Распечатать

Business & Financial Markets, № 120, 2007

ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ПОХОД "НАЛЕВО".

9 августа 2007

ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ПОХОД "НАЛЕВО".

Российские компании осваивают ИТ-аутсорсинг

Российский ИТ-рынок уже несколько лет подряд демонстрирует впечатляющие темпы роста. Но в отличие от западных компаний, в которых до 50% доходов может приходиться на продажу ИТ-услуг, у отечественного рынка пока не получается зарабатывать на сервисе. Выправить ситуацию, возможно, получится у ИТ-аутсорсинга, одного из самых перспективных направлений ИТ-услуг. Однако для этого российским предпринимателям придется довериться сторонним специалистам.

По данным международного аналитического агентства ЮС, в 2006 году затраты в сфере ИТ в России составили $14,58 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 22,7%. Большую часть продаж - 68,7% - обеспечило компьютерное оборудование, на долю ИТ-услуг пришлось 20,7%, а на программное обеспечение - 10,6%. В денежном выражении рынок ИТ-услуг в прошлом году составил около $2,99 млрд, из которых на аутсорсинг пришлось около $360 млн. Иными словами, доля ИТ-аутсорсинга - всего лишь 2,5% от общего объема рынка.

В западных странах эта услуга более востребована. Руководители даже самых крупных корпораций рано или поздно приходят к выводу, что содержать собственную мощную ИТ-службу бессмысленно. Поэтому они заключают договоры на обслуживание с крупными ИТ-компаниями, способными решать возникающие технологические проблемы быстрее, эффективнее, а главное, дешевле. В результате, по данным журнала The Economist, в мире ежегодно заключается до десяти миллиардных сделок по ИТ-аутсорсингу и до 100 - на сумму более $100 млн. К услугам аутсорсеров, по словам аналитиков, прибегает до половины компаний в США и странах Западной Европы.

Впрочем, российский рынок ИТ-услуг явно стремится не отставать от Запада. В последний год, по данным агентства CNews Analytics, наметилась тенденция опережающего роста расходов компаний на ИТ-услуги.

С этой оценкой согласны и игроки рынка. Например, по мнению заместителя начальника отдела развития новых решений компании "Техносерв А/С" Артема Соколова, сейчас заметна тенденция к увеличению рынка ИТ-услуг за счет развития аутсорсинга и аутстаффинга. "ИТ-аутсорсинг используют 30-35% крупных российских организаций, чья деятельность не связана напрямую с ИКТ,- говорит Соколов.- Это неплохой показатель для такого молодого сектора, ведь к любому новшеству рынок должен привыкнуть". По данным "Техносерва", 30% рынка ИТ-аутсорсинга приходится на государственные структуры, 20% - на предприятия связи, 40% - на коммерческие предприятия, не связанные с ИТ. Остальные организации в сумме дают не более 10%.

Основное развитие в России ИТ-аутсорсинг получил в банковском и телекоммуникационном секторах экономики, на их долю приходится примерно 50% существующего рынка, считает руководитель направления технической поддержки и аутсорсинга компании "Крок" Георгий Ованесян. По его данным, в первую очередь на аутсорсинг отдают простые системные сервисы: обслуживание рабочих мест и оргтехники, службу поддержки пользователей (ServiceDesk), администрирование серверов и оборудования (исключая оборудование и сервисы, связанные с конфиденциальными данными).

Причем, по словам участников рынка, довольно часто ИТ-аутсорсинг заказывают компании из сегмента среднего и малого бизнеса. Для них это вполне логично - небольшому предприятию выгоднее заключить договор на абонентское аутсорсинговое сопровождение информационной системы, нежели тратить время и силы на поиск, удержание и профессиональное развитие квалифицированных ИТ-специалистов. Существует несколько десятков компаний, готовых предложить потенциальным клиентам подобные услуги на российском рынке. Другой вопрос, насколько качественный сервис они способны предоставить.

"Строго говоря, в той или иной степени ИТ-аутсорсинг использует подавляющее большинство компаний. Речь, например, идет о хостинге, бодишопинге, когда компания просто привлекает ресурсы со стороны сервис-провайдера. Это наиболее распространенная в России форма аутсорсинга, - говорит генеральный директор IBS DataFort Денис Калинин. - Второй, более сложный, но и более эффективный подход к использованию внешних ресурсов - функциональный аутсорсинг, когда компания берет на себя управление выделенной ИТ-функцией, самостоятельно определяет необходимые ресурсы, согласовав с заказчиком состав и уровень сервиса. Этот тип аутсорсинга в России только начал формироваться. И наконец, вершина пирамиды - стратегический аутсорсинг, который в России вообще пока не имеет прецедентов".

При стратегическом аутсорсинге стороннему предприятию передаются в управление едва ли не все направления деятельности компании, так или иначе завязанные на ИТ-решениях: от управления рабочими местами пользователей до обеспечения функционирования бизнес-процессов. Исключение, по словам специалистов, может составить лишь, например, передача на обслуживание сервис-провайдеру core banking (в банковских структурах) или биллинговой (в телекоммуникационных компаниях) системы.

Это направление аутсорсинга на сегодняшний день в России почти не развито. Объясняется этот факт просто: руководители предприятий боятся отдавать посторонним хотя бы частичный контроль над деятельностью собственной компании. "Основной фактор, который тормозит развитие ИТ-аутсорсинга, - опасение компаний потерять контроль над ИТ-системами, - считает заместитель генерального директора компании „Verysell проекты" Владлен Скворцов.- Их страх вызван неразвитой стандартизацией возможных услуг и отсутствием общепринятого подхода к оценке их качества. Но это все издержки „молодого" рынка, которые будут со временем устранены".

