рынка они остаются "бесполезными".
 Некоторые участники предыдущего исследования в этот раз по разным причинам отказались "светиться": кому-то не понравилось свое прошлогоднее сравнительное положение, кого-то напугали происки конкурентов, пытавшихся недобросовестными методами получить сведения о хозяйственной деятельности компании. Вместо них появились новые участники. В целом база рейтинга вполне достаточна для того, чтобы делать определенные выводы о текущем раскладе сил и тенденциях на российском IT-рынке. Совокупная выручка всех участников исследования составляет около $9 млрд, при том что предварительная оценка общего объема российского IT-рынка в 2005 году, сделанная аналитиками IDC,-- $11,7 млрд.
 Однако проведенная работа по составлению рейтинга оставила ощущение, что ситуация с информационной открытостью в ближайшее время лучше не станет. Скорее, наоборот. И парадокс в том, что причиной тому -- стремление IT-компаний к публичности. До сих пор проблема была в том, что IT-рынок, состоящий в основном из непубличных компаний, не связан формальными обязательствами по информационной открытости. Компании предоставляли сведения исключительно на добровольной основе, но, поскольку общепринятых стандартов в этой сфере нет, качество этой информации оставляло желать лучшего. Многие сомневались в достоверности сведений, которые сообщают о себе конкуренты, проверить же их практически нет никакой возможности.
 Теперь многие компании поставили себе целью выход на фондовый рынок. Но для этого необходимо проводить реорганизацию и проходить международный аудит. И в процессе подготовки к публичности компании принимают решение закрыться на переходный период от публики. Или, обнаружив, что заверяемые аудиторами цифры выглядят не столь эффектно, как те, которые они декларировали прежде, предпочитают уклоняться от участия в рейтингах, поскольку для компаний первичную ценность представляет PR-составляющая таких мероприятий.
 Но пока представительность рейтинга растет. При его составлении использовались совокупные доходы компаний от всех видов деятельности. При этом мы старались учесть и структуру доходов игроков IT-рынка.
 
Архитектоника рынка 

Появление в рейтинге крупного дистрибуторского холдинга "Мерлион", по сравнению с которым даже первая десятка ведущих российских IT-компаний выглядит достаточно скромно, как нельзя лучше отражает ситуацию на рынке: больше всего денег приносит бизнес по поставке "железа" и программного обеспечения. Однако в минувшем году условия для этого бизнеса серьезно осложнились. Таможенная "чистка", начавшаяся с поставщиков сотовых телефонов, затронула и поставщиков компьютеров. Ситуация на таможне сейчас настолько неоднозначная, что компании отказываются от комментариев на эту тему. В прошлом году российские дистрибуторы даже специально собирались в Канне, чтобы обсудить ситуацию с представителями международных вендоров и определиться с новыми принципами работы. В целом этот сектор рынка вырос на 21\%, но темпы снизились по сравнению с 2004 годом. Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации пока никто не берется.
 Серьезные потери понесли и производители компьютерного оборудования. Некоторым российским компаниям пришлось свернуть свою производственную деятельность. Но здесь уже виной нарастающее давление транснациональных и азиатских корпораций. Общий рост этого сектора IT-рынка в прошлом году составил всего 4\%, и эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение производства.
 Зато прекрасно себя чувствуют разработчики ПО (рост сектора -- 38\%) и поставщики IT-услуг (35\%). Компании этой специализации, если они не подпитывают свой бизнес дистрибуторской деятельностью или масштабными проектными поставками оборудования и софта, располагаются в середине и "подвале" рейтинговой таблицы. То есть проходят по разряду малого бизнеса. Зато многие из них демонстрируют впечатляющие темпы роста.
 Общий рост IT-рынка в 2005 году (оценка по базе участников рейтинга) составил 24,7\%. Динамика отдельных секторов привела к дальнейшим структурным сдвигам -- в направлении от простого "компьютерного" рынка к сложному рынку бизнес-решений на основе информационных технологий. Вычисляемое по базе участников рейтинга отношение доходов от дистрибуции и производства ПК ("поставки") к доходам от разработки ПО и IT-услуг ("сервис") в 2003 году составляло 2,05, в 2004-м -- 1,92, а в 2005-м -- уже 1,76. Российские IT-компании продолжают разворачивать свой бизнес в сторону "умных" услуг. Движущей силой этого поворота служит спрос на современную автоматизацию со стороны корпоративного и в особенности госсектора (см. рубрику "Прямая речь"). А уж насколько движущей будет эта сила, зависит от общего развития национальной экономики. 

Рейтинг компаний российского ИТ-рынка

Позиция в рейтинге

Компания (группа компаний)

Основные виды деятельности

Индекс, характеризу ющий масштаб бизнеса

Темп роста в 2005 году (\%)

Темп роста в 2004 году (\%)

Доля самого крупного заказчика в общей выручке (\%)

Доля госзаказов  (\%)

1

"Мерлион"

Классическая, компо-нентная дистрибуция

984

25,1

--

1,5

--

2

НКК

Многопрофильный холдинг; классичес-кая дистрибуция-- около 60\%

807,5

28,2

22,8

4

--

3

IBS

Многопрофильный холдинг; классическая дистрибуция-- 38,8\%

629

14,2

19,2

--

--

4

ЛАНИТ

Многопрофильный холдинг; классическая дистрибуция-- 55\%

616

50,5

44,5

--

--

5

R-Style

Многопрофильный холдинг; классическая дистрибуция-- 59,5\%

555

21,2

26,1

--

--

6

ООО "Техносерв А/С"

Системная интегра-ция(доля проектной дистрибуции -- 60\%)

630

32,6

48,1

--

--

7

"Квазар-Микро"

Классическая дистрибуция-- 78,4\%; системная интеграция (доля проектной дистрибуции --64,4\%)

487

40,7

< SPAN style="FONT-SIZE: 8.5pt; FONT-FAMILY: Arial">32,2

--

--

8

"Белый ветер"/Rover Computers

Дистрибуция и розница --66,8\% / производство ПК

461

-3,9

105,5

--

--

9

ГК Verysell

Классическая дистрибуция -- 52,4\%; системная интеграция

406

6,6

42,3

--

--

10

ЗАО "Крок Инкорпорейтед"

Системная интеграция(доля проектной дистрибуции -- 53,4\%)

318

29,5

20,9

--

Более 20

11

ЗАО"Микротест-Инвест"

Системная интеграция (доля проектной дистрибуции -- 52\%); классическая дистрибуция-- 14\%

204

28

72,6

21

14

12

ЗАО "Открытые технологии 98"

Системная интеграция (доля проектной дистрибуции -- 67\%)

202

20,8

--

--

--

13

Microsoft (региональный офис)

Продажа ПО (включая MBS)

201

58,5

--

--

--

14

ЗАО "Ай-Теко"

Системная интеграция (доля проектной дистрибуции -- 27\%)

182

79,5

49,6

--

--

15

ГК "Компьюлинк"

Системная интеграция (доля проектной дистрибуции -- 40\%); производство ПК

176

58,9

32,5

--

36