Распечатать

CNEWS

Антон Сушкевич: Государство сегодня и стимулирует и тормозит процессы информатизации страны одновременно

3 апреля 2006

CNEWS 

Антон Сушкевич: Государство сегодня и стимулирует и тормозит процессы информатизации страны одновременно

Антон Сушкевич

Об основных направлениях информатизации органов государственной власти, использовании ИТ при реализации национальных проектов, влиянии административной реформы на процессы информатизации в интервью CNews рассказал Антон Сушкевич, генеральный директор компании «Энвижн Груп».

CNews: Какие наиболее значимые события на рынке информатизации органов государственной власти России произошли в 2005 году? Какие направления на этом рынке развивались наиболее быстро?

Антон Сушкевич: Наиболее значимым и объемным событием, наверное, надо назвать стартовавший в 2005 году проект создания государственной системы паспортно-визовых документов нового поколения. Отметить необходимо также проект создания информационной сети для Федерального казначейства и продолжающееся масштабное внедрение ERP-системы в Министерстве финансов.

Сейчас трудно выделить какие-то отдельные направления информатизации органов государственной власти, как наиболее быстро развивающиеся, но хочется отметить очень сложные интеграционные информационные проекты, которые идут сейчас сразу в нескольких центральных ведомствах. Кроме того, несмотря на некоторые временные трудности, продолжают идти проекты в рамках программы «Электронная Москва» и, в частности, проект «Одно окно», в котором принимает участие и компания «Энвижн Груп».

CNews: Ранее, в начале 2005 года было отмечено, что влияние административной реформы никак не сказалось на информатизационных процессах. Что вы можете сказать о влиянии на процессы информатизации органов государственной власти — по тем направления, где работает «Энвижн Груп» — административных перестановок, которые начались почти два года назад, и произошедшем изменении структуры федеральных органов исполнительной власти по итогам 2005 года?

Антон Сушкевич: Это не совсем так. Любые серьезные пертурбации на высшем уровне власти всегда оказывают то или иное влияние на экономику страны, и последняя административная реформа, о которой вы упоминаете,  оказала свое негативное воздействие, в том числе, и на информатизационные процессы в органах государственной власти. На некоторое время все остановилось — остановилось финансирование, возникла неопределенность в будущем некоторых проектов. При этом информационные компании, в том числе и наша, не прервали выполнение уже идущих проектов, несмотря на временное отсутствие их финансирования — работающие на этом рынке компании уже привыкли к подобным проблемам, закладывают эти риски в свои проекты, хотя это и значительно затрудняет нам работу. Но некоторая пауза была…

Необходимо отметить, что государство сегодня одновременно и тормозит, и стимулирует процессы информатизации страны в целом. С одной стороны, надо учесть положительное влияние нового отношения правительства к ИТ-отрасли, существующих федеральных и региональных программ информатизации и продолжающуюся планомерную реализацию планов информатизации центральных структур власти. Упомянем и постепенно развивающуюся программу по созданию технопарков, в которых предусмотрено участие и компаний информационной отрасли, а также ряд национальных проектов, которые потенциально могут значительно изменить картину информатизации страны — это, например, проекты «Образование» и «Медицина». При этом финансирование программ информатизации страны сегодня явно недостаточное. Надо отчетливо понимать, что существующий объём инвестиций в информационную экономику, даже с помощью бизнеса, как это осуществляется сегодня, не способен осуществить «прорыв» по всей стране на нужную «глубину». Это под силу только государству.

CNews: Годом ранее отмечалась очень высокая потребность органов государственной власти России в развитии телекоммуникационной инфраструктуры, особенно — внешних каналах передачи данных и технологической инфраструктуре, обеспечивающей взаимодействие ведомств между собой. Произошли ли какие-либо значимые (или знаковые) изменения в этой сфере в 2005 году? Как они отразились на бизнесе вашей компании? В условиях курса, взятого на создание большого числа банков и баз данных коллективного пользования в госсекторе, как распределенных, так и локализованных на одной площади и быстрого наращивания объемов хранимой информации; старта реформы муниципального управления; перехода на повсеместное использование электронных механизмов при осуществлении госзакупок и пр. — как вы видите перспективы развития телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти России? В частности — решение проблемы последней мили, серьезного препятствия для быстрого доступа в сети органов муниципального управления?

