Распечатать

Банки могут сократить операционные расходы по управлению наличными на 20—40%

Информационный портал Банки. ру опубликовал интервью с Евгением Закрепиным, первым заместителем генерального директора «Энвижн Груп», посвященное установлению партнерства с компанией Fiserv и выводу на банковский рынок решений по управлению оборотом наличных средств.

15 февраля 2011

Интеллектуальный интегратор «Энвижн Груп» и мировой лидер в области создания ИТ-решений для кредитно-финансовых организаций компания Fiserv объявили о партнерстве с целью внедрения на российский рынок решений по управлению оборотом наличных средств. Предлагаемые решения позволят банкам и финансово-кредитным организациям повысить качество обслуживания клиентов за счет эффективного управления инкассацией и сокращения объема используемой наличности. На вопросы обозревателя портала «Банки. ру» о преимуществах нового для финансового сектора страны продукта ответил Евгений Закрепин, первый заместитель генерального директора «Энвижн Груп».

Заключению соглашения с Fiserv, вероятно, предшествовала оценка рынка и пожеланий потенциальных клиентов «Энвижн Груп». Почему для партнерства была выбрана именно компания Fiserv?

Конечно, решение о сотрудничестве с компанией Fiserv не было спонтанным. Была проделана огромная работа по анализу рынка и оценке потребностей потенциальных заказчиков из финансового сектора. В результате было отобрано несколько, на наш взгляд, перспективных направлений, одним из которых стала автоматизация работы с наличными. Для того чтобы наше предложение стало конкурентоспособным на отечественном рынке, мы сформулировали к нему ряд определенных требований: решение должно окупаться за один календарный год, в результате внедрения сокращение расходов у заказчика должно быть на уровне 20 — 30%, предлагаемое решение должно обеспечивать предоставление услуг на уровне лучших мировых практик, решение должно быть гибкое и иметь возможность распространяться и как продукт, и как услуга. Решение не должно иметь аналогов на отечественном рынке и иметь примеры внедрения в крупных финансовых организациях. Продукты компании Fiserv были выбраны исходя из вышеперечисленных требований.

В чем заключаются ключевые особенности предлагаемых решений?

Хочу уточнить, мы выводим на российский рынок не одно решение, а комплекс взаимосвязанных решений, направленных на автоматизацию работ по управлению наличными средствами. Использование предлагаемых продуктов позволяет нашим заказчикам уменьшать активы, не приносящие доход, снижать затраты на управление и контроль качества услуг, оказываемых инкассаторами и сервисными организациями, организовывать международный уровень поддержки клиентов.

Решения являются модульными — заказчик не приобретает ничего лишнего, внедряя только те элементы, которые ему действительно необходимы. Модули Fiserv реализованы на  «тонком» клиенте и работают со стандартными Интернет-браузерами. Это значительно облегчает внедрение, использование и в дальнейшем сопровождение системы, так как для работы с нею на рабочих местах пользователей не надо ничего дополнительно устанавливать, что значительно снижает вероятность конфликта между различными системами. Это значительно облегчает внедрение, использование и в дальнейшем сопровождение системы. Предлагаемые решения не зависят от операционной системы пользователя и не требуют их переустановки в случае смены компьютера. Использование продуктов Fiserv позволяет банкам не только сократить свои операционные расходы, но и улучшить качество предоставляемых услуг при работе с наличными.

Ваша целевая аудитория в России? На кого рассчитаны эти решения?

Предлагаемые на отечественном рынке решения Fiserv рассчитаны в первую очередь на розничные и универсальные банки. Именно в этих банках выполняется значительное количество операций, связанных с управлением наличными. Проводимая в банках автоматизация бизнес-процессов в большей степени затрагивала основную банковскую систему, дистанционное обслуживание, кредитные, аналитические и отчётные модули. Операционные подразделения, в подавляющем большинстве случаев, оставались «на задворках» автоматизации. Именно этот пробел мы и стремимся устранить, предлагая своим заказчикам решения от компании Fiserv. В первую очередь эти решения предназначены для банков с большим количеством точек работы с наличными. Сегодня мы предлагаем наши услуги финансовым институтам с развитой банкоматной сетью (более 1000 банкоматов). Однако, по расчётам специалистов нашей компании, такое решение может представлять интерес и для тех банков, у которых около 200 точек по работе с наличными.

Кто ваши основные заказчики, ИТ или бизнес-подразделения банков?

