Распечатать

Большой Бизнес, № 5, 2009

Фундамент устойчивого бизнеса

12 мая 2009

Фундамент устойчивого бизнеса 
 
Елизавета Минайлова, «Большой бизнес»
 
По уровню автоматизации банковский сектор является одним из лидеров среди отраслей экономики. Информационные технологии для финансовых и кредитных организаций — не просто средство обеспечения бизнес-процессов, а один из основных инструментов создания стратегических конкурентных преимуществ, что становится особенно актуальным в условиях экономической нестабильности.
 
Один из западных экспертов дал банковскому бизнесу такое определение: banking business is IT business. Точнее не скажешь. Ни одна современная финансовая организация не в состоянии осуществлять свою деятельность без четко отлаженной информационной инфраструктуры, обеспечивающей непрерывность обслуживания клиентов, застрахованной от сбоев, защищенной от различных кибератак. Требования к качеству IT-сопровождения всех банковских служб постоянно растут.
 
А сейчас, когда доходность бизнеса падает, а конкуренция ужесточается, роль IT в банковской деятельности невозможно переоценить. В сложившихся условиях устойчивость банка, его  конкурентоспособность зависят от быстрого и адекватного реагирования на изменение ситуации. Соответственно, необходимо обеспечить возможность доступа людей, принимающих решения, к оперативной, полной и достоверной информации в любое время. Поэтому, считает первый заместитель генерального директора компании «Энвижн Груп» Евгений Закрепин, «сегодня любой развивающийся банк должен заботиться об IT-инфраструктуре, ответственной за непрерывность бизнес-процессов, информационное обеспечение ответственных решений, а порой — и саму возможность предоставления услуг».
 
Информационный потоп
По сути, банковская деятельность базируется на получении и обработке информации. В любом современном банке ежедневно перерабатывается колоссальное количество данных.
 
Поступающая информация скапливается в различных системах, ее объем постоянно и очень быстро растет. В какой-то момент становится все сложнее извлекать из этих массивов именно те данные, в том объеме и в те сроки, которые необходимы для принятия оперативного или стратегического решения. Кроме того, часть важной информации может быть утрачена в результате сбоя систем. Поэтому в области хранения данных приходится постоянно решать задачи по увеличению производительности, улучшению управляемости, обеспечению безопасности и сохранности данных, а также массу сопутствующих задач, таких как обеспечение непрерывного доступа к данным, миграция данных на обновленное оборудование, построение эффективных решений резервного копирования и ряд других.
 
Сегодня существует множество технологических решений построения систем хранения данных. От их правильного выбора, планирования и комплексного проектирования в полной мере зависит успех эксплуатации всех IT и, соответственно, эффективность выполнения функций банка.
 
Помимо всего прочего, наличие современных высокопроизводительных систем хранения с интегрированными решениями обработки и анализа данных позволяет упростить один из наиболее трудоемких процессов — подготовку обязательной отчетности. С одной стороны, как уже было сказано, рост количества данных усложняет задачу их сбора и анализа. С другой — ужесточаются требования к отчетности финансовых организаций со стороны Центробанка и других контролирующих органов. В частности, расширяется детализация отчетных форм, ряд отчетов банки обязаны выпускать ежедневно, а несвоевременная сдача документов может послужить основанием для серьезных санкций. Поэтому банковскому сектору необходимы эффективные решения по автоматизации формирования обязательной отчетности. Таковым, по отзывам специалистов, являются банковские хранилища данных и построенные на их основе BPM-системы (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса), которые содержат готовые отраслевые модели данных, в том числе для банков: набор приложений для автоматизации процессов планирования и бюджетирования, управления доходностью, управления рисками, подготовки управленческой и регулятивной отчетности.
 
Инфраструктура на вырост
Одной из серьезных проблем, связанных с накоплением данных, становится постоянная необходимость расширения дискового пространства. Несложный, в общем, процесс по добавлению пространства одному приложению может потребовать остановки всей системы на несколько часов, для того чтобы выполнить все необходимые операции.
 
Инфраструктура хранения разрастается. В современных системах количество объектов нередко измеряется сотнями и даже тысячами терабайт, затраты на управление комплексом системы хранения данных увеличиваются. И даже если удается снизить стоимость накопителей, это не решает проблем эффективного доступа к данным, производительности, а также контроля целостности информации и безопасности.
 
Большинство новых решений и технологий в сфере систем хранения связаны с построением высокоэффективной инфраструктуры хранения (центров хранения и обработки данных, или дата-центров), которая бы обеспечивала оптимальное соответствие сервисов задачам бизнеса. Сегодня потребность в такой инфраструктуре очень высока, современных дата-центров катастрофически не хватает. Инвестиции в строительство ЦОД банки рассматривают как стратегические. Поэтому, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, начатые проекты по их созданию, как правило, не останавливаются. Тем более что развитие инфраструктуры необходимо банкам для создания во время кризиса новых конкурентных преимуществ — привлечения новых клиентов, повышения качества их обслуживания и т.д.
 
