Распечатать

Cnеws

Евгений Ермаков, директор департамента по работе с государственными структурами: Решить вопросы межведомственной разобщенности можно в том случае, если руководство ведомства лично заинтересовано в результате информатизации

14 сентября 2009

Евгений Ермаков:

Решить вопросы межведомственной разобщенности можно в том случае, если руководство ведомства лично заинтересовано в результате информатизации

Нынешний год стал переломным в процессе информатизации России. Высшее руководство страны поставило задачи по ускоренному построению информационного общества и внедрению «Электронного правительства», а также по сокращению цифрового неравенства в регионах страны. Для координации работ создан Совет по развитию информационного общества в Российской Федерации при Президенте РФ, а также ряд рабочих органов при Министерстве связи и массовых коммуникаций, координирующих федеральную и региональную информатизацию. О том, как эти инициативы должны сказаться на процессе информатизации нашей страны, в интервью CNews рассказал Евгений Ермаков, директор департамента по работе с государственными структурами компании «Энвижн Груп».
 
CNews: В одном из своих выступлений Президент России Дмитрий Медведев довольно скептически высказался о состоянии дел в области «Электронного правительства» в РФ. На ваш взгляд чего не хватает для того, чтобы «Электронное правительство» заработало - финансирования, административного ресурса, технологических возможностей? Какие законодательные, организационные меры, на ваш взгляд, необходимы для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
Евгений Ермаков: Построение «информационного общества» в России стало необратимым процессом, обусловленным интеграцией нашей страны в мировое сообщество. Внедрение «электронного правительства» является важной частью этого глобального процесса, так как реализация проекта обеспечит прозрачность работы государственных структур, облегчит процедуры обращения граждан за получением государственных услуг. Становится очевидным, что без создания «электронного правительства» у России мало шансов добиться успеха в глобальной конкуренции ведущих мировых держав.
 
Серьезным шагом к изменениям в отрасли стал перевод вопросов информатизации России под личный контроль высшего руководства страны. Опыт передовых стран показывает, что только сильная политическая воля может привести к желаемому результату. Ведь кроме технологических аспектов важным моментом является изменение ментальности чиновников, обучения их работе в электронной среде для того, чтобы в удаленном режиме государственные служащие научились обрабатывать обращения граждан. Во многом это пересекается с темой по борьбе с коррупцией: вне всякого сомнения, «электронное правительство» может стать действенной мерой по повышению эффективности и прозрачности работы государственных органов.
 
С точки зрения технологической готовности важно понимать, что и построение информационного общества, и внедрение «электронного правительства» основывается на создании высокоскоростной сетевой инфраструктуры в рамках всей страны. За прошедшие годы российские операторы связи много сделали в этом направлении. Недавнее назначение Правительством РФ оператора дальней связи «Ростелеком» единым национальным оператором инфраструктуры «электронного правительства» является важным и правильным шагом, так как вся среда взаимодействия должна находиться в едином техническом поле, под единым управлением.
 
Хочется отметить, что административный ресурс также использовался в недостаточном объеме. Показательным примером является то, что в большинстве регионов отсутствуют руководители, которые лично отвечали бы за информатизацию своего субъекта. Именно поэтому главой Минкомсвязи Игорем Щеголевым было предложено создать Совет по региональной информатизации, члены которого могли бы собираться при правительственной комиссии по связи и информационным технологиям и обсуждать техническую сторону решений. Совет по региональной информатизации и Совет по развитию информационного общества России должны стать движущей силой процесса.
 
CNews: Построение «Электронного правительства» направлено на повышение доступности государственных услуг для населения и организаций, качества государственного управления, подотчетности органов государственной власти для граждан, а также уровня профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере ИКТ. Как вы оцениваете уровень готовности государственных ведомств к  «электронному правительству»? И, с другой стороны, насколько население страны готово к переходу на электронные способы взаимодействия с государством?
Евгений Ермаков: На мой взгляд, предстоящий объем работ очень сложный и многогранный. Сосредоточение центра по внедрению этапов программы в рамках одного ведомства – Минкомсвязи России - придает процессу большую прозрачность и управляемость, а главное, помогает побороть известную межведомственную разобщенность. Для этого нужно провести колоссальную работу по упорядочению юридической среды функционирования электронных документов между различными ведомствами.
 
Необходимо внедрить комплекс просветительских мер, направленных на изменение менталитета государственных служащих в сторону нацеленности на работу с новыми технологиями. Успехи по созданию и внедрению «электронного правительства» должны стать одним из ключевых критериев оценки профессиональной пригодности государственных служащих без скидок на ранги и положение. Такой подход должен стать нормой. Развивая тезис Дмитрия Медведева о том, что «каждый чиновник должен уметь пользоваться компьютером», можно добавить, что «каждый чиновник должен быть настроен на максимальное улучшение доступа населения к государственным услугам с использованием информационных технологий».
 