Антон Сушкевич: Как бы мы этого не хотели, упомянутой вами процесс информатизации будет не быстрым. По разным причинам — и потому, что это требует очень серьезных затрат денег и времени, и потому, что реформа управления идет не так быстро, как хотелось, и потому, что наша страна очень большая, и потому, что существует, это необходимо признать, неявное противодействие людей, привыкших работать по-другому

Кроме того, сегодня построение единой государственной информационной  системы сильно затруднено из-за отсутствия единого заказчика от государства, при этом ведомства, к сожалению, создают «лоскутное одеяло», не имея единого перечня услуг населению, регламентов и единых стандартов.

Телекоммуникационная инфраструктура органов государственной власти будет создаваться (что и происходит сегодня) параллельно всем другим информационным проектам, последовательно объединяя ведомства и государственные организации в единую информационную среду.

Как структурно это будет делаться, пока сказать сложно, на этот счет есть разные подходы. Например, в прошлом году было объявлено о планируемой реализации Федеральной целевой программы «Инфраструктура», предполагающей создание по всей территории страны отдельной оптико-волоконной сети, предназначенной для использования в интересах органов власти всех уровней. На это программу предполагалось выделить чуть меньше 14 млрд рублей. Если эта программа будет реализована, то многие инфраструктурные проблемы, существующие у органов власти, будут решены относительно быстро. Если будет принято решение строить телекоммуникационную сеть госорганов на базе существующих транспортных сетей, то это также будет решено быстро.

Проблема не в отсутствии последней мили у органов муниципального управления, как раз ее организовать сегодня (по крайней мере, в городах) можно достаточно быстро и недорого. Проблема в том, что структуры власти на этом уровне пока не готовы использовать сети связи для организации своей деятельности, им это, в сущности, сегодня пока не так уж и нужно.

CNews: В связи с увеличением сетевого оборудования в системе органов государственной власти России, проявляли ли госструктуры интерес к предлагаемым вами решениям в сфере систем управления сетями? Были ли у вас подобные проекты для госсектора? Как вы оцениваете потенциальный спрос на такие решения со стороны госструктур?

Антон Сушкевич: Да, такой интерес существует и мы, в частности, сейчас ведем подобный проект в одном из крупных центральных ведомств. Ведется внедрение очень масштабного и сложного решения.

Такие проекты являются еще относительно редкими для госструктур и связано это с несколькими факторами. В первую очередь, системы управления наиболее эффективны для распределенных сетей, состоящих из большого числа узлов, включающих сложное оборудование и пропускающих через себя большие потоки разнородного трафика. Кроме того, эти решения относительно новые для нашего рынка, достаточно дорогие и не всегда рассматриваются информационными подразделениями государственных ведомств как первоприоритетные — слишком много задач необходимо реализовать в условиях более или менее ограниченного финансирования.

Тем не менее, можно отметить, что интерес со стороны государственных структур к этим решениям за последние год-два значительно возрос. Во многих ведомствах информационная и телекоммуникационная инфраструктура уже создана и эксплуатируется, появились неочевидные ранее проблемы, связанные с эффективной ее эксплуатацией, как раз и решаемые подобными системами. Свою роль сыграло и активное продвижение на рынок подобных систем компанией «Энвижн Груп» и рядом других интеграторов, специализирующихся в этой области.

CNews: Проявляют ли органы государственной власти интерес к предлагаемым вашей компанией беспроводным решениям? Будет ли это направление активно развиваться в системе органов государственной власти в ближайшее время и с чем это может быть связано?

Антон Сушкевич: Мы не можем отметить здесь какого-либо бурного всплеска интереса государственных ведомств именно к беспроводным решениям — чаще всего подобные решения внедряются как дополнительные в рамках комплексных телекоммуникационных проектов.

CNews: В 2005 году президент России обратил внимание на необходимость развития национальной системы образования, в том числе — компьютеризацию школ и их 100\% подключение к интернету. Последняя задача финансируется в том числе из средств приоритетного национального проекта «образование». Как вы оцениваете динамику развития инфраструктуры доступа в системе школьного образования? Какие технические проблемы в этой сфере в первую очередь испытывают школы — необходимо существенное улучшение соответствующих сегментов телекоммуникационных сетей, в том числе решение вопроса последней мили в сельской местности? Видит ли ваша компания какие-либо форматы участия в этом масштабном подключении или речь все-таки, скорее, идет о банальном dial-up доступе?

Антон Сушкевич: Эта проблема очень сложная, комплексная, решается давно и пока без особых успехов. Ее нельзя рассматривать в отрыве от более общей задачи — построения информационного общества в стране. А это и телефонизация (далеко не везде есть банальная телефонная связь, не говоря уже об интернет) населенных пунктов, и развитие телекоммуникационной среды в целом по стране, это и компьютеризация, это и воспитание и обучение  людей, начиная от учителей в школах и заканчивая учениками. И все это в сложных экономических условиях, которые характерны для большинства регионов нашей большой страны. Здесь в первую очередь надо решать общеэкономические проблемы, а не только технические. И решать в комплексе с другими задачами информатизации страны.