Исторически сложилось так, что у компаний-интеграторов основными заказчиками являются ИТ-подразделения банков. Однако в нашем решении в первую очередь заинтересованы руководители операционных подразделений. Примерно 90% времени при продвижении и 70% при внедрении продукта мы взаимодействуем с сотрудниками бизнес-подразделений. Именно их оценка внедряемого решения и позволит в дальнейшем сформировать мнение о продукте и о нашей компании в целом. Основной функционал, который требуется внедрить в банке, определяется требованиями операционных подразделений. В некоторых случаях, когда предлагаемый нами функционал по мониторингу работы оборудования для работы с наличными оказывается более эффективным, чем тот, который используется в банке, ИТ-подразделения проявляют серьезный интерес. В любом случае, осуществить внедрение новой системы в банке, без участия его ИТ-специалистов, невозможно. По этой причине сотрудники «Энвижн Груп» в этом вопросе одинаково плотно работают как с ИТ, так и с бизнес- подразделениями.

Хотелось бы узнать подробности, какие конкурирующие системы рассматривались? Преимущества решений Fiserv перед ними? Какую ценность для клиентов дает ваше решение?

На отечественном и международном рынках представлено не так много продуктов по управлению наличными. При отборе рассматривались решения от отечественных и зарубежных компаний. Результаты анализа показали, что большинство используемых в банках систем или разрабатывались самостоятельно, или не имели приемлемого количества внедрений среди финансовых организаций. К сожалению, ни в одном из рассмотренных нами предложений мы не нашли такого широкого спектра услуг и простоты внедрения, а также богатого опыта практической эксплуататции, как у компании Fiserv. Успешный опыт пилотной проверки прогнозируемых результатов в нескольких банках окончательно убедил нас в правильности сделанного выбора.

Основные конкурентные преимущества продуктов компании Fiserv я перечислил, но это далеко не все. Они обладают ещё целым рядом важных для российских заказчиков достоинств. Например, для управления наличными ни одно из предлагаемых решений не требует обработки персональных данных. Это обстоятельство позволяет им полностью соответствовать законодательным требованиям отечественных регуляторов в области защиты персональных данных.

Использование управления наличными, как услуги, не требует от банков серьезных первичных затрат, что дает возможность предлагать эту услугу большему кругу потенциальных заказчиков, в том числе не очень крупным финансовым организациям, позволяя им добиваться конкурентного преимущества на финансовом рынке. Отсутствие капитальных затрат при внедрении нашего решения позволяет банку при необходимости отказаться от использования системы без значительных финансовых потерь. Такое может произойти в случае, если качество услуги не будет соответствовать требованиям заказчика. Хотя уверен, что такая ситуация не возникнет.

Функционал продуктов Fiserv позволяет банкам не только контролировать текущую ситуацию с наличными, но и благодаря заложенному в них алгоритму расчёта оценить с большой долей вероятности рентабельность предполагаемого размещения точки по работе с наличными в том или ином месте, выявить наиболее доходные для банка операции с наличными для дальнейшего их развития и продвижения. Решения настолько гибкие, что позволяют реализовать как централизованное, так и децентрализованное управление наличными средствами, а широкая продуктовая линейка нацелена на повышение качества обслуживания как физических лиц, так и корпоративных клиентов. Уже сейчас мы готовы предложить к внедрению продукт, который позволяет практически в режиме реального времени проводить зачисление полученных клиентами банка наличных средств на свой расчётный счет. Это ускоряет оборот денежных средств и позволяет в некоторых случаях обойтись без привлечения краткосрочных кредитов.

Какие риски могут возникнуть у банка при внедрении решений от Fiserv? Как вы их оцениваете?

При использовании решений от Fiserv у банков практически не возникает никаких рисков. Не буду скрывать, к сожалению, как и при внедрении любого другого ИТ-решения, они имеются. Основной риск определяется тем, что банкам предлагается использовать уникальные услуги от единственного поставщика. Мы вместе с Fiserv стараемся минимизировать этот риск. Достигается это тем, что, во-первых, компания Fiserv имеет несколько распределённых по всему миру резервных площадок для обработки данных и предоставления услуг своим заказчикам. Услуги по управлению наличными оказываются 16 тыс. финансовым организациям по всему миру, в их числе такие крупные и авторитетные международные финансовые учреждения, как JP Morgan Chase, Bank of America, Citibank, HSBC, Barclays, Lloyds Banking Group, Royal Bank of Scotland, National Australia Bank (Австралия), First Rand Bank (Южная Африка) и многие другие. Всем своим заказчикам компания Fiserv обеспечивает максимально возможную надёжность.

Во-вторых, в ходе внедрения услуги проводится обучение сотрудников банка по сопровождению и работе с новыми модулями управления наличными. В компании «Энвижн Груп» работают высококвалифицированные специалисты, которые при необходимости смогут оперативно оказать помощь и поддержку по внедрённым продуктам.

