Распечатать

Александр Лишневский: «Главная задача ИТ для банков - повышать эффективность работы с клиентами»

В интервью Александр Лишневский рассказывает об изменяющихся потребностях банков в ИТ, развитии банковских сервисов, подходах «Энвижн» к построению и внедрению отраслевых решений.

10 ноября 2011

За прошедший год объем проектов для финансовых организаций в обороте «Энвижн Груп» вырос на 63%. Рост во многом связан не только с выполнением инфраструктурных проектов, но и с ориентацией компании на внедрение отраслевых приложений, построение комплексных систем информационной безопасности. В ходе реструктуризации в Дивизионе по работе с корпоративными клиентами выделено отдельное направление под руководством Александра Лишневского, в задачу которого входит взаимодействие с финансовыми организациями.. В интервью он рассказывает об изменяющихся потребностях банков в ИТ, развитии банковских сервисов, подходах «Энвижн» к построению и внедрению отраслевых решений.

Какие события на рынке банковской информатизации вы могли бы назвать ключевыми для текущего года?

Конечно, ключевое событие – это ухудшение глобальной финансовой ситуации, особенно в Европе и США, что в итоге может оказать влияние на российскую банковскую систему и, возможно, приведёт к сокращению некоторых инвестиционных планов, намеченных финансовыми учреждениями.

Далеко не все банки смогли продолжить проекты, начатые в докризисный период, поэтому сейчас концентрируются на решении текущих потребностей. Тем не менее, такие текущие задачи как обеспечение отказоустойчивости, непрерывности бизнес-процессов постоянно требуют серьезных инвестиций. И отказаться от них невозможно, так как защищенность центрального комплекса информационных систем является бизнес-критичной задачей для любого банка. Кстати, по этой же причине в последнее время усиливается интерес к решениям, повышающим информационную безопасность всех банковских систем.

При этом данная ситуация усиливает интерес банков к различным продуктам, повышающим их эффективность и снижающим операционные расходы, например на объем запаса наличных средств. В условиях финансового кризиса становится актуальным его сокращение даже на несколько процентов. В русле этой тенденции наша компания предлагает решение, позволяющее сократить запасы наличных средств на 20 и более процентов.

Решение каких ИТ-задач наиболее актуально сейчас для банковской отрасли, по вашим наблюдениям?

Наиболее актуальными стали проекты, которые позволяют наверстать отставание ИТ от потребностей бизнеса, появившееся в период предыдущего кризиса 2008 - 2009 гг. В первую очередь это связано с нехваткой вычислительных мощностей и объема систем хранения. Обострение конкурентной борьбы приводит к тому, что перед банками все более остро встают вопросы повышения качества обслуживания, еще большая ориентация на клиента, сокращение времени прохождения бизнес-операций. Например, для многих банков становится актуальной задача по сокращению времени рассмотрения заявки на кредит с нескольких дней до пары часов. Все это возможно сделать только при отстроенной информационной системе и выверенных бизнес-процессов банка.

Актуальными становятся решения, позволяющие осуществить персональный подход для каждого клиента. Не важно, сколько денег клиент готов оставить в банке или попросить у банка в кредит, он должен чувствовать, что банк ценит его. Сегодня банки заинтересованы в организации простой и понятной схемы обратной связи с клиентом, повсеместно внедряются системы дистанционного обслуживания - «телебанки», банковские приложения адаптируются для смартфонов и гаджетов. Все делается для того, чтобы клиент, где бы он ни находился, каким бы аппаратом не пользовался, всегда мог получить необходимый комплекс банковских услуг.

С точки зрения развития самой инфраструктуры становятся очень актуальными различные решения по виртуализации вычислительных ресурсов и систем хранения данных, что позволяет повышать эффективность использования оборудования, гибко выделять ресурсы по требованию. Особенно использование «виртуализированных» подходов к построению ИТ полезно для банков, планирующих консолидацию - в этом случае объединение систем проходит быстрее.

В частности, каковы подходы банков к оптимизации инфраструктуры в настоящее время?

Как я уже сказал, наблюдается заинтересованность в средствах виртуализации. Причем, имеется в виду не только серверная, но и виртуализация систем хранения данных. На первый план выходят унифицированные коммуникации, когда фактически из одного интерфейса можно пользоваться любыми видами услуг - внутренней АТС, мобильной связью, различными мессенджерами, видеоконференцией, почтовыми программами, обменом данных – и оперативно переключаться между ними. Это очень удобно при обработке большого объема запросов, так как позволяет эффективно оптимизировать затраты на организацию внутренних коммуникаций.

В дополнение к этому, всё большее количество заказчиков интересуется вопросами «облачных» услуг. На прошедшем форуме ЕМС мы анонсировали создание собственного консолидированного «облачного» решения NCloud, предназначенного для оптимизации использования инфраструктурных ресурсов. В целом, наши прогнозы относительно интереса к «облакам» оправдываются, мы ожидаем стабильного роста спроса на эти услуги примерно через 3 - 4 года. Если в 2010 г. эксперты оценивали российский рынок «облачных» сервисов всего в 33 – 34 млн долл, то к 2015 г. ожидается рост до 1,1 млрд долл, и не малую часть будут играть именно банковские услуги. Так что мы с оптимизмом смотрим на развитие этого сегмента.

