Распечатать

Аутсорсинг в рукаве

СТАНДАРТ | Деловой журнал о связи и вещании в России и мире | №11 (106) ноябрь 2011. В год десятилетия компания «Энвижн Груп» диверсифицировала бизнес и выделила направление по работе с операторами связи в отдельный дивизион. Одной из его ключевых задач является развитие аутсорсинга эксплуатации крупнейших телекоммуникационных сетей. О специфике интеграторского бизнеса в телекоме, а также об амбициозных планах новой бизнес-структуры рассказал ее директор Олег Алленов в интервью корреспонденту журнала «Стандарт» Даниле Шеповальникову.

5 декабря 2011

В середине этого года вы возглавили новый дивизион по работе с операторами связи компании «Энвижн Груп». В чем заключаются предпосылки его создания?

За 10 лет существования на рынке системной интеграции «Энвижн Груп» динамично наращивала бизнес во многом благодаря операторам связи. Причем нашим ключевым заказчиком все это время являлся «Ростелеком», поэтому основные ресурсы компании были сконцентрированы именно на нем. Но летом этого года было принято решение поделить структуру «Энвижн Груп» на дивизионы с тем, чтобы оптимизировать распределение ресурсов для дальнейшего развития бизнеса. Каждый дивизион – самодостаточный бизнес-юнит со своим отделом продаж, коммерческой и технической дирекцией, и менеджерами по управлению проектами, отвечающий за деятельность «Энвижн Груп» на определенном вертикальном рынке. Возглавляемый мной дивизион отвечает за работу со всеми операторами связи в России и за рубежом, за исключением «Ростелекома», с которым работает отдельный бизнес-юнит. У нас есть четко продуманная стратегия развития до 2015 года: за это время мы рассчитываем выйти на оборот в несколько миллиардов долларов. Помимо нас в рамках компании создано еще два дивизиона, ответственных за госсзаказы и корпоративный сектор. В отдельный пятый дивизион выделены профессиональные услуги и сервис. Такая структура позволит «Энвижн Груп» успешно масштабировать бизнес.

Какая часть доходов «Энвижн Груп» приходится на рынок операторов связи?

Около 60%, при том, что изначально «Энвижн Груп» ориентировалась на корпоративных заказчиков. Но так получилось, что основной успех пришел к нам именно на операторском рынке. Хотя с операторами связи работать намного сложнее и мало кому из интеграторов под силу удержаться в этом сегменте, зато денег здесь значительно больше и задачи намного интереснее.

В этом году компании «Энвижн Груп» исполнилось 10 лет, а вы работаете в сфере ИТ-услуг даже несколько дольше. Как трансформировался рынок системной интеграции в области телекоммуникаций за эти годы?

В первую очередь изменился характер проектов: ушла их спонтанность, из-за которой зачастую было непонятно, чем эти проекты обусловлены и какую цель преследуют. Операторы связи накопили колоссальную экспертизу и взвешенно подходят к внедрению новых технологий, четко увязывая их с развитием бизнеса. Они разрабатывают техническую политику в строгом соответствии рыночной стратегии и просчитывают инвестиционный план на 5-10 лет вперед. Под влиянием этих метаморфоз изменился и бизнес интеграторов, которые отказались от поставки коробок в пользу поставок интеллектуальных решений, и все больше внимания уделяют сервисной составляющей. Кроме того, в процессе консолидации российские операторы укрупняются и даже выходят на международный рынок. При этом мы наблюдаем централизацию принятия решений относительно тех или иных телекоммуникационных проектов. Яркий пример - «ВымпелКом», в котором после диверсификации бизнеса и присоединения нескольких зарубежных активов центр принятия решений о закупке оборудования и развитии сети постепенно смещается из России в штаб-квартиру в Амстердаме. На мой взгляд, это идет только на пользу рынку системной интеграции, поскольку способствует повышению его прозрачности.

Как развивается конкуренция между интеграторами на этом вертикальном рынке?

В скором времени я ожидаю его кардинальный передел в связи с вступлением России в ВТО и приходом крупных иностранных интеграторов с огромным оборотом и штатом специалистов, которые пока что практически не представлены в нашей стране. В этом случае отечественный рынок системной интеграции станет намного цивилизованнее. Но при этом благодаря притоку зарубежных игроков и без того высокая конкуренция обострится до предела, и на рынке смогут выжить только самые крупные и сильные интеграторы, способные реализовывать сложные, комплексные проекты. «Энвижн Груп» готова принять этот вызов.

Насколько важно для интегратора, предлагающего услуги операторам связи, иметь высокие партнерские статусы у ведущих телекоммуникационных вендоров?

