Распечатать

Банкам нужен опыт других отраслей

Журнал «Банковское обозрение», июнь 2013

Чем банкам может быть полезен опыт телекоммуникационной отрасли и вдумчивый подход к работе с данными, рассказал «БО» Сергей Лобов, директор дивизиона по работе с финансовыми институтами компании «Энвижн Груп».

23 июля 2013

 

Скачать статью в формате pdf

Журнал «Банковское обозрение», июнь 2013

Чем банкам может быть полезен опыт телекоммуникационной отрасли и вдумчивый подход к работе с данными, рассказал «БО» Сергей Лобов, директор дивизиона по работе с финансовыми институтами компании «Энвижн Груп».

– Сергей, Вы относительно недавно покинули Microsoft и возглавили дивизион по работе с финансовыми институтами «Энвижн Груп». Что изменилось в компании с Вашим приходом?

– Прежде всего, компания изменила отношение к данной сфере, стала иначе себя позиционировать. Создан дивизион, где собраны специалисты, которые хорошо разбираются в финансовых рынках и банковском деле. Мы сформировали штат высококомпетентных инженеров и аналитиков-консультантов по большинству направлений. Моя роль состоит в том, чтобы применить в банковской отрасли накопленный на масштабных проектах опыт компании по разработке и интеграции сложнейших приложений.

Нам очень помогает богатая экспертиза по смежным отраслям, в первую очередь в сфере телекоммуникаций. По оценкам экспертов, структура банковского бизнеса развивается по модели операторов связи: они традиционно предлагали множество различных сервисов и обрабатывали огромные массивы данных. При этом зависимость оператора связи от качества и непрерывности услуг также очень велика. Поэтому к работе в новом подразделении мы привлекаем и специалистов, много лет выполнявших проекты в телеком-индустрии, – они уже не раз решали ИТ-задачи, аналогичные тем, с которыми сталкиваются банки.

– Можете привести пример таких задач?

– В настоящее время «Энвижн Груп» совместно с компанией SAP внедряет очень интересное решение для финансового рынка – Consume to cash. Оно позволяет конструировать продуктовые предложения для клиентов не в автоматизированной банковской системе (АБС), как это чаще всего делается, а в специальном приложении для CRM-системы.
В телекоме подобные решения используются достаточно давно. Помните, когда мобильная связь только зарождалась, нам предлагали всего один тарифный план с фиксированной стоимостью? Сегодня, открыв сайт сотового оператора, мы увидим огромное количество предложений. При этом тарифные пакеты комбинируются по разным критериям, например в зависимости от географического положения или модели использования мобильного устройства.
Представляете нагрузку на биллинговую систему (аналог АБС в телекоме), если бы все эти предложения хранились в ней? Найден другой вариант: в инфраструктуре телеком-оператора формируется «промежуточный слой», который дает возможность реализовать такое многообразие. А на биллинг отдается лишь та информация, по которой составляются счета.
Теперь рассмотрим банковскую структуру. Тоже много разных продуктов: депозиты, кредиты, пластиковые карты, расчетно-кассовое обслуживание и другое. Но может ли банк создать персональный тарифный план? Например, если у клиента открыт депозит, есть два успешно закрытых кредита и пять кредитных карт, то ему предлагается выгодное комплексное обслуживание. А если следом в очереди стоит еще один человек немного с другими параметрами, можно ли и ему предложить что-то особенное? Т.е. по сути задача выглядит так: финансовые продукты есть, исчерпывающая информация по клиентам – тоже, нужно лишь свести их воедино и сформировать «правильное» предложение.

К сожалению, хотя банки уже овладели терминологией «аналитический CRM», «комплейн-менеджмент», «next best offer», «единый фронт» и т.д., они все равно предлагают одни и те же услуги. Реализация модели, аналогичной той, которую уже успешно внедрила телекоммуникационная отрасль, могла бы существенно изменить ситуацию.

– «Энвижн Груп» предлагает широкий спектр услуг для финансовых институтов. В чем вы наиболее сильны?

– Есть три типа решений, на которых мы фокусируемся: транзакционные,  аналитические и инфраструктурные.

Все, что связано с инфраструктурой, мы давно традиционно делаем хорошо и в больших объемах. Пожалуй, индустриальная специфика роли здесь не играет. То, что сегодня мы впереди остальных интеграторов в строительстве и проектировании ЦОД, – факт, подтвержденный многочисленными наградами нашей компании и отдельных специалистов.