По мнению экспертов, спрос на проекты по созданию и модернизации ЦОДов будет в меньшей степени подвержен влиянию кризиса по сравнению с другими крупными IT-проектами. Другой вопрос, что в сложившейся ситуации все банки будут более взвешенно подходить к решениям о запуске новых проектов и предъявлять более жесткие требования к обоснованию инвестиций.
 
На самом деле целесообразности вложений следует уделять больше внимания не только в связи с финансовой нестабильностью и прочими проблемами, вызванными кризисом. По отзывам ряда специалистов, доволь- но часто в проекте ЦОД закладывается недостаточное для его правильного развития количество серверов и рабочих станций, а также мощности локальных сетей. Дело в том, что с развитием организации возрастает не только число ее клиентов, но и сложность предоставляемых услуг. Некоторые аналитики необоснованно выводят линейную зависимость: компания вырастет на 100%, значит, и стоимость IT-инфраструктуры уве-
личится на 100%. В действительности же, ко гда бизнес компании удваивается, стоимость инфраструктуры может увеличиться и в 2,5–3 раза. Этот момент обязательно нужно учитывать.
 
Во всяком случае, еще ни разу не приходилось слышать, что какая-то компания построила себе дата-центр и он оказался для нее безнадежно велик. Как правило, все сетуют на нехватку мощностей.
 
Как объять необъятное
При принятии решений об инвестициях в инфраструктуру решающую роль играют экономические соображения. Основная цель пользователей формулируется достаточно просто: «Обеспечить бизнес необходимыми IT-сервисами соответствующего качества при минимальных затратах». Они будут стараться оптимизировать свои расходы на информационные технологии, станут искать продукты и решения, которые позволят максимально эффективно использовать существующую IT-инфраструктуру, дополняя ее самыми современными технологиями. В числе самых востребованных финансовыми организациями на первый план выйдут инструменты виртуализации и автоматизации администрирования. Также будут реализовываться проекты в области интеграции оборудования и решений от различных производителей.
 
Отдельно хотелось бы выделить технологии виртуализации вычислительных ресурсов. И хотя на сегодняшний день о виртуализации больше говорят, чем в реальности используют ее технологические возможности, будущее, безусловно, за ней. Эта новейшая технология не только позволяет повысить эффективность использования ресурсов, но и становится элементом общего управления инфраструктурой, отвечающим за балансировку нагрузки. Для этого виртуализация вычислительных мощностей и систем хранения должна работать в тесной связке с другими инструментами комплексного управления и обеспечивать тем самым автоматическую адаптацию ресурсов в каждой конкретной ситуации.
 
По мнению экспертов аналитической компании Garthner, к построению всей инфраструктуры хранения и обработки данных целесообразно применять поэтапный подход, придерживаясь плана постепенного внедрения сложных решений, добавляя функционал и сервисы по необходимости. Каждый новый этап, или новый уровень зрелости системы, должен использовать базовые возможности нижнего уровня. Например, на самом верхнем уровне автоматизации на основе правил требуется мониторинг событий, управление маршрутами, отчеты и обнаружение ресурсов, что реализуются на нижних уровнях. Подобная концепция построения сложной инфраструктуры позволяет добиться высокой эффективности и быстрой окупаемости инвестиций, а также ускоряет внедрение, позволяя начать эксплуатацию
системы с простыми решениями, совершенствуя комплекс хранения и обработки данных по необходимости.
 
В новых условиях перспективным направлением в области повышения эффективности информационных систем специалисты считают внедрение концепции SOA (сервис-но ориентированной архитектуры). Концепция SOA подразумевает централизованное предоставление услуг пользователям, коллективное использование ресурсов, а также учет затрат и потребления информационных сервисов. Следует отметить, что данную модель нельзя купить, нельзя заказать у интегратора как продукт даже за очень большие деньги. Она представляет собой целостный организм с собственной нервной системой, которая проникает во все аспекты IT — от бизнес-процессов и приложений до самых основ, включая инженерные системы эксплуатации ЦОД. При этом существующая IT-инфраструктура должна быть не только централизованной и согласованной, но и иметь возможность принять новую систему.
 
По мнению руководителя отдела по работе с коммерческими банками «Энвижн Груп» Александра Лишневского, принципы SOA, интегрированные в передовые продукты мировых производителей, полезны для применения в динамичной банковской сфере и позволяют клиенту добиться гибкого изменения и развития IT-подсистем и связей между ними, включая бизнес-процессы, функционирующие на основе этих подсистем. Внедрение SOA позволит развивающемуся банку повысить устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе. Сегодня можно с уверенностью сказать, что все базовые технологии для реализации SOA-модели уже существуют и главная задача состоит в их интеграции. И хотя доля финансовых организаций, готовых к переходу на SOA, пока невысока, она будет
увеличиваться, и в перспективе SOA станет ключевой стратегией развития IT.