Пул интеграторов в отечественном телекоме уже устоялся, и конкуренция между ними развивается в основном в профессиональной плоскости. А партнерские статусы - индикатор уровня профессионализма. Зачастую клиенты не готовы работать с кем попало, и прямо в тендерных условиях указывают требуемый уровень партнера того или иного вендора. Поэтому интеграторы заинтересованы в развитии экспертизы по конкурентным решениям всех ведущих поставщиков. К тому же высокие статусы дают хорошие партнерские скидки и позволяют интеграторам предлагать клиентам более интересные условия сотрудничества.

Какие задачи актуальны сегодня для российских операторов связи?

Ключевая цель для всех операторов - повышение рыночной стоимости путем снижения операционных расходов, а наиболее эффективный способ ее достижения - аутсорсинг. Причем не каких-либо отдельных процессов или задач, таких как к примеру корпоративная сеть, а комплексный аутсорсинг эксплуатации инфраструктуры и сервисов оператора связи с учетом его технической политики, бизнес-плана и прогноза развития. Крупные операторы фактически избавляются от собственных служб эксплуатации, концентрируясь на продажах и маркетинге. Это станет основным трендом для бизнеса системных интеграторов на ближайшие пять лет, поэтому мой дивизион концентрируется именно на развитии аутсорсинговых услуг для крупных операторов связи.

Под силу ли «Энвижн Груп» справиться с такой масштабной задачей самостоятельно или вы привлекаете для этого подрядчиков?

В России рынок подряда не настолько развит как в Европе и США, поэтому далеко не под каждый проект можно найти надежных подрядчиков, соответствующих сложности поставленной задачи. Мы обладаем достаточными ресурсами для того, чтобы самостоятельно реализовывать большинство проектов – это быстрее, дешевле и эффективнее. Подряд используется нами лишь, когда требуется решить какую-либо непрофильную для нас задачу. В случае с аутсорсингом инфраструктуры операторов связи это могут быть, к примеру, какие-нибудь монтажные работы в удаленных регионах. Но даже в таких случаях мы работаем только с проверенными партнерами и как генподрядчик несем перед заказчиком полную ответственность за качество их работы. Те же задачи, которые связаны с интеллектом и ноу-хау, или с использованием конфиденциальной информации о клиенте, мы всегда реализуем сами.

Что происходит с техническим персоналом оператора связи при передаче его инфраструктуры на аутсорсинг в «Энвижн Груп»?

Когда оператор передает нам свои сети на аутсорсинг, то первым обязательным шагом становится прием всей его службы эксплуатации в штат нашей компании. Нам выгодно работать с готовыми специалистами, которые хорошо знают обслуживаемое нами сетевое хозяйство, тем более что помимо поддержки сети конкретного оператора мы подключаем их и к другим проектам. В процессе работы нам приходится оптимизировать состав принятых в штат сотрудников и перераспределять их задачи, поскольку большинство служб эксплуатации крупных российских операторов растут и развиваются не по какому-то продуманному плану, а под влиянием процессов объединения. Сами операторы обычно не рискуют брать на себя ответственность за такую оптимизацию и с охотой возлагают ее на аутсорсера.

Сколько крупных операторов одновременно способна обслуживать на аутсорсинге «Энвижн Груп»?

У нас накоплен опыт сотрудничества со всеми крупными российскими операторами. Среди наших заказчиков кроме «Ростелекома» вся «большая сотовая тройка», множество региональных игроков и даже представители ближнего зарубежья, включая «Казахтелеком» и «Узбектелеком».

Все операторы озабочены поиском и внедрением дополнительных сервисов, способных повысить доходность их бизнеса. Насколько перспективны с этой точки зрения услуги IPTV?

Рынок Интернет-телевидения, на который в течение последних нескольких лет делали ставку многие российские операторы связи, перетягивают на себя Интернет-компании, а также производители популярных гаджетов и бытовой электроники. Чтобы реализовать сервис IPTV оператору необходимо комплексно внедрить ряд сложных технических решений, включая IPTV-платформу, систему условного доступа и абонентские ТВ-приставки. При этом многие современные телевизоры способны предоставлять владельцам прямой доступ к любому видео-контенту в глобальной сети, и для этого им достаточно подключения к Интернету. На мой взгляд, рынок платного ТВ безвозвратно потерян для операторов связи, и им нужно искать новые пути развития бизнеса.

Какой из проектов дивизиона по работе с операторами связи вы считаете наиболее значимым для компании?

Из недавних достижений хочу отметить, что буквально на днях мы завоевали право принять участие в создании крупнейшего на территории СНГ дата-центра для одного из ведущих мобильных операторов России. В жесткой борьбе мы смогли стать победителем тендера в части выполнения самой сложной составляющей проекта по развертыванию системы бесперебойного электроснабжения. Мы разработали уникальное решение на базе дизель-динамических источников бесперебойного питания производства мирового лидера в этой области компании Piller. Технология динамических ИБП позволяет достичь существенную экономию электроэнергию по в сравнении с классическими, что очень важно для такого крупного дата-центра.