В частности, мы имеем опыт создания модульных ЦОД (не надо путать их с мобильными, передвижными). Такой дата-центр можно собрать фактически в любом промышленном помещении, где есть крыша и электричество. Вычислительные и инженерные системы распределены по контейнерам. Благодаря этому сроки поставки и ввода в эксплуатацию модульного дата-центра, аналогичного по функциональности стационарному, сокращаются в 3-4 раза. Если для запуска стационарного ЦОД нужно порядка двух лет, то для модульного – всего полгода. При этом по надежности он соответствует самым высоким стандартам, вплоть до Tier IV.

– А как насчет специфических задач?

– Конечно, их тоже немало. Например, у нас накопилась серьезная экспертиза и в сфере управления недвижимостью. Оказалось, что это направление достаточно востребовано в банках с развитой филиальной и банкоматной сетями. Если банковские отделения и исчезнут, то нескоро, а аренда помещений под банкомат – тоже объект хозяйственной деятельности, которым нужно эффективно управлять.

Также крупные банки часто сталкиваются с проблемой аллокации (распределения) затрат: расходы на IT редко списываются на конкретное подразделение, продукт, клиента и т.д. В одном из проектов мы столкнулись с ситуацией, когда компания списывала 80% затрат на IT просто как на развитие общекорпоративной информационной системы. Кто заказывает, почему – непонятно.

Для того чтобы помочь навести порядок в расчетах, мы создаем бизнес-кейсы внедрения и реализации конкретного продукта или новой продуктовой линейки. Например, недавно мы договорились о партнерстве с немецкой компанией, которая предлагает интересные платежные решения – банковские карты, привязанные к телефону. На телефон крепится специальная наклейка, счет пополняется через виртуальный кошелек. Это удобно и безопасно: потеря карты уже не грозит, телефон всегда можно деактивировать.

Внедрять такие решения нам помогает опыт «Ситроникс ИТ» (компания стала частью «Энвижн Груп» в ходе интеграции), реализовавшей множество NFC-проектов, в частности для Московского метрополитена. Уже сейчас мы можем показать на стенде, как это сделано, оценить перспективы внедрения. Это вообще правило нашей работы – мы не беремся за проект, пока не поймем его суть, практическое приложение.

– В банках традиционно востребованы аналитические решения. Что вы предлагаете в этой области?

– Аналитика – огромный пласт, который пока, на наш взгляд, недостаточно разработан в банковской сфере. Есть много небольших компаний-разработчиков, которые предлагают «нишевые» решения – строят ту или иную отчетность и предлагают ее как отдельную систему. Например, кэш-менеджмент – это, по большому счету, анализ массива данных и настройка правильной модели для оптимизации движения наличности по купюрам, времени и маршруту в заданном количестве точек. Наши аналитики и гораздо более сложные с точки зрения математики задачи решали. В «Энвижн Груп» уверены, что такую систему правильнее создавать в рамках специализированных аналитических решений. И мы предлагаем набор инструментов, которые помогают справляться с такими задачами на базе разных платформ, то есть модель плюс стандартное средство.

– Вы предлагаете аналитику в рамках комплексных BI-решений?

– Если банк готов воспринимать задачу именно таким образом, мы не против. Более того, мы будем всячески поддерживать подобный подход, который позволяет банку построить грамотное централизованное хранилище с максимальным объемом актуальной и полезной информации. Потому что сегодня большинство хранилищ, к сожалению, – это «хоронилища», информация лежит в них мертвым грузом. Мы же заставляем ее работать.
Например, сейчас мы активно развиваем новое направление – «большие данные». Соответствующий набор технологий снова пришел из телекома, но сегодня ими серьезно интересуются и финансовые институты.

– Какие общие рекомендации Вы можете дать финансовым институтам?

– Сегодня сложно найти банк, у которого нет хоть в каком-то виде хранилища, BPM-системы,  системы документооборота, АБС и т.д. Многие банки позаботились о приобретении среды разработки и большого количества средств. Это очень хорошие ресурсы, которыми надо активно пользоваться, реализовать заложенный в них потенциал.

Например, однажды я попросил у знакомого риск-менеджера обезличенные данные, и мы на основе Microsoft SQL Server построили скоринговую модель, аналогичную сделанной на базе SAS. При этом с точки зрения совокупной стоимости владения платформа Microsoft куда предпочтительнее.

Важно, чтобы банк доверял математике. Опыт показывает, что это оправдано. Тогда возможны и продвинутое управление рисками, и работа с «большими данными». А мы давно инвестируем в эти направления, у нас уже есть и стендовые образцы решений, и обоснованные бизнес-кейсы.
Универсальных систем не существует. Зато любую сложную задачу можно разбить на несколько простых, чтобы найти правильные решения. Такая декомпозиция и последующая интеграция – наш профиль, и мы охотно помогаем клиентам преодолеть текущие трудности и достичь намеченных результатов. Это в полной мере касается и финансовых организаций.

Статья на сайте журнала.