Распечатать

Александр Мартынов: "Мне интересны нетривиальные задачи"

CNews. 12.05.12. В 2011 г. компания "Энвижн Груп" провела реорганизацию, в результате которой, в частности, сформирован дивизион по работе с государственными организациями. Его директор Александр Мартынов рассказывает о специфике взаимодействия с госзаказчиками, гибкости мышления и трудностях перевода потребностей в технические задания.

16 мая 2012

CNews. 12.05.12. В 2011 г. компания "Энвижн Груп" провела реорганизацию, в результате которой, в частности, сформирован дивизион по работе с государственными организациями. Его директор Александр Мартынов рассказывает о специфике взаимодействия с госзаказчиками, гибкости мышления и трудностях перевода потребностей в технические задания.

 

CNews: Александр, почему именно Вы возглавили дивизион по работе с государственными организациями?

Александр Мартынов: До текущего назначения я был заместителем генерального директора "Энвижн Груп", отвечал за разработку новых продуктов и управление всеми проектами в компании. У меня в подчинении находился блок, в котором работали руководители программ и проектов, системные архитекторы, пресейлы и т.д. И все время получалось, что самые "сложносочиненные" задачи приходили из госсектора. Я лично курировал нескольких крупных государственных заказчиков, и у меня накопился определенный опыт и понимание, как решать такие задачи. Наверное, это и послужило решающим фактором.  

CNews: В чем заключается специфика работы с госзаказчиками?

Мартынов Александр, директор дивизиона по работе с государственными организациями

Александр Мартынов: Работа по государственным проектам (финансово-экономическое обоснование, сроки внедрения, результаты, KPI) кардинально отличается от работы с коммерческим сегментом. Основной нюанс в том, что госструктуры нацелены не на достижение конкурентных преимуществ, а на повышение эффективности. При этом зачастую возникает дилемма глобальности и ограниченности: большинство проектов имеют федеральный масштаб и являются долгосрочными, но нужно выполнять их в рамках законодательных актов и соблюдать жесткие ИТ-бюджеты.

Наверное, из-за этого госзаказчики часто ставят недостаточно формализованные задачи. Или же формулируют задачу четко, но абсолютно непонятно для коммерческого исполнителя – они говорят на своем языке, особом "официальном сленге". Для того чтобы их понять, нужно подготовиться, ознакомиться с определенными материалами (регламентирующими документами, законодательными актами). Именно так специалисты нашего подразделения трансформируют исходные формулировки в конкретные практические задачи.

Поэтому исполнитель и заказчик должны пройти длинный путь, прежде чем достигнут точки понимания. Например, изначально задача может выглядеть как поставка оборудования, а потом выясняется, что нужно разработать прикладную систему или наоборот. Загвоздка в том, что ожидания и требования вышестоящих структур или смежных ведомств могут быстро измениться, и задача также преобразится.

CNews: Значит, нужно иначе мыслить, работая с госструктурами?

Александр Мартынов: Конечно, проекты из госсектора не решаются "в лоб", нужны определенные усилия, чтобы перевести их в коммерческую плоскость. Мне интересны именно такие нетривиальные, творческие задачи. Бесспорно, каждый заказчик имеет свои особенности, но все же коммерческим структурам обычно проще самостоятельно сформулировать задание, а с операторами связи, благодаря десятилетнему опыту общения, мы говорим практически на одном языке.

Стоит отметить, что государство пытается перестроиться – это сложный и долгий процесс. В рамках федеральных целевых программ (ФЦП) предпринимаются попытки максимально формализовать задачи в части построения ИТ-инфраструктуры. Но и тут есть "подводные камни": каждая программа затрагивает сразу несколько министерств и ведомств. Например, мы участвуем в проектах автоматизации Минздрава, которые касаются и других министерств на федеральном и региональном уровне. При этом в каждой структуре существуют свои правила работы, важные показатели. Когда ведомство сталкивается с ФЦП, то для него меняется "картина мира": программа требует делать то, что сильно отличается от текущих задач.

Биография Александра Мартынова

CNews: Какие крупные государственные проекты Вы ведете в настоящее время?

Александр Мартынов: Помимо вышеупомянутого проекта по Минздраву, есть масштабная задача – создать национальную "облачную" платформу для государственных услуг. Сюда входит большой набор проектов по решению социальных задач, таких как здравоохранение, образование и т.д., и реагированию на чрезвычайные ситуации. Предполагается, что "Ростелеком" будет предоставлять данные услуги как государственным учреждениям, так и коммерческим структурам. Уже запущен опытный участок, чтобы оценить правильность выбранных технических решений и балансировку нагрузки. Также мы самостоятельно разрабатываем сервисы для управления экстренными службами и ситуационными центрами, наример "Система 112" и концепция "Динамичный город". Ряд проектов связан с оснащением технопарков интеллектуальными системами. Мы работаем с комплексами в Набережных Челнах, Тольятти, Пензе, Кемерове и Новосибирске. Кроме того, из крупных текущих проектов следует упомянуть "Универсиаду-2013" в Казани.

CNews: В каком состоянии находится сейчас данный проект?

Александр Мартынов: Первую часть задачи мы выполнили: оборудовали магистральную сеть передачи данных, которая свяжет спортивные объекты, деревню Универсиады, правительственные здания и т.д. Также она обеспечит функционирование телефонной связи, в частности работу контакт-центра, систем безопасности и прикладных систем, например проверку билетов. Сейчас намечается состав работ и график их выполнения по следующему этапу. О завершении проекта можно будет говорить только в 2013 г. 

CNews: Обслуживание спортивных мероприятий – особое направление в системной интеграции. Компаний, которые этим занимаются, не так много. Можно ли сказать, что вы хотите занять эту нишу?

Александр Мартынов: Правильнее сказать, что мы хотим в ней работать. Работая с госсектором, я знаю, что в ближайшее время министерство спорта и туризма собирается реализовать ряд инициатив. Например, многие страны мира поддерживают государственные порталы, где показаны все местные достопримечательности и размещена полезная информация для туристов. Создание такого ресурса повысит привлекательность путешествий по России и увеличит доход от туризма.

Что касается обслуживания спортивных мероприятий, то здесь специфика заключается в построении особых информационных систем. Сейчас у нас нет конкретных задач по созданию подобных решений, мы обеспечиваем для них инфраструктуру. Но компания движется в этом направлении, нам очень интересно заниматься поддержкой соревнований.

Интервью на сайте CNews