Кроме того, очень важно проводить разъяснительную работу среди населения, причем обучение должно быть направлено  на изменение устоявшихся привычек работы с государством, на ломку вековой бумажной инерции. Люди старшего поколения привыкли, что на документе должна стоять синяя печать и иметься подпись руководителя. Государственные услуги в электронном формате будут более востребованы у людей молодого и среднего возраста, которые заняты работой, и им некогда тратить время на посещение государственных организаций.
 
В Москве нашими усилиями реализована первая ступень к «электронному правительству»: создан интернет-портал «Электронная приемная», предназначенный для подачи онлайн-заявок на получение некоторых документов в электронном виде. В будущем, когда будут решены проблемы межведомственного взаимодействия и юридической значимости электронных документов, в рамках «Электронной приемной» можно будет получить полный комплекс государственных услуг. Опыт реализации этого проекта показывает, чт, единожды оценив удобства сервиса, граждане отказываются от традиционных походов в кабинеты. Количество пользователей портала постоянно растет, причем целенаправленно его никто не рекламирует. Сегодня на портале уже около 10 тыс. зарегистрированных пользователей, которые подали заявку на получение около 5 тыс. документов.
 
CNews: Проблема неравномерности развития российских регионов была и остается одной из самых острых в стране. Как вы оцениваете уровень готовности российских регионов к «электронному правительству»? Как, на ваш взгляд, лучшим образом можно распространять опыт регионов-лидеров?
Евгений Ермаков: Проблема цифрового неравенства в региональной информатизации является одним из препятствий в развитии информационного общества в Российской Федерации. Построение единого «электронного правительства» в рамках страны невозможно без создания нормальной инфраструктуры во всех регионах России. Формирование в начале 2009 года Межведомственной рабочей группы по вопросам сокращения различий между субъектами РФ по уровню информационного развития под руководством Юрия Лужкова призвана систематизировать опыт, наработанный в отдельных и передовых с точки зрения информатизации регионах.  Это необходимо для создания типовых решений и внедрения их по всей стране в качестве отраслевого стандарта. То, что группу возглавил мэр Москвы, закономерность: именно в столице, где созданы и используются эффективные программно-технические решения, накоплен значительный опыт решения задач региональной информатизации. И этот опыт сегодня необходимо изучать и обязательно передавать другим регионам.
 
Одним из первых практических мероприятий для решения этих задач стало проведение при активной помощи и непосредственном участии компании «Энвижн Груп» конференции Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) «Региональная информатизация: приоритеты и решения», состоявшейся 10 апреля в Рязани при поддержке Правительства Москвы и руководства Рязанской области. Целью конференции стала выработка эффективных механизмов для ускорения темпов информатизации субъектов Российской Федерации за счет передачи в регионы апробированных методик и наработок в области внедрения информационных технологий. На открытии конференции Юрий Лужков отметил, что в регионах не нужно заниматься разработкой информационных систем с нуля, поскольку можно воспользоваться опытом успешных в плане информатизации субъектов.
 
CNews: В числе сложностей на пути перехода к оказанию электронных услуг гражданам  часто называется  отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия. Однако, примеры решения этой проблемы уже существуют, например, в Москве, Татарстане и т.п. Какие меры необходимо и возможно предпринять уже сейчас в этом направлении?
 
Евгений Ермаков: Решать вопросы пресловутой межведомственной разобщенности можно в том случае, если руководство региона (ведомства) лично заинтересовано в результате информатизации и жестко контролирует срок и качество внедрения. Опыт Москвы и Татарстана, на территориях которых руководители субъектов поставили внедрение основ «электронного правительства» под свой личный контроль, доказывает необходимость такого шага. «Электронная Москва» стала примером, на который сегодня ориентируются главы других регионов. На этих системах вырастает новое поколение государственных служащих с прогрессивными взглядами на внедрение и использование информационных технологий.
 
Поделюсь нашим опытом решения подобных задач в рамках создания и развития информационной системы обеспечения работы государственных организаций в режиме «одного окна». Система была разработана под руководством «Энвижн Груп» в рамках ГЦП «Электронная Москва». Параллельно с разработкой и внедрением информационной системы мы фактически работали над изменением стиля работы госучреждений и сотрудников. Приходилось объяснять, что информационные технологии являются, в первую очередь, помощником в работе, а задача внедрения – облегчить и гражданам, и чиновникам работу с документами.
 
