Распечатать

CIO

Сергей Карлов, менеджер отдела маркетинга решений направления консалтинг и информационные системы: рынок веб-интеграции в России сложился на техническом уровне

15 ноября 2009

Тернистые пути отечественной веб-интеграции
 
Автор: Андрей Арсентьев
Веб-интеграция – пока довольно фрагментарный рынок для России. Существует много тормозящих факторов и спекуляции. Часто веб-интеграторами называют себя вчерашние веб-студии, не имеющие достаточного уровня компетенций.
Термин «веб-интеграция» всё чаще звучит в пресс-релизах компаний, материалах СМИ, дискуссиях на тему ИТ в интернете. Но все ли четко представляют, что он означает, и есть ли всё-таки рынок «веб-интеграции» в России?
 
 
Что есть веб-интеграция?
 
Под веб-интеграцией принято понимать объединение внутренних и внешних информационных ресурсов при помощи веб-технологий с целью более эффективного использования корпоративной информационной системы. То есть, веб-интеграция подразумевает частичную или полную интеграцию внутренних информационных систем предприятия («1С:Торговля и склад», корпоративный портал и пр.), а также внешних сервисов (например, системы онлайн-оплаты, информационные системы контрагентов) на базе веб-технологий.
Стандартный набор услуг веб-интегратора может выглядеть так: создание корпоративных порталов, внедрение экстранет- и интранет-систем, управление системой «1С:Предприятие» через Интернет, создание интернет-магазинов, интегрированных с системой «1С:Предприятие», создание B2B-систем, торговых площадок, торговых систем, а также интеграцию между веб-сайтом и офисными торговыми системами на базе XML/CommerceML.
 
«Развитие сферы веб-интеграции связано с тем, что старые тяжёлые приложения с каждым днем становятся всё менее актуальными, - говорит Михаил Соловьев, ведущий системный архитектор департамента интеграционных решений компании IBS. - Все пользуются браузерами, работают через сеть. В компаниях уже сложилась тенденция предоставлять своим сотрудникам, партнерам и клиентам доступ ко всем типам информации и сервисов посредством веб. Однако в корпоративных сетях компаний функционирует огромное число разнородных бизнес-приложений, созданных в различное время, различными организациями, на базе различных технологий».
Следует отметить, что веб-интеграция не ограничивается интеграцией на уровне представления (как многие это понимают). Недостаточно просто вывести на портале список сотрудников из одной системы и рядом с ним, скажем, график отпусков из другой системы, не связав их между со-бой. Михаил Соловьев приводит такой пример: две компании объединяются, следовательно, им необходимо объединить свои системы. И если мы, например, не интегрируем каталоги пользователей, то часть пользователей не сможет войти на корпоративный портал. То же самое на уровне функциональных приложений – для части пользователей не будет, к примеру, произведен расчет зарплат. Таким образом, веб-интеграция это «верхушка айсберга», за которой скрываются более глубокие уровни интеграции.
 
«В идеале, пользователю не нужно ничего, кроме тонкого клиента, доступного с любого компьютера или мобильного устройства, чтобы получить доступ к нужным ему данным корпоративных систем, - объясняет Андрей Ерохин, руководитель отдела продаж ПО Adobe компании DNA. - Помимо этого, участнику бизнес-процессов также доступны все текущие задачи, на которые он должен отреагировать, а также процессы он может инициировать сам. Таким образом, первая задача, которая ставится в процессе интеграции: обеспечение удобного и комфортного доступа через общедоступные бесплатные клиенты к бизнес-процессам, объединяющим данные и процессы разрозненных корпоративных систем».  
Есть ли в России рынок веб-интеграции?
 
Рынок, безусловно, есть, но он пока не упорядочен, считает большинство специалистов. Связано это с тем, что простые формы интеграции (например, связь сайта и системы «1С:Предприятие») поддерживаются большинством систем управления сайтами, и для внедрения такого решения никакой специальной квалификации не нужно. А вот более сложные задачи требуют от разработчика и серьезного опыта, и высокой квалификации сотрудников. Коллективы, отвечающие таким требованиям, имеющие реальную возможность разработать решение по интеграции произвольного программного обеспечения, в России можно пересчитать по пальцам. И как правило, они имеют специализацию: бронирование авиабилетов, онлайн-банкинг и так далее.
В настоящее время к вопросам интеграции, в том числе посредством веб-технологий, проявляют большой интерес как в крупных коммерческих компаниях, так и государственном секторе. «Участники российского рынка четко понимают, что максимальный эффект от ИТ-технологий можно получить только путём комплексного использования информационных систем, - отмечает Сергей Карлов, менеджер по направлению «Консалтинг и информационные системы» компании «Энвижн Груп». - Как правило, говоря о веб-интеграции, подразумевают построение порталов (front office), насыщенных различной функциональностью, которые, в свою очередь, взаимодействуют с другими информационными системами (back office), агрегируя и визуализируя полученную информацию. Такие комплексы состоят как из технических, так и из программных решений». Можно говорить о том, что рынок веб-интеграции в России сложился на техническом уровне, в том смысле, что в стране успешно реализуются проекты по созданию центров обработки данных, сложных сетевых решений, считает эксперт «Энвижн Груп». И в этом секторе есть признанные «ключевые игроки» с богатой экспертизой. В то же время вопросы интеграции на уровне программных продуктов, и тем более на уровне данных, решаются малоэффективно. И этот рынок далек от совершенства, здесь как раз в большинстве случаев все происходит фрагментарно, так как, по сути, нет каких-то механизмов, успевших себя зарекомендовать.
Михаил Соловьев говорит, что в настоящее время в России не более десяти компаний, способных выполнять комплексные проекты. В то же время, по его словам, есть тысячи веб-студий, которые сменили вывеску и теперь предлагают услуги по веб-интеграции. Поскольку серьезных проектов такие студии не вели, то они не представляют себе всех возможных трудностей. Если у компании нет методологии ведения интеграционных проектов, то с ней лучше не работать.
 