С ним согласен и заместитель департамента информационных и телекоммуникационных технологий компании "Техносерв А/С" Алексей Пилипчук. По его мнению, сдерживать рост ИТ-аутсорсинга может сложившийся стереотип, что свои сотрудники смогут разобраться в собственной информационной системе гораздо лучше, чем сторонняя компания. "Более того, это заблуждение активно поддерживается ИТ-персоналом потенциального заказчика, утверждающим, что разобраться в сложной системе у компании „со стороны" не получится",- поясняет Пилипчук.

В будущем ситуация на этом рынке, как надеются его участники, должна измениться. Опрошенные B&FM специалисты сходятся во мнении, что дальнейшее повышение конкурентоспособности российской бизнес-среды так или иначе заставит организации отказаться от содержания собственных служб эксплуатации и развития в области ИТ. А значит, рынок ИТ-аутсорсинга будет расти.

По мнению Георгия Ованесяна, дополнительным драйвером для роста этого сегмента станет развитие практики многолетних контрактов. "В настоящий момент крайне редко можно встретить компанию, готовую подписать контракт на три-пять лет. Скажем, государственные организации вообще не имеют права заключать контракты на срок более года,- сетует Ованесян.- А основные преимущества от схем аутсорсинга начинают проявляться именно в такой срок".

Так или иначе, в обозримом будущем российский рынок аутсорсинга сделает большой скачок вперед, считает директор департамента аутсорсинга и технической поддержки компании "HP Россия" Сергей Рассказов. По его словам, в мире накоплен большой опыт реализации самых разнообразных аутсорсинговых проектов, воспользовавшись которыми российские заказчики смогут избежать повторения многих ошибок и неудач. "Уже сейчас можно сказать, что у российского рынка аутсорсинга появились собственные отличительные характеристики, связанные в первую очередь с заключением более гибких соглашений о предоставлении услуг (service level agreement),- говорит Рассказов.- В бурный период роста, который сегодня переживают российские компании, принципиальным становится не заключение фиксированного контракта сроком на пять-десять лет, как это принято на Западе, а принципы гибкости, динамичного изменения потребностей и быстрого изменения инфраструктуры".

***

"Основной фактор, который тормозит развитие ИТ-аугсорсинга, - опасение компаний потерять контроль над ИТ-системами"

***

Как развивается рынок ИТ-аутсорсинга в России

МНЕНИЕ

Алексей Пестовский, руководитель дирекции сервиса и аутсорсинга компании "Квазар-микро"

- Эйфория прошла, началась кропотливая работа. Вырабатываются стандарты, отлаживаются методики. Некоторые контракты действуют в течение длительного срока - трех-пяти лет. Компании-заказчики и компании-провайдеры набираются опыта, становятся более зрелыми. Иностранные компании-провайдеры активно включились в конкурентную борьбу с российскими. На текущий момент на мировом рынке наблюдается явная тенденция отказа от "глобальных" аутсорсинговых контактов (когда все сервисы ИТ-службы вынесены на аутсорсинг) в пользу аутсорсинга отдельных сервисов/функций (outtasking). Россия практически не входила в период "глобальных" аутсорсинговых контактов, а сразу перешла к outtasking.

Владлен Скворцов, заместитель генерального директора компании "Verysell проекты"

- Рынок находится в зачаточном состоянии:окончательно не сформировалась культура работы с заказчиком, крайне мало хороших специалистов у самих заказчиков. По-прежнему стоит проблема информационной безопасности. К сожалению, юридическая система значительно отстает от развития информационных технологий. По нашим оценкам, темпы роста могут достигнуть 40%, так как рынок растет с нулевой отметки. Вопрос в том, когда рост достигнет пика: в этом году или лишь в следующем. Рост интереса российских предприятий к этому сегменту стабильно увеличивается на протяжении последних трех-четырех лет, и связан он прежде всего с естественными процессами насыщения рынка оборудованием и ПО, а также необходимостью эффективно поддерживать и управлять сложными аппаратными и программными средствами. Основной рост сегмента ИТ-услуг обеспечивает направление системной интеграции. Однако большой интересу российских компаний вызывает также аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений. Многие крупные российские компании сегодня рассматривают возможность заключения контрактов по стратегическому аутсорсингу и отдают этому направлению отдельные непрофильные функции. По нашему опыту наибольший интерес к ИТ-аутсорсингу проявляют компании телекоммуникационной и финансовой отраслей и госсектора.

Сергей Головин, заместитель генерального директора по маркетингу "Энвижн Груп"

- Говоря о динамике развития рынка ИТ-аутсорсинга, можно отметить две противоборствующие тенденции. С одной стороны, повышение уровня сложности информационных систем и инфраструктурных решений соответствующим образом сказывается на базовой стоимости и затратах по их квалифицированному сопровождению на протяжении всего жизненного цикла. Поэтому организациям становится выгодно перекладывать часть ИТ-функций на команду "внешних" профессионалов, по роду своей службы глубоко погруженных в конкретную предметную область. Особенно это актуально для крупных корпоративных или государственных структур, образованных в результате слияния нескольких разнопрофильных организаций, либо имеющих большое число территориально распределенных офисов.

С другой стороны, сейчас практически во всех отраслях российской экономики наблюдается эскалация требований к обеспечению информационной и комплексной безопасности. В одних случаях это связано с ужесточением конкурентной борьбы, в других - с причинами политического характера, в третьих - с внутрикорпоративными правилами. Суть не в причинах, а в следствии - многие организации по-прежнему очень сдержанно относятся к идее допуска внешних исполнителей к своим информационным ресурсам.