Другим слагаемым успешного разрешения межведомственных противоречий стала строгая регламентация всех этапов электронного взаимодействия. Каждый чиновник привык работать в нормативном поле актов и регламентов. Взаимодействие между ведомствами посредством информационных технологий – это, по сути, обращение одной организации к базам данных другой. Для того, чтобы такой режим стал возможным, мы разработали комплексный свод положений, регламентирующих порядок каждого обращения к базе данных, перечень выдаваемых сведений, степень соблюдения секретности и так далее.
 
Строгий нормативный подход позволил создать такую систему, которая выдает только необходимую для выполнения запроса информацию. Никто не имеет возможности получить несанкционированный доступ к чужой базе данных, на любой вход и запрос имеется официальный документ. Такое сочетание просветительской работы с четкой регламентацией деятельности помогло в нашем проекте перебороть межведомственную разобщенность.
 
CNews: Расскажите об опыте вашей компании по созданию службы «одного окна» и «электронной приемной» в Москве. Какие услуги доступны москвичам в настоящее время? Планируется ли расширение их списка в ближайшее время?
Евгений Ермаков: Работа над созданием информационной системы поддержки предоставления государственных услуг в режиме «одного окна» начата в 2005 года. Ее целью является упрощение процедур получения различных государственных документов и сведение к минимуму числа обращений населения в органы государственной власти. Было решено, что все промежуточные документы и согласования, необходимые для подготовки итогового документа, организации должны осуществлять без участия заявителя, который обязан предоставить только исходные документы. Для реализации такого подхода была проведена колоссальная работа: сформирован и утвержден реестр документов, выдаваемых городскими организациями; утвержден единый регламент работы в режиме «одного окна», а также регламенты подготовки более 170 документов в режиме «одного окна».
 
Нашей компании было поручено самое сложное направление: разработка электронных регламентов предоставления госуслуг. В процессе разработки мы также оптимизировали процессы их оказания. Система заработала в конце 2007 года, тогда было автоматизировано получение 16 видов документов, на которые приходится до половины обращений. Это различные справки из БТИ, удостоверения многодетной семьи и другие. В прошлом году общее число документов увеличилось до 40, что позволяет своевременно обслужить около 90% обращений граждан. Сегодня ведется кропотливая работа по переводу на электронные регламенты совсем редко запрашиваемым документам, которых более ста. Выдача некоторых документов ускорилась на порядок: например, если раньше удостоверение многодетной семьи  готовили месяц, то сегодня она выдается в течение одного дня. Другой пример: раньше договор приватизации готовили 2 месяца. Теперь это занимает 17 дней.
 
Другим важным событием, произошедшем в 2008 году, стал запуск интернет-портала «Электронная приемная» (на портале Правительства Москвы). После регистрации заявитель может запрашивать некоторые документы, такие как единый платежный документ, единый жилищный документ и некоторые другие,  и получать консультации в режиме онлайн по получению ряда наиболее востребованных документов. Например, острая задача, отнимающая много времени и сил, это сдача документов в БТИ. Благодаря «Электронной приемной» вы сканируете имеющиеся у вас документы, направляете их в приемную. Сотрудники службы «одного окна» в интерактивном режиме проверяют документы и сообщают вам, чего не хватает, что было неправильно заполнено. Далее вы все исправляете и направляетесь в БТИ с правильно подобранным и оформленным набором документов, который у вас гарантированно примут.
Работа «Электронной приемной» значительно разгружает службы «одного окна» и экономит время граждан. В планах: увеличить к концу 2009 года количество услуг, оказываемых с помощью «электронной приемной» с 10 до 20. Также в нашу задачу входит масштабирование информационной системы одного окна. В этом году руководство столицы планирует достроить еще 3 - 4 центра оказания услуг (один окружной и три районных), которые мы должны подключить к работе информационной системы «одного окна». Также, в стратегических планах: обеспечение интеграции с информационными системами федеральных министерств, включая регистрационную, миграционную службы, пенсионный фонд и службу занятости.
 
CNews: Какие ИТ-технологии, успешно работающие на других рынках, становятся востребованы в крупных государственных учреждениях, уже построивших базовую инфраструктуру?
Евгений Ермаков: Сегодня, после удовлетворения базовых потребностей учреждений в персональных компьютерах и сетевой инфраструктуре, становится важным научиться управлять ИТ в комплексе, создать из совокупности персональных средств эффективно работающую информационную систему, сохранять, приумножать и делать доступными обществу полезные знания, которые накапливаются в процессе работы. В свете этого необходимы решения для консолидации ИТ-инфраструктуры, решения по виртуализации хранения данных, системы управления сетевой инфраструктурой класса OSS, поисковые системы по массивам неструктурированной информации, различные аналитические BI-приложения.
 