И, в-третьих, если банк принимает решение об отказе от использования решения по управлению наличными, как от услуги, и решает внедрить программные продукты Fiserv на собственном оборудовании, то для этой процедуры банку не потребуется повторно тратить средства и время на сбор и подготовку статистических и исторических данных. Достаточно лишь закупить необходимые лицензии и оплатить работу по установке и переносу настроек серверной части программного обеспечения, или выполнить эти работы силами собственных специалистов банка.

Локализация – больной вопрос для России, из-за законодательства, в частности. Как вы решаете эту проблему?

Локализация программного обеспечения — это очень важный вопрос для отечественных пользователей. Сейчас мы выполняем работы по локализации всех модулей предлагаемых нами решений, включая и локализацию отчётных форм. Решения Fiserv уже локализованы на нескольких языках. В центральном ядре системы расположен специальный модуль, отвечающий за локализацию всех имеющихся в системе интерфейсов. В ближайшее время вопрос локализации программного обеспечения Fiserv по управлению наличными в России будет полностью решен нашими сотрудниками.

Было бы интересно на примере конкретного проекта в России или СНГ узнать о том, как работают решения Fiserv в российских условиях?

К сожалению, мы не можем раскрывать детальную информацию по проектам. но некоторые моменты рассказать могу «Энвижн Груп» располагает широкой, развитой филиальной сетью и мы предлагаем внедрять управление наличными, как финансовым учреждениям в России, так и в странах СНГ.. Большой интерес к предлагаемому решению есть не только в России, но и, например, в Узбекистане. Мы уже ведём проекты с несколькими заинтересованными банками в Москве. Для них проводилось сравнение данных, предлагаемых системой управления наличными, с результатами реальной эксплуатации. Для ряда заказчиков был организован референс-визит, в ходе которого можно было наглядно ознакомиться с работой системы в реальных условиях эксплуатации, обменяться мнениями с её пользователями. В некоторых банках была организована тестовая эксплуатация. В среднем, полученные результаты показали, что сокращение операционных расходов по управлению наличными составляет 20 — 40%. Это очень хороший результат. Размер сокращения расходов зависит от текущего уровня качества управления наличными в банке. Лучшие показатели были достигнуты для региональных и удалённых точек предоставления услуг по работе с наличными.

Компания «Энвижн Груп» не имела ранее опыта внедрения специального банковского программного обеспечения. Что способствовало расширению видов деятельности компании?

Действительно, до недавнего времени «Энвижн Груп» не имела в своем портфеле решений банковских продуктов. Тем не менее, мы давно сотрудничаем с банками в области проектирования и строительства информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. У нас существует целый ряд хорошо отработанных предложений, которые востребованы в финансовом секторе: разработка и строительство распределенных вычислительных сетей, систем хранения данных и резервного копирования, систем видеоконференцсвязи, центров обработки данных, контакт-центров и т. д. В соответствии с потребностями наших заказчиков в компании было создано подразделение по предоставлению услуг в области обеспечения информационной безопасности. На сегоняшний день в этом направлении на отечественном рынке «Энвижн Групп» является одним из основных игроков.

Чуть больше года назад компания приняла решение расширить перечень предлагаемых услуг предложением специализированного программного обеспечения. Для реализации этого решения на работу в компанию были приглашены опытные специалисты из финансового сектора. Они провели анализ предложений на отечественном рынке, выполнили подготовительные работы по обеспечению качественного внедрения проработанных решений и вывели на рынок принципиально новые продукты и услуги.

Fiserv обладает широкой продуктовой линейкой. Как вы оцениваете рынок сбыта для каждого из них? Какое семейство решений Fiserv, на Ваш взгляд, может оказаться наиболее приоритетным, востребованным в России?

У каждого заказчика свои требования. Исходя из этих требований можно рекомендовать те или иные продукты. Из опыта общения с потенциальными заказчиками можно сказать, что на отечественном рынке наибольший интерес проявляется к следующим продуктам:

  • iCom — интеллектуальное решение для управления сетью пунктов выдачи наличных; 
  • Logix – универсальное решение по поддержке, оценке и управлению активами, позволяет увеличить прибыльность и эффективность осуществляемых через банкоматы операций; 
  • eiManager — интеллектуальное решение для управления критически-важными устройствами самообслуживания; 
  • TrackPoint — эффективное программное решение по организации управления активами.

Также у нас проработаны и другие решения для автоматизации работы с наличными, такие как CorPoint, MatchPoint, Remote Cash Capture, но они пока менее востребованы российскими банками. Думаю, что после того, как банки оценят выгоду от внедрённых решений, они проявят заинтересованность и к другим продуктам компании Fiserv. Тем более, что опыт проведения пилотных внедрений показал, что продукты Fiserv отлично адаптируются к отечественной специфике и позволяют добиться результатов на уровне лучших практик их зарубежного внедрения.

http://www.banki.ru/products/remote/news/interview/?id=2696993