Что касается национального проекта «Образование», то он находится на стадии проработки и пока далек, насколько я знаю, от выработки конкретной программы действий. Как он будет развиваться дальше, покажет будущее.

CNews: В связи с усилением спроса на использование информационных технологий со стороны органов власти субъектов Федерации, а также и муниципального уровней — как вы оцениваете темпы развития информатизации органов власти этих уровней? Какие решения, предлагаемые «Энвижн Груп», востребованы сегодня органами власти регионального и муниципального уровней?

Антон Сушкевич: Информатизация органов центральной власти и органов власти субъектов Федерации осуществляется в течение нескольких последних лет довольно высокими темпами и это, в частности, положительным образом влияет на развитие всей ИТ-отрасли России. Причем необходимо отметить качественные изменения в политике информатизации госструктур, которые стали характерны в последнее время. Это значительное увеличение доли сложных комплексных проектов, предназначенных для решения конкретных задач государственного управления, причем задач все более сложных, и, соответственно, уменьшение доли простых закупок оборудования.

На уровне муниципальных органов власти все несколько сложнее — здесь и бюджеты меньше, и задачи не такие масштабные, и, соответственно, пока увеличение спроса на информационные технологии не так заметно, особенно в регионах. Хотя и здесь в последние годы заметны сдвиги, в частности в области внедрения систем управления муниципальной собственностью и хозяйственной деятельности в ЖКХ.

Решения «Энвижн Груп» предназначены, в первую очередь, для крупных государственных структур власти и именно там имеют высокий, как я считаю, спрос. Это и создание распределенных телекоммуникационных систем и центров обработки данных, это и внедрение систем документооборота и делопроизводства, это и создания аналитических систем и систем поддержки управленческих решений. Здесь же надо упомянуть и интеграционные решения, которые в последнее время стали более востребованы и которые мы внедряем в настоящее время.

CNews: В связи с масштабным ИТ-перевооружением многих федеральных и части региональных органов государственной власти постоянно увеличиваются их потребности в создании емких хранилищ данных, дополненных «умным» прикладным ПО, которое способно обеспечить их потребности в анализе этих данных и поддержке принятия управленческих решений. «Энвижн Груп» предлагает такие решения в сфере систем обработки и хранения данных. Как вы видите развитие этого направления работ? С какими трудностями могут столкнуться органы государственной власти и разработчики решений, при проведении таких работ? Выполняла ли ваша компания работы для органов государственной власти по этому направлению информатизации?

Антон Сушкевич: Да, потребность в подобных решениях есть, и она постоянно увеличивается. Центральные органы власти сталкиваются с потребностью хранения и обработки большого количества информации разного рода, причем по мере роста числа внедрений в органах власти различного рода информационных систем этот поток растет. Это общемировая тенденция, именно поэтому сегодня во всем мире и России серьезными темпами растет рынок систем хранения, именно поэтому появился и увеличивается спрос на системы BI (Business Intelligence) и хранилища данных.

Основная сложность заключается в том, что внедрение подобных систем требует от внедренцев наличия очень глубоких технологических знаний и экспертизы, серьезного опыта ведения подобных проектов. Все это приобретается не сразу, требует глубокой подготовки с пециалистов и создания в компаниях-поставщиках специализированных лабораторий, где тестируются и отрабат ываются решения — все это долговременный и инвестиционный для интеграторов процесс. Именно поэтому этими технологиями сегодня владеют только лидеры рынка системной интеграции, которые готовы инвестировать в подобные направления бизнеса и, более того, имеют такие возможности.

В портфолио «Энвижн Груп» несколько подобных проектов разного рода. Если говорить об инфраструктурных решениях — это, например, распределенный центр обработки данных для одного из центральных структур власти, на базе которого работают различные специализированные системы, в том числе и аналитические. Можно также упомянуть систему анализа и мониторинга развития муниципальных образований, над которой мы работаем в интересах другого центрального ведомства. Таких проектов несколько, все они исключительно сложные, требуют глубоких знаний предметной области и использования в работах наших самых профессиональных консультантов и технических специалистов.

CNews: Ваша компания разрабатывает и внедряет портальные комплексы в органах государственной власти. Отмечено ли в 2005 году повышение интереса к этому направлению работ со стороны органов государственной власти? Расскажите о работах и предлагаемых вашей компанией решениях в этой области?