В нашей практике был проект, реализованный для крупного государственного заказчика. В этой организации  компьютерная техника копилась на протяжении многих лет, а в качестве серверов использовалось более 100 устаревших компьютеров класса Pentium 2  и 3. Потребовалась процедура консолидации всей инфраструктуры в два больших сервера VMWare, что позволило существенно освободить пространство, увеличить производительность и снизить энергопотребление. Сегодня мы видим, что на смену закупке компьютерной техники и ПО приходит политика разумного оснащения ведомства в соответствие с его потребностями и перспективой интеграции в единое государственное информационное пространство.
 
Все вышесказанное в  первую очередь касается более продвинутых в плане внедрения ИТ-решений центральных структур. В субъектах ситуация обстоит плачевнее, что требует ускорения темпов региональной информатизации, но уже с учетом накопленных ошибок.
 
CNews: Финансовый кризис внес коррективы в ИТ-бюджеты всех организаций, в том числе и государственных ведомств. В такой ситуации многие заказчики ориентируются, в основном, на поддержание уж имеющихся информационных ресурсов и откладывают «до лучших времен» проекты, связанные с модернизацией существующих и внедрением новых технологий. Как на ваш взгляд обстоит с этим вопросом в государственном секторе? Насколько значимым для российской ИТ отрасли и для вашей компании в частности является объем государственного заказа в области ИКТ?
Евгений Ермаков: Государственный сектор традиционно является крупнейшим потребителем ИТ-оборудования и услуг в России. Однако известно, что в структуре государственных расходов на информатизацию наблюдается определенная архаичность в распределении этих затрат, в которых порядка 60% направляется на закупку оборудования, 18% на поставки программного обеспечения и только 20% собственно на финансирование разработок информационных систем для автоматизации работы государственных структур. Собственно это характеризует нас как развивающийся рынок, вопрос только в том, когда мы пройдем эту стадию. В развитых странах, например в Великобритании, доля ИТ-услуг является максимальной в структуре расходов и составляет около 50%.
 
В рамках реализации программы по внедрению «электронного правительства» государство должно стать координационным центром в распределении организационных усилий и финансовых вложений. Только общий скоординированный подход при строгом контроле сможет придать этому процессу необходимую динамику. Большие надежды ИТ-сообщество связывает с предложениями Минкомсвязи взять на себя задачу по отбору, тиражированию и распространению лучших практик в регионах, в федеральных органах исполнительной власти, в центральных властных структурах и на государственных предприятиях.
 
Что касается нашей компании, стоит отметить, что работа с государственным сектором является одним из приоритетных направлений развития «Энвижн Груп». Компания постоянно развивает компетенции, необходимые для того, чтобы содействовать реализации намеченных правительством РФ планов по построению в России информационного общества и «электронного правительства».
 
CNews: Как будет развиваться сегмент информатизации органов государственной власти в 2009 - 2010 годах? Каковы планы компании «Энвижн Груп» на ближайшие годы в этой области?
Евгений Ермаков: На мой взгляд, первым важным шагом должно стать создание единого информационного пространства на всей территории России,  для чего «Ростелеком», обладающий развитой сетевой инфраструктурой по всей России (партнером по построению которой является наша компания), назначен исполнителем данных работ. Одновременно важно оценить возможности оказания услуг, наиболее востребованных по классификации Евросоюза, в электронном виде – прежде всего, это касается ГИБДД, Федеральной миграционной службы (ФМС), Федеральной налоговой службы (ФНС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Росреестра. Предстоит колоссальная работа как в технологическом, так и нормативном плане.
 
Свою роль наша компания видит в развитии созданных нами информационных систем в рамках программы «Электронная Москва», которые органично вписываются в концепцию «электронного правительства». Мы также планируем активно участвовать в реализации мероприятий по уменьшению межведомственной разобщенности с целью устранения технологических и административных барьеров на пути создания «электронного правительства».  
 
Кроме этого, я вижу необходимость в перенесении лучших практик внедрения решений и обмена передовым опытом с регионами. С этой целью недавно было принято решение о проведении в этом году серии межрегиональных семинаров, посвященных вопросам региональной информатизации. Всего их планируется около десяти, каждый из которых будет посвящен конкретному решению в области внедрения ИТ. Специалисты «Энвижн Груп» помогают в формировании  тематики семинаров и выступают на них. Уже прошло три таких семинара, посвященных системе «одного окна» и центрам обслуживания населения, электронной торговой площадке и электронной карте москвича.
 
CNews: Спасибо.