Распечатать

CNEWS

Евгений Закрепин: В России уровень мошенничества в банках стабильно держится на более низком уровне, чем в Европе и США

17 июня 2006

Евгений Закрепин: В России уровень мошенничества в банках стабильно держится на более низком уровне, чем в Европе и США

На вопросы CNews отвечает Евгений Закрепин, первый заместитель генерального директора NVision Group.

закрепин

CNews: Какие тенденции вы назвали бы ключевыми для рынка информатизации финансового сектора России?

Евгений Закрепин: На текущий момент можно выделить несколько доминирующих тенденций, которые влияют не только на приоритеты финансового рынка, но и на основные направления использования ИТ в этой отрасли. Это, в первую очередь, расширение спектра услуг и развитие инфраструктуры доступа к ним, рост популярности ритейла, а также усиление контролирующих функций «Центробанка РФ» и грядущее введение в действие новых нормативных правил (Basel 2).

Среди факторов, оказывающих влияние на рынок информатизации финансового сектора России, необходимо также упомянуть быстро развивающуюся ипотеку, обслуживание которой в ближайшее время может вызвать дополнительные проблемы для банков. Это и лавинообразный рост числа выданных кредитов, который требует внедрения новых систем управления и анализа информации, систем поддержки кредитных историй и борьбы с потенциальным мошенничеством. Хотя тут надо отметить, что по оценке многих банков в России уровень мошенничества стабильно держится на низком уровне, даже по сравнению с Европой и США.

Еще одна заметная тенденция — слияние банков, построение трансрегиональных банковских структур и расширение деятельности многих банков по построению филиальной сети.

CNews:Как и в связи с какими факторами, на ваш взгляд, изменялись в последнее время требования банков к ИТ?

Евгений Закрепин: Требования банков и других финансовых организаций к ИТ всегда были высокими, и их изменения носят скорее эволюционный характер. И, в частности, сегодня это необходимость обеспечения существенно более высокого уровня производительности информационных систем, а также поддержание более надежного режима непрерывности бизнес-процессов.

Накапливаемая в больших масштабах информация, управление и анализ которой вызывает все более значительные проблемы, создает растущий интерес банков к хранилищам данных, аналитическим приложениям, системам сквозного управления информацией. Еще одна проблема — как разобраться с уже накопленной за годы информацией, как привести ее в порядок и использовать. Мы столкнулись с этой задачей после того, как впервые представили на рынке системы поиска и мониторинга информации на базе решения компании FAST & SearchTransfer и сразу почувствовали интерес к ним со стороны крупнейших банков.

На первый план выходит также усиление активности в области совершенствования систем информационной безопасности, действующих в финансово-кредитных организациях. Это последствия вступления в силу нового стандарта банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации» СТО БР ИББС-1.0-2006, который устанавливает основные принципы построения структуры управления ИБ в кредитно-финансовых организациях. Правда, отметим, что данный стандарт носит пока рекомендательный характер и внедрен пока лишь в нескольких российских банках.

CNews:Какие подходы к построению ИТ-инфраструктуры сейчас наиболее актуальны для отечественного банковского сектора?

Евгений Закрепин: Учитывая, что основные (центральные) сегменты инфраструктуры практически все банки заложили на более раннем этапе своего развития, они стремятся, с одной стороны, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а с другой — обеспечить ее качественное развитие и расширение регионального охвата. Эти два подхода особенно четко прослеживаются при решении задач по повышению резервных мощностей информационной системы и организации новых телекоммуникаций для обеспечения массового доступа к банковским услугам в регионах.

Вследствие этих факторов для финансовых структур и холдингов все более актуальной становится задача управления своими сетевыми ресурсами и ИТ-инфраструктурой, что, в свою очередь, оказывает влияние на планы по дальнейшей модернизации архитектуры. Мы это ощущаем в тех запросах на системы управления (OSS) со стороны банков, которые мы получаем как компания, которая является лидером в этой области. В частности, совсем недавно мы начали работы по внедрению подобной системы на базе MicromuseNetcool в одном из крупнейших банков России.