Президент LETA Group Александр Чачава отчасти не согласен с коллегами. Он считает, что российский рынок веб-интеграции вполне сложился, другое дело, что он в настоящее время составной и в ближайшие несколько лет сольется с рынком интеграции информационных систем.
 
«Уже сейчас системы веб-CRM, Enterprise 2.0, навороченные фронт-офисы занимают заметную долю рынка ИТ-услуг, множество популярных информационных систем выносят часть функционала в веб, - напоминает Чачава. - Через 5-7 лет многие десктопные приложения будут размещены в Интернете, к этому нас усиленно ведёт Google, и традиционные вендоры, например, Microsoft, тоже не хотят упускать этот рынок».
 
Незрелость рынка проявляется и в том, что на нём достаточно много спекуляций. Выходит много статей, где фигурируют популярные понятия - сервисно-ориентированная архитектура (SOA), интеграционная сервисная шина (ESB) и т.д.
Эксперты предупреждают, что авторы таких материалов зачастую плохо владеют терминологией, не читали первоисточников и не имеют опыта участия в проектах, а то и вовсе намеренно вводят читателя в заблуждение. На деле же оказывается, что, например, ESB – это старый добрый интеграционный брокер, SOA уже давно используется у заказчика и т.д. Нужно очень аккуратно подходить к выбору технологий, детально представлять, что будет с данными и с приложениями при внедрении решения. При этом нужно идти в ногу с прогрессом и использовать современные, но апробированные решения.
 
Функциональных систем, в которые при проектировании заложены достаточные возможности интеграции, в том числе веб-интеграции с другими системами на рынке мало, предупреждает Андрей Ерохин. Чаще встречается ситуация, когда к старому клиент-серверному продукту дописывают веб-интерфейс (который может уступать толстому клиенту по удобству и функциональности) и решение позиционируется как способное к веб-интеграции.
Востребованные решения
Самый простой и часто встречающийся пример услуги веб-интеграции: интернет-магазин, обновляемый из 1С и интегрированный с интернет-системами оплаты, рассказывает Дмитрий Васильев, генеральный директор компании NetCat, которая развивает собственную систему управления сайтами, активно используемую в процессе веб-интеграции. Следующий пример – доступ к каким-либо ресурсам сайта при помощи SMS. Посетитель отправляет SMS на определенный номер и получает код, который вводит на сайте и получает свою электронную книгу, музыкальный файл или, к примеру, особый статус в службе знакомств. Также стали уже привычными системы онлайн-банкинга, слежения за статусом заказа (например, транспортных услуг), бронирования номеров в гостиницах.
 
Михаил Соловьев, говоря непосредственно о веб-интеграции, прежде всего выделяет порталы и портальные технологии. При выборе решения он советует ориентироваться на крупных вендоров: IBM, Microsoft, Oracle… «IBS принципиально ориентируется на использование программных продуктов по их основному назначению, подбирая оптимальный продукт для конкретной ситуации, - рассказал Соловьев. - Часто это приводит к тому, что в одном проекте объединяются продукты нескольких вендоров».
 
В последнее время отмечен большой интерес клиентов к технологии Adobe LiveCycle, отмечает Андрей Ерохин. Adobe имеет в своем арсенале два бесплатных клиента, Adobe Reader и Flash Player, распространенных, по их собственным данным, на 95% и 98% компьютеров и мобильных устройств в мире, соответственно.
 
Естественно, вендор использует свое преимущество на этом поле и развивает решение Adobe LiveCycle, изначально предназначавшееся для удобного заполнения электронных форм в pdf-формате с использованием Adobe Reader. Cейчас платформа Adobe Livecycle может обеспечивать интеграцию корпоративных систем, предоставляя доступ к удобным интерфейсам уже через четыре клиента: Adobe Reader, Flash Player, обычный браузер и RIA-приложения на платформе Adobe AIR. Примерами применения платформы могут служить оформление кредитной заявки банка и страховок на машину агентами в автосалонах.
 
