Распечатать

Банковское хранилище – больше, чем просто данные

Журнал «Банковское обозрение», июнь 2013

Как обеспечить полноту и качество данных, «Б.О» рассказала Наталия Савинова, руководитель направления департамента системной и бизнес-архитектуры «Энвижн Груп».

23 июля 2013

Скачать статью в формате pdf

Журнал «Банковское обозрение», июнь 2013

Правильно организованные данные служат фундаментом для работы банка, позволяя формировать регуляторную и управленческую отчетность и принимать правильные решения. Как обеспечить полноту и качество данных, «Б.О» рассказала Наталия Савинова, руководитель направления департамента системной и бизнес-архитектуры «Энвижн Груп».

– Почему один из основных акцентов в работе с финансовыми институтами компания делает на внедрение хранилищ данных?

– В идеале хранилище данных – краеугольный камень информационной архитектуры банка: с его помощью решается подавляющее большинство учетно-аналитических задач. В жизни, как правило, остается много вопросов, потому что хранилище несовершенно. Если построить его правильно, то даже при реализации новых требований можно использовать хотя бы часть предыдущих результатов. В противном случае приходится всякий раз фактически строить «хранилище в хранилище», а это долго и дорого, да и не всегда понятно, зачем. Получается некий фрактал, данные в котором либо отсутствуют, либо неполные, либо поступают несвоевременно.

– Можете привести пример из реальной практики?

– Конечно. Бухгалтерам постоянно требуются новые отчеты, поэтому они все время дергают своего ИТ-менеджера. Последний оценивает запросы и видит, что для их реализации нужны исторические данные. Разумеется, вся история – в хранилище. «Отлично, сейчас мы их добудем», – думает менеджер. Приходит в группу по развитию хранилища, а там говорят: «Что это за данные? У нас их еще нет. И тех нет, и этих». На самом деле нужные данные скорее всего есть, но их трудно найти. Поэтому принимается привычное решение: реализовать отчеты на «продуктовых» системах (системы, предназначенные для решения конкретной задачи: поддержки кредитного бизнеса, интернет-банкинга и т.д.) – это быстрее, там есть все данные.

Поскольку задачи бухгалтерии почти всегда имеют высший приоритет, то ресурсов на развитие продуктовых систем (например, бэк-офисных) просто не остается. Имеющиеся нагружаются несвойственными им функциями, их работа замедляется. Как правило, так получается, потому что нет человека, который следит за целостностью модели данных в хранилище.

Мне довелось столкнуться со случаем, когда в банковском хранилище информация о кредитных сделках не содержала процентной ставки.

– Какое хранилище можно назвать «хорошим»?

– Такое, в основе которого лежит модель предметной области. К примеру, посредством некоего финансового инструмента проводится сделка, которая порождает обязательства и?требования. Они определяются параметрами как сделки, так и финансового инструмента, лежащего в ее основе. Хранилище, в котором есть модель данных предметной области, способно интерпретировать параметры сделки и инструмента, определяя корректность набора соответствующих обязательств и требований. Такое хранилище не позволяет поместить сделку с неполным набором обязательных реквизитов и выполняет множество других функций для обеспечения целостности данных.

К сожалению, в большинстве случаев в?банке ничего подобного нет. Информация об одном и том же инструменте и об одной и?той же сделке может быть заведена в нескольких разных системах. Например, мне довелось столкнуться со случаем, когда в банковском хранилище информация о?кредитных сделках не содержала процентной ставки. Поэтому организационные мероприятия, на мой взгляд, должны идти дальше проекта по внедрению хранилища. Создание «хорошего» хранилища?– уникальный вид деятельности: обязательно должна быть предусмотрена программа преобразования, которая выполняется в фоновом или операционном режиме.

– Как правильно построить эту работу?

– В первую очередь в банке безусловно необходимо выделить роль архитектора хранилища данных. Им должен быть человек, который кроме необходимой технической составляющей также хорошо понимает предметную область.

Очень важен административный аспект?– распределение (маршрутизация) потоков задач. За каждый вид данных в банке должно отвечать определенное подразделение. Например, финансовый департамент отвечает за огромный пласт данных, лежащих в основе управленческой отчетности, и формирует официальную отчетность для менеджмента.
На практике же получается, что финансовый департамент не может своевременно предоставить отчетность, и менеджеры вынуждены обращаться напрямую к бизнес-подразделению, которое снова вынуждено делать отчеты «на скорую руку», исходя из своих операционных данных. Когда финансовый департамент наконец предоставляет отчеты, неожиданно обнаруживаются расхождения с бизнес-подразделениями. Любого руководителя такая ситуация не оставит равнодушным. А все потому, что у?финансового департамента нет настроенного инструментария для производства отчетов?­– хранилища. Чтобы исправить ситуацию необходима прежде всего административная воля для правильной маршрутизации задач хранилища, которая позволит ему когда-нибудь стать «хорошим».

– Какова роль интегратора в этом процессе?

– Интегратор становится «проводником» административной воли: мы осуществляем программу развития хранилища, а также оказываем экспертную поддержку в реализации модели предметной области.

Часто в кредитной организации работают параллельно 3–4 хранилища, соответственно, банк получает все описанные выше проблемы. При этом предложение убрать имеющиеся хранилища и построить одно новое встречают очень болезненно. Причина понятна: в?инфраструктуру уже вложены большие средства. В данном случае мы предлагаем более лояльный подход к изменениям, чтобы банк мог сохранить значительную часть инвестиций.

Статья на сайте журнала.