Распечатать

Бизнес № 86, 2006

Финал инфраструктурного бума

17 мая 2006

Бизнес № 86, 2006

Финал инфраструктурного бума

Российские сотовые операторы закончили строительство сетей, и производители оборудования оказались на мели

Российские сотовые операторы практически достроили сети - идет последний год, когда они вкладывают миллиарды в инфраструктуру. О том, что будет после, компании, поставляющие оборудование связистам, думают с опаской. Эксперты полагают, что их бизнес может спасти переход с сотового оборудования на широкополосное, а также с поставки и инсталляции "железа" на обслуживание сетей и консалтинг.

По данным DelFOro Group, объем мирового рынка телекоммуникационного оборудования операторского класса в 2005 году перевалил за $66 млрд. Львиную долю этого объема до сих пор удерживает мобильная инфраструктура. В прошлом году производители решений для сотовых операторов заработали $40, 1 млрд, превысив на $200 млн прогнозы экспертов. Однако рост этого сегмента рынка практически прекратился: в минувшем году его объем увеличился всего на 7\%, в то время как смежные секторы показывали более высокие темпы, и продажи решений для IР-телефонии выросли на 50\%, DSL-оборудования - на 23\%, оптоволоконных сетей - на 19\%. Снижение темпов роста рынка вполне наглядно объясняет брожения в рядах мировых производителей операторской инфраструктуры: грядущее слияние подразделения Lucent и Alcatel и желание Siemens продать свои телекоммуникационный бизнес.

На фоне стагнации российского сотового рынка прогнозы развития бизнеса производителей оборудования выглядят нерадужно. "Российский рынок оборудования для мобильных и фиксированных сетей растет на 2-3\% в год и приближается к крайней точке насыщения", - констатирует директор аналитической компании J'son & Partners Джейсон Смолек. По его оценкам, продажи оборудования операторам связи в 2004 году достигли $3, 32 млрд, в 2005 подросли едва-едва - до $3, 41 млрд, а в 2006 году должны увеличиться до $347 млрд. При этом основной прирост будет приходиться отнюдь не на мобильный сегмент: операторы, достроив сети, постепенно сокращают капитальные вложения. По оценке аналитиков ИК "Уралсиб", сейчас на капитальные затраты (САРЕХ) сотовых операторов приходится 40-50\% своей выручки, но уже к 2007 году сотовики снизят этот показатель до 20-25\%.

"Сокращать расходы на оборудование операторы сотовой связи уже начали, да и операторы фиксированной связи, входящие в холдинг „Связьинвест", по нашим прогнозам, в текущем году существенно снизят САРЕХ, - рассказывает Джейсон Смолек.- На этом фоне наращивать капвложения будут только альтернативные операторы, но их вклад в общую копилку расходов ограничен: $600-650 млн в 2005-2006 годах".

Единственным федеральным сотовым оператором, чьи затраты на базовые станции, коммутаторы и прочую инфраструктуру будут расти еще несколько лет, остается "Скай Линк". "Проект находится на стартовом этапе, идет активное развитие в регионах, поэтому ближайшие два года станут пиковыми с точки зрения инвестиций", - сообщили в компании. Общий объем капитальных затрат "Скай Линк" в 2006 году составит около $100 млн - капля в море по сравнению с инвестициями операторов "большой тройки".

В это время самые крупные игроки сотового рынка уже начали урезать инвестиции в инфраструктуру. К примеру, если в 2005 году МТС потратила на развитие сети $2, 2 млрд - приблизительно вдвое больше, чем годом ранее, то на 2006 год оператор готов потратить менее $1, 9 млрд. "Вымпелком" планирует вложить в сеть "Билайна" около $1, 6 млрд - примерно столько же, сколько в прошлом году. "С повышением уровня проникновения мобильной связи объем инвестиций уменьшится, а главное - изменит структуру", - рассказывает пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. Объем капиталовложений в технику уменьшится, зато появится спрос на платформы для дополнительных услуг. По мнению директора по маркетингу компании-интегратора NVision Group Сергея Головина, параллельно этой тенденции развивается и другая: стоимость оборудования и рентабельность бизнеса производителей уменьшаются, это связано со снижением спроса и, соответственно, ростом конкуренции.

Пока продажи мировых вендоров в России не внушают опасений. Китайский поставщик Huawei недавно отрапортовал о $620 млн, заработанных на нашем рынке, причем половина этой суммы пришлась на мобильные решения. Шведская Ericsson в прошлом году получила несколько меньше - примерно $488 млн. "Ничего удивительного в этом нет, - считает аналитик IDC Russia Наталья Короткова.- Восточные производители стремительно отвоевывают рынок за счет низких цен и очень выгодных товарных кредитов".

Сами вендоры не хотят верить в грядущее насыщение рынка. По их мнению, даже тогда, когда операторы перестанут закупать базовые станции и коммутаторы в прежнем количестве, пространство для маневров останется. "Мы не участвовали активно в строительстве сетей 2G, поэтому снижения своих поставок не ожидаем. Мы продаем более высокотехнологичное оборудование - оптические DWDМ-сети, широкополосные CDMA, UMTS, WiMax, HDSPA и программные коммутаторы (softswitch), a эти технологии до недавнего времени не были широко востребованы российским рынком", - отмечает директор подразделения операторских решений Nortel Сергей Фишкин. По его мнению, вслед за операторами "большой тройки" в передовые технологии начнут вкладывать и операторы региональные. Не менее оптимистично настроены и в Ericsson. "Плавная эволюция одного поколения связи в другое создает постоянную потребность в новом оборудовании: как замедлится расширение сетей в регионах, появится потребность в решениях для дополнительных услуг, во внедрении многоуровневых сетей, снижающих издержки, потом появится потребность повысить скорость передачи данных.