В последние годы многие банки анонсируют проекты по созданию ЦОДов. Следует ли ожидать роста числа новых проектов - и какие технологии будут в этой связи наиболее востребованы на этом рынке, на ваш взгляд?

Могу предположить, что значительного роста запуска новых инфраструктурных проектов в ближайшее время не будет. Нестабильность на финансовых рынках будет сдерживать ёмкие по инвестициям проекты, однако полного отказа от построения и модернизации основных и резервных ЦОДов в ближайшее время ожидать не стоит. Для банков информация и ее защита очень важны, поэтому крупные банки продолжат строить и развивать собственные ЦОДы, несмотря на длительность и капиталоёмкость этих проектов. При этом вместо строительства резервных дата-центров банки все больше ориентируются на аренду мощностей в сторонних центрах обработки данных. Переход на модель аутсорсинга здесь позволяет быстро получить необходимый эффект, так как строительство собственного ЦОДа может занять от 7 до 12 месяцев.

Насколько отечественному банковскому сектору, на ваш взгляд, интересен ИТ-аутсорсинг? Насколько вообще повышается лояльность к этому формату взаимодействия с ИТ?

Многие заказчики ещё с настороженностью относятся к таким услугам, но уже некоторые банки реально ощутили выгоду от использования таких услуг. В частности, наша компания предлагает услугу по управлению наличными средствами на принципах аутсорсинга. Фактически это прообраз «облачной» услуги, когда рабочее место предоставляется посредством веб-интерфейса, а весь расчет данных осуществляется на мощностях провайдера услуги. При этом мы смогли учесть особенности российского закона о защите персональных данных – информация для расчета поступает в обезличенном виде.

Популярность ИТ-аутсорсинга в банковской сфере свидетельствует о прагматичном подходе руководства в распределении ресурсов. Все больше банков приходят к тому, что наиболее эффективно для них использовать услуги партнеров: как для реализации проектных задач, так и для текущей поддержки некоторого специфического оборудования. Например, для многих банков мы осуществляем поддержу эксплуатационно-инженерных сетей – систем кондиционирования, электрических сетей, систем хранения данных и так далее.

Какие интересные ИТ-проекты в банковском секторе реализовала ваша компания в этом году?

Пожалуй, самым масштабным проектом стало построение резервного центра обработки данных в мобильном исполнении для одного из ведущих российских банков. Проект пока не завершен, поэтому мы не можем назвать заказчика, но можно отметить, что построение такого крупного мобильного ЦОДа в финансовом секторе осуществлено в России впервые.

Большой проект по информационной безопасности был реализован в Волго-Вятском банке Сбербанка России, в котором мы построили центр управления информационной безопасностью, что позволило банку обеспечить мониторинг безопасности прикладных систем и сервисов и реализовать функцию сбора сведений со всех необходимых источников событий. Аналогичный проект выполнили для «Московского Индустриального банка».

Вообще на примере региональных проектов видна возросшая роль филиалов «Энвижн Груп» на финансовом рынке. Сейчас свыше половины проектов выполняется силами региональных представительств. Стоит отметить детальный аудит ИТ-инфраструктуры «Новосибирского Муниципального Банка», в рамках которого была разработана стратегия ее развития. Кстати, его признали проектом года СФО в сегменте консалтинга. Большое развитие получило оказание сервисных услуг на поддержку информационных систем банков. Например, мы подписали договор сервисного обслуживания оборудования потоковой передачи данных с Северо - Кавказским банком Сбербанка России. Эту систему мы ранее спроектировали и построили, поэтому банк доверил нам ее обслуживание. Сервисные договоры также подписаны с «Абсолют Банком», Национальным банком «ТРАСТ», «КИТ Финанс» и др.

В новом для нас направлении – построении центров обработки вызовов – реализовали крупный проект по модернизации call-центра для нашего давнего заказчика Национального банка «ТРАСТ». Созданное на основе проекта типовое решение мы готовы предлагать и другим банкам.

Каковы ваши планы дальнейшего развития банковского направления? Какие новые ИТ-решения вы планируете предлагать этой группе заказчиков?

Финансовый сектор является одним из приоритетных направлений для нашей компании. В соответствии с планом, мы будем предлагать нашим заказчикам как уже хорошо зарекомендовавшие себя решения, так и новые. Мы собираемся развивать отраслевую банковскую компетенцию, делая акцент на создании финансовых приложений, например решений по управлению оборотом наличных средств (financial logistics), решений по управлению бизнес-процессами (BPM, Business Process Management) и повышению качества предоставляемых услуг.

Но это будут уже не просто отдельные инфраструктурные решения, это будут комплексные предложения, учитывающие потребности в архитектуре и программном обеспечении. Фактически на базе «Энвижн Груп» мы хотим создать центр компетенции по банковским отраслевым решениям, что позволит их разрабатывать в соответствии с бизнес-потребностями организаций финансового сектора: банков, страховых компаний, платежных систем и т.д.