Распечатать

«Безопасный город» в Уфе — пример практической реализации концепции

В научно-техническом сборнике «Связь и автоматизация МВД России — 2010» опубликована статья с описанием реализованного «Энвижн Груп» решения по концепции «Безопасный город», которое стало одним из наиболее полных и комплексных решений по этой теме в России.

16 ноября 2010

Валеев Руслан Альбертович, начальник УССТиА МВД по Республике Башкортостан, подполковник милиции, Иванчуков Владимир Геннадьевич, начальник отдела проводной связи и автоматизации УССТиА МВД по Республике Башкортостан, майор милиции, Кузнецов Михаил Юрьевич, директор филиала «Энвижн Груп» в Нижнем Новгороде «Энвижн-Волга».

Безопасность жизни и сохранность имущества горожан стала критически важным фронтом работ муниципальных властей во всем цивилизованном мире. Продолжающийся рост мегаполисов, глобализация террористических и криминальных структур, расширение набора техногенных угроз — все это обуславливает необходимость внедрения технических средств и организационных мер для того, чтобы максимально упорядочить обстановку в городах, получить инструмент предупреждения угроз, возможность более оперативного раскрытия преступлений и поиска злоумышленников. Реализация таких мер получила название «Безопасный город» (далее — БГ). Одними из первых в России такую масштабную задачу стали решать в г. Уфе, начиная с 2007 г.

Цели и задачи

«Безопасный город» — система сбора информации об оперативной обстановке в городе, её анализа и оперативного реагирования на текущую ситуацию. Основа системы БГ — система видеоконтроля, созданная на основе распределенной сети камер видеонаблюдения на территории города, предназначенная обеспечивать органам внутренних дел возможность предупреждения, выявления и пресечения угроз и преступлений в местах массового пребывания граждан, на транспортных магистралях и развязках. Но на одном только видеоконтроле базируются системы БГ начального уровня. Комплексное же решение БГ включает в себя множество дополнительных подсистем сбора информации, таких как: кнопки вызова «Гражданин-Милиция», акустические, химические и радиационные датчики, системы мобильного наземного и воздушного наблюдения. При этом «сердце» системы БГ — это ситуационный центр, куда сводятся все потоки информации от подсистем сбора и где принимаются решения о реакции на поступившую информацию.

Системы БГ создаются с целью:

  • повышения уровня безопасности личности и общественной безопасности;
  • обеспечения гарантий собственности и минимизации причиненного материального ущерба от преступных посягательств;
  • обеспечение нормального функционирования государственных учреждений, важных и особо важных объектов жизнеобеспечения;
  • повышение эффективности деятельности по профилактике, предупреждению и раскрытию преступлений и правонарушений.

Система БГ предназначена для решения следующих задач:

  • комплексного мониторинга поступающей информации о текущей обстановке на наблюдаемой территории (видеонаблюдение, диспетчерская связь, системы экстренного вызова, охранные и пожарные датчики и т.д.);
  • позиционирования событий и реакций на них с использованием электронной карты города;
  • автоматизированного определения типа события, характеризуемого принятым сигналом, сообщением, информацией о чрезвычайных, аварийных или внештатных ситуациях;
  • обеспечения взаимодействия, комплексного использования и оперативного руководства силами и средствами;
  • обеспечения единой централизованной идентификации и аутентификации пользователей и поддержка иерархии доступа с системой приоритетов и полномочий доступа;
  • ведения отчетности о действиях пользователей и состоянии системы в целом;
  • предоставления пользователям системы единого интерфейса управления информационными ресурсами и отображения информации;
  • оперативного архивирования видеоинформации;
  • обеспечения возможности восстановления хода событий на основе имеющихся материалов;
  • автоматизированного анализа поступающей информации и поддержки принятия управленческого решения по реагированию на изменения обстановки;
  • долговременного архивирования информации для последующего использования, анализа и криминалистических экспертиз.

Создание фундамента системы — итоги первого этапа

В апреле 2007 г. в городе Уфе были начаты работы по созданию Центра управления силами (далее ЦУС) МВД по Республике Башкортостан. Времени на реализацию в связи с намеченными на октябрь 2007 года масштабными мероприятиями с участием первых лиц государства, приуроченными к 450-летию присоединения Республики Башкортостан к России, было отведено крайне мало. В рамках реализации проекта была заложена «основа» городской системы видеонаблюдения. В помещении, выделенном под создание ЦУС, была произведена реконструкция, установлены инженерно-технические системы, средства связи и отображения информации, смонтирован Центр обработки и хранения данных (далее — ЦОД).