«Как обычно, наиболее востребованными являются решения, дающие максимальный функционал при минимальных затратах, - подчеркивает Сергей Карлов.- В условиях кризиса эта банальная истина нашла дополнительное подтверждение». Если же говорить о технических деталях, то, по его наблюдениям, ситуация выглядит следующим образом. Большинство крупных коммерческих компаний и государственных организаций создали и успешно эксплуатируют множество информационных систем, зачастую весьма крупных и сложных, в которых накапливаются огромные массивы данных. Далее закономерно возникает вопрос о том, как объединить эти данные и представить в одном месте в удобоваримом виде. Следующая закономерная мысль: «надо интегрировать продукты и сделать портал». И вот здесь начинают понимать, какие решения на рынке присутствуют в изобилии, а каких очень мало.
 
В большинстве случаев пресловутые порталы оказываются в итоге витринами для отображения и вся их заслуга в том, что информация собрана в одном месте, структурирована, обеспечена средствами поиска и другими полезными сервисами (зачастую, в принципе, этого бывает достаточно). Но тенденция такова, что необходимо сделать следующий шаг – создавать единое информационное пространство. Веб-интеграция должна работать на уровне метаданных, объединяя информацию из различных информационных систем в один взаимосвязанный массив. Подобные вопросы не новы, ими достаточно давно занимаются на западе, позже стали уделять внимание и в России.
Российская специфика
Отечественная специфика заключается прежде всего в существенном различии состава программных продуктов, которые надо интегрировать. У нас очень редко используются западное корпоративное ПО. Специалистов по такому софту в стране также мало. «Кроме того, нельзя забывать, что в России традиционно очень сильные традиции разработки, мы привыкли решать задачи самостоятельно, а не искать чужие решения, - напомнил Дмитрий Васильев из NetCat. - В нашем случае это вызывает проблему: очень большое количество программных решений, которые разрабатываются под одну единственную компанию. Они часто работают на устаревших технологиях, слабо документированы. Поэтому работа веб-интегратора очень часто осложняется необходимостью разбираться в такого рода решениях. Наконец, надо принимать во внимание общее отставание российских компаний от западных в части использования инструментов автоматизации бизнеса».
 
При развитии рынка веб-интеграции немаловажны и объективные факторы. Для нашей страны характерно так называемое «информационное неравенство», когда уровень развития центра и регионов существенно различается как с точки зрения технического оснащения, так и по наличию специалистов необходимой квалификации. «Веб-интеграция позволяет построить сколь угодно распределенную систему, но базируется она на информационных системах, каналах связи и людях, которые ее строят, - говорит Сергей Карлов из «Энвижн Груп». - Поэтому больше всего шансов на успех имеют крупные системные интеграторы, обладающие сетью филиалов по стране». Второй момент, по его словам, – законодательство. Очевидно, что наши законы не соответствуют текущим возможностям информационных технологий, а процесс законотворчества идет медленно и практически не прогнозируемо.
Александр Чачава из Leta Group обращает внимание на низкую мобильность сотрудников российских компаний. В нашей стране пока еще непривычной считается работа из дома или вообще без постоянного рабочего места. «Поэтому рынок развивается рывками, его толкают то одни, то другие сервисы, мало кто заказывает концептуальный перевод всех сервисов в сеть, - замечает Чачава. - Еще одним косвенным препятствием к этому служит низкая средняя скорость доступа в Интернет - в России она в десятки раз медленнее, чем в Западной Европе, США и Японии».
 
Михаил Соловьев из IBS говорит, что в России решения в области веб-интеграции интересны крупному и среднему бизнесу, с уже внедренными и работающими приложениями CRM, ERP и им подобными. Таким компаниям необходима единая платформа для ведения бизнеса, взаимодействия между сотрудниками и отдельными подразделениями внутри компании, а также с заказчиками, каналами сбыта, партнерами и поставщиками, причем при сохранении уже имеющейся информационной инфраструктуры. Ещё один значительный сегмент, где используются средства интеграции, – это организация межведомственного взаимодействия и электронного обмена данными. По своей масштабности и сложности эта задача превосходит проблемы интеграции в коммерческом секторе и промышленности.
Специфика российского рынка состоит и в том, что у компаний, как правило, нет разработанной и выполняемой ИТ-стратегии. Не описаны правила и политики разработки, внедрения, использования информационных систем, принципы и способы интеграции. Начиная первый проект, приходится разрабатывать эти документы с нуля, формализовать бизнес-процессы:  без всего это-го невозможно осуществить качественную интеграцию. Кроме того, приходя к клиентам, интегратор часто сталкивается с унаследованными самописными системами, которые остались без поддержки разработчиков, без исходных кодов, разработчики которых давно уволились.