Распечатать

Городское пространство требует центра

Журнал «Эксперт Юг» №20-21 (260) / май 2013

«Энвижн Груп» презентовала в Волгограде проект ситуационного центра. Перспективным его делает то, что он реализуется по принципу «от центра»: от объединяющей платформы к составным частям.

28 мая 2013

В последние годы в южных регионах заявлены и реализуются ряд проектов по построению инфраструктуры управления объектами городского пространства и сбору информации для различных ведомств. Это и многочисленные «Безопасные города», с разным успехом воплощающиеся в жизнь больших и малых городов ЮФО и СКФО, и пилотный проект внедрения «Системы 112» в Астраханской области, и оснащение муниципального пассажирского и служебного транспорта датчиками GPS/ГЛОНАСС.

Все эти проекты в каждом из субъектов реализуются как самостоятельные разработки отдельных ведомств — и это существенно снижает их эффективность. Даже на уровне заказчиков, администраций регионов и муниципалитетов, они редко воспринимаются как части одного целого — инструмента для принятия управленческих решений. В общественной дискуссии подобные проекты вызывают в лучшем случае вопросы о работоспособности дорогостоящих проектов.

Осознать необходимость комплексного подхода к оснащению городской среды ИКТ-инструментами должны те, кто будет стоять «у руля» этих систем. Возможным образцом реализации может стать проект ситуационного центра, который компания-интегратор «Энвижн Груп» недавно презентовала в Волгограде. Проект был заказан правительством области и обошелся приблизительно в 3 млн рублей. Перспективным его делает то, что он реализуется по принципу «от центра»: от объединяющей платформы к составным частям.

Центр управления городом

Повезло, как ни странно, тем регионам, которые позднее других подключились к программам информатизации городского пространства. К этому моменту было накоплено достаточно опыта для того, чтобы начинать реализовывать такие проекты в иной парадигме: сперва выстраивая центр обработки данных, далее — реализуя отдельные модули. Подобный подход — дедуктивное построение ИКТ-системы, от объединяющего модуля, к которому присоединяются отдельные элементы системы, — в европейской практике внедряется с конца 90-х.

Популяризаторами стали крупные поставщики комплексных ИКТ-решений, такие как IBM и Cisco. Хорошая концепция требует специфических знаний о регионе. «Энвижн Груп», которая стала подрядчиком по построению ситуационного центра по заказу волгоградского областного правительства, входит в десятку крупнейших ИТ-поставщиков решений для госсектора: опыт работы с государственными структурами имеет большое значение для понимания исходных данных проекта и особенностей работы с подобными заказчиками.

Проект предусматривает рабочие места для руководящего состава, штатного персонала, приглашённых участников и специалистов информационной поддержки; он будет снабжён системой аудио‑ и видеоконференции, интерактивной системой отображения информации, а также системами серверной инфраструктуры и бесперебойного электропитания. Сервис ситуационного центра даст возможность находить нужную информацию по справочнику сотрудников правительства Волгоградской области, региональные нормативно-правовые акты, информацию о социально-экономическом развитии области в виде графиков и таблиц; источником станет областная информационно-аналитическая система.

Директор выполнившего проект макрорегионального филиала «Энвижн-Юг» Александр Копылов поясняет, что информация в ситуационный центр может поступать откуда угодно: с камер видеонаблюдения, в виде отчетов из ведомств администраций региона или города.

«Специальное программное обеспечение перерабатывает эту информацию и выдаёт результат в виде аналитической сводки, на основе которой первые лица будут принимать те или иные решения, — рассказывает г-н Копылов. — Это могут быть оперативные действия или стратегические решения. Все типы данных — из CRM-систем, систем документооборота, баз данных, мультимедийных источников — перерабатываются в единый формат, результат выдаётся на видеостену».

Доступ к информации получат все ведомства, которые будут выполнять те или иные проекты по информатизации. «Ситуационный центр — это ядро остальных систем, будь то “Система 112”, система комплексной безопасности, службы, которые следят за уровнем поднятия воды для предотвращения паводков и наводнений, и так далее», — добавляет Александр Копылов.

Читать текст целиком