При выборе компонентов подсистемы хранения ЦОД, в целях унификации, предпочтение отдавалось оборудованию и программному обеспечению одного производителя — компании Hewlett Packard. Требуемый уровень надежности подсистемы хранения в целом достигнут за счет дублирования компонентов подсистемы. В качестве базового программного обеспечения определен продукт ЗАО «Vocord telecom» для организации распределённых систем видеонаблюдения «Tahion».

В настоящий момент средствами видеонаблюдения оборудовано 13 мест массового пребывания граждан, установлено 129 видеокамер и 16 точек связи «Гражданин — милиция». По городу между Центрами и объектами видеонаблюдения были проложены волоконно-оптические линии связи с пропускной способностью в магистральном кольце — 10 Гбит / с, в отводах — 1 Гбит / с. Созданная сеть не исключает возможности использования её в будущем как базовой системы для установки и функционирования на ней иных программноаппаратных комплексов, например подсистем распознавания государственных номеров автотранспорта и биометрии лиц, попадающих в поле зрения установленных камер. Также в настоящее время проработан вопрос об организации вывода видеоинформации из городов Республики Башкортостан, оборудованных системами «Безопасный город».

Технологически любая система БГ является конструктором, собранным из относительно стандартных блоков — системы сбора данных, системы хранения и обработки данных, системы передачи данных, системы отображения и анализа данных и т. д., что позволяет интегрировать системы БГ, построенные в различных городах, образуя областные и региональные системы БГ, и в перспективе позволит создать единую, вертикально интегрированную систему БГ уровня страны. Идет создание системы мониторинга автотранспорта на основе ГЛОНАСС / GPS.

Внедрение этой системы подразумевает контроль и управление нарядами милиции из дежурных частей МВД по РБ, УВД по г. Уфе, ДПС ГИБДД и органов внутренних дел Республики. Установлено несколько компьютеризированных рабочих мест оператора: МВД по РБ, УВД по г. Уфе полк ППСМ, ОБОКПО при МВД по РБ, в дежурных частях городов Республики.

На территории Республики Башкортостан функционируют 11 стационарных постов ДПС (трем из них присвоен статус контрольного поста милиции) на которых установлено 7 комплектов АПК «Поток» и 4 комплекта АПК «Автоинспектор».

Второй этап — полноценное развертывание системы

В рамках создания проекта «Безопасный город» силами специалистов и экспертов «Энвижн Груп» подготовлено решение по созданию программного комплекса, готового к реализации как в масштабах города, так и в более крупных масштабах региона и всего ведомства.

При проектировании второй стадии создания системы были учтены и реализованы следующие требования:

  • увеличена зона контроля по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и безопасности дорожного движения, при этом наблюдение за объектами контроля осуществляется в автоматизированном режиме;
  • введена автоматическая фиксация нарушений ПДД, выявление потенциальных угроз общественной и личной безопасности граждан с использованием аппаратно-программных комплексов видеонаблюдения и интеллектуальных детекторов;
  • обеспечено эффективное управление и видеоконтроль несения службы дежурными сменами органов внутренних дел и подразделений;
  • автоматизирован комплексный анализ поступающей информации, реализована поддержка принятия управленческих решений и контроль за их исполнением;
  • органы исполнительной власти и внутренних дел обеспечены своевременной и достоверной информационной поддержкой;
  • реализовано взаимодействие, комплексное использование сил и средств в охране общественно- го порядка;
  • сокращены эксплуатационные расходы на содержание системы.

Для решения данных задач на второй стадии создания системы были спроектированы:

Интегрированная мультисервисная телекоммуникационная подсистема (ИМТПС), включающая в себя:

  • подсистему волоконно-оптических линий связи;
  • магистральную сетевую инфраструктуру ИМТПС.

Центр оперативного управления (ЦОУ), включающий в себя:

  • центр обработки вызовов в ЦОУ;
  • систему служебной видеоконференцсвязи;
  • систему отображения ЦОУ;
  • систему озвучивания ЦОУ;
  • инженерные и вспомогательные системы, обеспечивающие функционирование ЦОУ.