Антон Сушкевич: Портальные решения используются  в наших решениях для обеспечения централизованного доступа к информационным ресурсам государственного ведомства и, как правило, являются частью более комплексного решения по внедрению информационных систем. В 2005 году мы не отмечали какого-либо повышения интереса к подобным системам, по крайней мере, со стороны наших заказчиков, хотя несколько подобных проектов у нас было.

Сегодня «Энвижн Груп» предлагает специализированные портальные решения для органов государственной власти (именно здесь у нас накоплена наибольшая экспертиза), которые поддерживает регламентированный доступ к внутренним и внешним источникам информации и обладают функциями электронного документооборота и электронного хранилища документов. Свои решения мы реализуем на базе интеграционной платформы IBM WebSphere или программного обеспечения mySAP Enterprise Portal.

CNews: Насколько госорганы готовы к переходу на тяжелые комплексные решения (портал интегрированный с системами электронного документооборота, хранилищем данных и прикладным аналитическим ПО и решениями по предоставлению сервисов внешним пользователям)? Как вы видите развитие этого направления информатизации органов власти в 2006 — 2007 годах?

Антон Сушкевич: Трудно привести к общему знаменателю ситуацию во всех госорганах, но если говорить о тех ведомствах, с которыми мы работаем, а это, как правило, крупные структуры, то там сегодня востребованы именно эти решения и именно в таких решениях мы специализируемся сегодня. Это «тяжелые» интеграционные проекты, которые занимают значительное время и требуют серьезного финансирования и, возможно, поэтому таких проектов пока не очень много. Но все движется в этом направлении…

По мере завершения внедрения различных информационных систем, проекты по которым сегодня идут во многих государственных структурах, неизбежно возникнет необходимость их интеграции и обеспечения единого доступа к информации. Отмечу, что в настоящее время, как правило, эта необходимость предусматривается еще на этапе проектирования систем, на этапе создания концепции информатизации ведомства. Портал — это одно из наиболее очевидных и популярных решений подобной задачи и именно поэтому это направление будет продолжать развиваться.

CNews: Ваша компания совместно с Российской ассоциацией телемедицины работала над созданием сети телемедицинских центров в России. Продолжаются ли эти работы? Рассматриваете ли вы возможность участия в информатизации медицинских лечебных учреждений, которая будет осуществляться в соответствии с приоритетным национальным проектом в сфере медицины?

Антон Сушкевич: Да, такая работа продолжается и для нашего департамента видеоконференцсвязи это является одним из наиболее приоритетных направлений. В частности, ведущиеся сейчас проекты по созданию телемедицинских решений в интересах «Российских железных дорог» осуществляются также при сотрудничестве с Ассоциацией — в конце 2005 года мы ввели в действие Телемедицинский центр в Центральной клинической больнице № 2 (ЦКБ) г. Москвы, такие же центры будут создаваться и в других городах России.

Что касается национального проекта «Здравоохранение», вернее той его части, которая относится к созданию сети телемедицинских центров, то мы полагаем, что наш опыт реализации подобных проектов будет очень полезен и позволит избежать многих ошибок, которые могут повлиять на успешность национальной программы. Но сейчас пока еще сложно говорить что-либо об этом национальном проекте, поскольку он находится еще на очень ранней стадии проработки.

CNews: …Как вы могли бы охарактеризовать вектор развития процессов информатизации в органах государственной власти в 2006 и в 2007 годах? Ожидаете ли вы каких-либо существенных изменений на этом сегменте рынка, и в чем они могут выразиться?

Антон Сушкевич: Сегодня государственные структуры — крупнейший потребитель продукции ИТ в стране и объемы их закупок напрямую определяют состояние рынка. Более того, сегодня информатизация госструктур уже частично определяет и вектор развития всего ИТ-рынка.

Вектор развития процессов информатизации в государственных ведомствах, мне кажется, будет направлен на интеграцию государственных информационных систем, на создание реального «электронного правительства», над чем уже давно, но без особого успеха, работают и государственные ведомства, отвечающие за информатизацию, и ИТ-компании. При этом, государство, по моему мнению, должно постепенно прийти к модели Федерального информационно-вычислительного центра, который бы координировал затраты и работы по созданию интегрированных государственных услуг как для граждан, так и для организаций в части унификации ИКТ инфраструктур министерств и ведомств, отвечал за объединение разрозненных баз данных, за безопасность этих данных.

Из существенных тенденций на рынке информатизации органов государственной власти я хочу отметить еще и ожидаемый рост спроса на оказание консультационных услуг, в том числе и описывающих развитие технологий и сервисов на перспективу, а также спрос на аутсорсинг ИТ-услуг и ИТ-инфраструктуры.

CNews: Спасибо.