Распечатать

Business Week, № 36, 2007

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО.

1 октября 2007

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО.

Через несколько лет рейтинг крупнейших компаний России сильно изменится.

"В ближайшие годы основными факторами изменений в рейтинге предприятий будут оставаться рост инвестиций в отдельные отрасли в рамках реформирования российской экономики, а также рост внутреннего спроса" , рассказывает Юрий Еремин, руководитель группы финансовой экспертизы ИК "Финам".

Сырьевые компании по-прежнему будут лидировать. Так, предприятия цветмета ("Норникель" , "золотые" компании) могут оказаться выше из-за роста цен на металлы на мировых рынках. "Сырьевики" тоже зависимы от конъюнктуры, но у многих из них есть факторы роста, связанные с экспансией и расширением производства. Евгения Дышлюк из ИК "Уралсиб" говорит: "Газпром" планирует начать освоение крупнейшего газового месторождения Штокман, построить Северный и Южный газовые трубопроводы в Европу, продолжить освоение Сахалина и так далее. Это позволит увеличить экспорт газа в европейские страны, а также выйти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона".

Однако потребительские отрасли в ближайшие годы начнут догонять сырьевые. Они станут перемещаться из конца и середины рейтинга все выше. Наметившийся рост потребительского сектора будет происходить в основном за счет пищевой промышленности. "Мы ожидаем, что в ближайшие годы пищевая промышленность продолжит демонстрировать достаточно устойчивый рост, по крайней мере, в отдельных секторах. Среди наиболее перспективных - соковый рынок и рынок детского питания" , - говорит Ольга Самарец. Хорошие шансы отыграть пару-тройку строк в рейтинге у лидера отрасли - компании "Вимм-Билль-Данн".

Фирма "Разгуляй" работает над увеличением рентабельности, сохраняя в своем составе лишь наиболее прибыльные активы. "В частности, "Разгуляй" в 2007 году продала три наименее прибыльных предприятия: Колпнянский сахарный завод, Бугульминский комбинат хлебопродуктов и Азовский портовый элеватор" , - отмечает Сергей Фильченков, аналитик ИК "Финам". Поэтому у компании есть шансы подняться в рейтинге.

Хорошие перспективы у авиаперевозчиков. Анастасия Жданова, аналитик "Брокеркредитсервиса" , считает, что все предпосылки для того, чтобы отрасль показывала хорошую доходность, существуют. "Здесь главное - не упустить момент, учитывая, что все больше иностранных компаний, как крупных сетевых, так и дискаунтеров, привлекает перспектива работать на российском рынке" , - подчеркивает она. А Кирилл Таченников, аналитик ФК "Открытие" , ожидает, что уже через год "Аэрофлот" поднимется в рейтинге на несколько строчек.

А вот у парфюмерно-косметической отрасли, прямо скажем, перспективы не очень благоприятные. В ближайшие 5-7 лет она будет расти на 12-15 % в год - достаточно неплохой показатель. "Другое дело, что доминировать в ней будут западные игроки, так что усиление позиций данного сегмента в рейтинге маловероятно" , - считает Юрий Еремин.

Что касается легкой промышленности, то производителям сложно конкурировать с дешевой продукцией из Китая. "В перспективе доля собственного производства компаний этого сектора снизится до 15-20 %, более логично сделать ставку на аутсорсинг, создание собственной сбытовой сети и развитие брендов" , - убежден Сергей Фильченков. Большинство успешных компаний данного сектора именно это и делает, но повторить успех "Русского текстиля" в ближайшие год-два вряд ли у кого-то получится.

На рынке телекоммуникаций ведущие компании связи, скорее всего, сохранят свои позиции. "Рынок уже почти насыщен" , - полагает Константин Анкилов, старший аналитик iKS-Consulting. Больше перспектив у сферы высоких технологий. Ирина Федулова, генеральный директор компании АСВТ, подчеркивает: "Факторов, которые можно считать движущими силами, довольно много: развитие Интернета и электронной коммерции, растущая глобализация отрасли, эволюция сетевых технологий, приводящая к появлению на рынке новых классов услуг, и так далее".

"Наблюдая происходящую в течение последних нескольких лет тенденцию консолидации как на рынке связи, так и на рынке информационных технологий, а также оценивая те темпы роста, которые демонстрируют данные отрасли в последнее время, я могу с уверенностью сказать, что в этом списке, возможно, уже в следующем году появятся и другие компании, работающие в сфере высоких технологий" , - говорит Сергей Головин, заместитель гендиректора по маркетингу компании "Энвижн Груп". Например, это могут быть "Мерлион" и Национальная компьютерная корпорация.

Директор по маркетингу LETA IT-company Валентин Крохин считает: "За последние пять-шесть лет в экономике появилось большое количество высокотехнологичных компаний. Они пока не дотягивают до попадания в Топ-100, но их ближайшее будущее вполне оптимистично. Из этих небольших фирм кто-то вырвется вперед, обязательно появятся глобальные игроки. Ведь и сотовые компании в середине 90-х начинали как небольшие бизнесы".