Подсистема центра обработки данных (ЦОД), включающая в себя:

  • вычислительную инфраструктуру ЦОД и развернутую на ее базе подсистему архивирования и хранения данных;
  • локальную вычислительную сеть ЦОД;
  • инженерные и вспомогательные системы, обеспечивающие функционирование ЦОД.

Подсистема мобильных систем мониторинга и управления, включающая в себя:

  • рабочее место мобильного оператора;
  • подвижный узел связи;
  • подсистему мониторинга мобильных объектов;
  • подсистему мобильного видеонаблюдения, в том числе на базе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Подсистема мониторинга, управления и защиты информации (ПМУЗИ), включающая в себя:

  • подсистему мониторинга и управления;
  • подсистему защиты информации.

Программный комплекс информационно-аналитической системы «Безопасный город», включающий в себя:

  • систему взаимодействия с пользователями программного комплекса информационно-аналитической системы «Безопасный город»;

Подсистема радиосвязи, выполненная путем модернизации и расширения существующей сети транкинговой цифровой радиосвязи стандарта АРСО 25 МВД по Республике Башкортостан.

Подсистема экстренной связи «Гражданин — Милиция»;

Подсистема управления дорожным движением (ПУДД), включающая в себя:

  • подсистему контроля автотранспортных магистралей.

Подсистема устройств сбора информации на объектах контроля, включающая в себя:

  • подсистему оборудования обзорного видеонаблюдения, идентификации личности, фиксации ДТП и нарушений ПДД;
  • подсистему биометрического распознавания образов и идентификации личности.

Подсистема узлов доступа.

Говоря языком сухих цифр, на втором этапе реализации проектных решений система будет расширена до следующих параметров, в частности будут:

  • увеличена на 291 камеру ёмкость системы стационарного видеонаблюдения, что позволит довести общее количество видеокамер до 430;
  • добавлены 500 устройств мобильного видеонаблюденияна автомобилях ППС;
  • добавлен беспилотный летательный аппарат контроля ситуации в случаях исключительной важности;
  • добавлены «Кнопки вызова» в 89 ключевых местах города;
  • спроектирована единая интеллектуальная система управления светофорами, объединяющая 203 светофора на ключевых перекрестках города;
  • добавлены 160 детекторов движения транспорта на ключевых магистралях города;
  • спроектированы два информационных табло взаимоувязанных с системой информирования населения «АКСИОН»;
  • увеличено количество абонентов системы подвижной радиосвязи стандарта «АРСО-25» до 2500;
  • спроектировано оснащение системами спутникового позиционирования Глонасс / GPS 1200 автомобилей ППС / ДПС;
  • разработан специализированный программный комплекс управления всеми подсистемами с унифицированного рабочего места.

Ядром системы является спроектированный Центр оперативного управления на 27 операторов, который позволяет агрегировать все информационные потоки системы в одной точке, проанализировать поступающую информацию и помочь операторам ЦОУ отреагировать на ситуацию оптимальным образом. ЦОУ рассчитан на работу в режиме 24 часа 7 дней в неделю и включает в себя системы отображения и анализа информации, систему озвучивания, систему служебной видеоконференцсвязи, контактный центр, систему интегрированного управления и сопутствующие инженерные системы. Данный ЦОУ может интегрироваться с аналогичными ситуационными центрами других ведомств и служб, таких как: МЧС, муниципальные службы, другие территориальные ведомства МВД, ФСБ, ФСО, ГИБДД, МО и т. д., для проведения совместных мероприятий.

Одним из важных направлений, которому в проекте уделено особое внимание, является разработка Комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы «Безопасный город» (КАИАС «Безопасный город»). Разработка и внедрение данной системы должны способствовать повышению эффективности управления нарядами, обеспечению постоянного контроля за состоянием оперативной обстановки, личной и имущественной безопасности граждан, дорожного движения, объектами особой важности.

В настоящее время в системе МВД по РБ, а также в Управлениях внутренних дел городов республики функционирует достаточно большое число различных информационных систем, которые в целом можно охарактеризовать следующим образом.

1. Отсутствуют системы комплексной обработки пространственно распределенной информации, хотя информация, необходимая для поддержки принятия решений при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности характеризует пространственно (территориально) распределенные объекты.

2. Существующие автоматизированные системы не охватывают всего множества задач, связанных с организацией информационной поддержки оперативного и стратегического управления мероприятиями по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. По существу, необходимо добиться того, чтобы вся совокупность задач, решаемых органами внутренних дел различных уровней, выполнялась на общей основе в рамках использования единой информационной среды.

Исходя из вышесказанного, разработка и построение КАИАС «Безопасный город» должны базироваться на использовании ГИС-технологий, что позволит более качественно, наглядно и унифицировано представлять пользователям всю необходимую для принятия решений информацию.

Таким образом, основной интегрирующей компонентой КАИАС «Безопасный город» может выступить геоинформационная система крупного города, которая сама по себе является отдельной законченной системой.

Структура программных комплексов КАИАС «Безопасный город»

В соответствии с концепцией построения, КАИАС «Безопасный город» объединяет программное обеспечение и базы данных, входящие в отдельные подсистемы. В структуру программных комплексов (ПК) в составе КАИАС «Безопасный город» должны войти:

  1. ПК центра оперативного управления;
  2. ПК подсистемы видеонаблюдения;
  3. ПК подсистемы экстренной связи «гражданин-милиция»;
  4. ПК подсистемы радиосвязи;
  5. ПК подсистемы мониторинга мобильных объектов;
  6. ПК подсистемы управления дорожного движения;
  7. ПК подсистемы инженерной инфраструктуры;
  8. ПК подсистемы архивирования и хранения данных.

Для осуществления взаимодействия программных комплексов в составе ПК ИАС и решения функциональных задач пользователей, требующих проведения моделирования, пространственно-временного и статистического анализа в составе ПК ИАС, должен быть разработан Интерфейс взаимодействия программных комплексов в составе ПК ИАС. Данный интерфейс должен обеспечивать взаимодействие программных комплексов (обмен информацией) в составе ПК ИАС по единому протоколу обмена данными (в едином формате). Используемые интерфейсы подключения должны быть совместимы со всеми подключаемыми подсистемами КАИАС «Безопасный город».

Для решения всех поставленных перед ПК ИАС задач в рамках интерфейса взаимодействия программных комплексов должны функционировать:

  • ПК информационно-справочных и поисковых задач;
  • ПК решения функциональных задач;
  • ПК Администратора и менеджера;
  • интерфейс обмена данными с источниками информации;
  • ПК подсистем КАИАС «Безопасный город».

Единое информационное хранилище на базе центра обработки данных (ЦОД) должно содержать пространственную, атрибутивную, видео-, аудио- и графическую информацию.

В состав единого информационного хранилища должны войти:

  • изображения, полученные от системы видеонаблюдения;
  • данные вычислений модуля идентификации личности;
  • данные вычислений модуля контроля автотранспортных магистралей;
  • данные центра коммуникаций (запись звонков);
  • данные с ПЭС «Гражданин — милиция»;
  • данные, связанные с журналированием действий пользователей в системе;
  • пространственная информация об объектах КАИАС «Безопасный город»;
  • информация, полученная от других подсистем.

Интегрирующую роль в Интерфейсе взаимодействия программных комплексов должна играть геоинформационная система (ГИС). При этом платформа, на которой выполняется реализация этой ГИС, должна обеспечивать: расширяемость, поддержку различных программных интерфейсов для организации взаимодействия с другими программными комплексами, возможность развертывания ГИС-сервисов, для эффективного решения задач интеграции, возможность создания, серверных решений для тонких клиентов.

Разработка ГИС в составе КАИАС «Безопасный город» является эффективным инструментом представления и анализа данных, направленных на поддержание общественного порядка и общественной безопасности на территории города. ГИС позволит оперативно и эффективно реагировать на различные происшествия, аварийные и чрезвычайные ситуации, определять местоположение звонивших, а затем с помощью своих аналитических средств выявлять ближайшие патрульные машины к местам происшествий. ГИС может быть интегрирована с системами записи звонков для отображения мест происшествий и анализа и выявления тенденций. Также ГИС в составе КАИАС «Безопасный город» может интегрироваться с данными других органов государственной власти для полного анализа всей имеющейся информации по ЧС.

Таким образом, разработка ГИС в составе КАИАС «Безопасный город» позволит повысить оперативность принимаемых решений за счет контроля текущей оперативной обстановки, управления силами и средствами и координации действий служб оперативного реагирования, базирующихся на анализе пространственной информации о территории города и объектах МВД

Оригинал статьи в формате PDF (9.3 Мбайт)