CNews:На каких высокотехнологичных продуктах и услугах сейчас преимущественно сфокусированы инвестиции финансового сектора?

Евгений Закрепин: В последнее время в банках, особенно крупнейших, вернулся интерес к западным многофункциональным банковским автоматизированным системам и, вероятно, в обозримом будущем следует ожидать изменение расклада сил на этом секторе рынка с уменьшением доли российских АБС.

Заметнее стал интерес к системам класса Business Intelligence, вообще к системам, позволяющим преобразовать накапливаемые гигантские массивы данных в информацию, позволяющую принимать управленческие решения, а также системам RiskManagement.

Если рассматривать телекоммуникационные и сетевые технологии, где «Энвижн Груп» имеет заслуженно высокую репутацию, то здесь можно отметить достаточно высокий спрос на решения CallCenter, в первую очередь, на решения Avaya и CiscoSystems. Интересной тенденцией является появившийся спрос на телекоммуникационные решения, которые предлагают NortelNetworks и Juniper, которые вторглись на сегмент, традиционно считавшийся вотчиной CiscoSystems.

Кроме того, традиционно к числу высоко востребованных решений относятся, в частности, кластерные системы, системы хранения и обработки данных, средства обеспечения информационной безопасности. Причем спрос на высокопроизводительные решения хранения заметно увеличился в последнее время.

CNews:Отмечаете ли вы увеличение затрат банков на ИТ-сервисы?

Евгений Закрепин: На мой взгляд здесь более корректно говорить не об абсолютном увеличении затрат, а, скорее, об увеличивающейся потребности финансовых структур оптимизировать свои расходы на ИТ-сопровождение бизнеса. Особенно актуально это для крупных территориально-распределенных банков, имеющих в своем составе множество региональных отделений, а также финансовых холдингов, образованных в результате слияния некогда автономных организаций.

Одна из причин существующей тенденции роста потребности в ИТ-услугах — все более усложняющаяся ИТ- и телекоммуникационная инфраструктура, а также начинающееся программное перевооружение банков, что требует специализированной и сложной поддержки. Но сегодня банки сталкиваются с той же проблемой, с которой уже несколько лет живет ИТ-отрасль — отсутствием достаточного количества профессиональных кадров. Именно это увеличивает затраты банков на собственные ИТ-подразделения, именно здесь находится основная проблема с внеш ним обслуживанием ИТ-инф раструктуры, которое становится все более дорогим и вызывает все больше проблем, как у банков, так и компаний, предоставляющих ИТ-услуги.

CNews: Насколько выросли за прошедший год расходы банков на информационную безопасность?

Евгений Закрепин: Учитывая, что банки, как правило, не выделяют расходы на информационную безопасность из общего ИТ-бюджета, можно лишь предположить, что этот показатель (где-то 5-7 \% от ИТ-бюджета) пропорционален росту общих затрат на ИТ, который по данным Gartner на начало 2006 года составил примерно 8,5 \% по отношению к началу 2005 г. Если сравнивать с данными того же источника по динамике роста ИТ-бюджетов в Европе за период 2003-2005 г.г. — 12,7 \% — то будет заметно, что отечественные финансовые компании энергично сокращают разрыв между уровнем ИТ-поддержки своих бизнес-процессов и аналогичным критерием своих западных конкурентов.

CNews: Какая доля вашего оборота приходится по итогам 2005 года на финансовый сектор? Какие наиболее масштабные проекты были здесь реализованы?

Евгений Закрепин: Работа с финансовым сектором является одним из важнейших стратегических направлений развития нашего бизнеса. На данный момент на него приходится порядка 10 \% оборота «Энвижн Груп». Среди наших клиентов такие крупные банки, как «Сбербанк», «Внешторгбанк», банк «Возрождение», «Траст-банк», «Россельхозбанк».

Серьезных проектов было несколько — это и крупные контракты на поставку телекоммуникационного оборудования, проект по созданию системы управления корпоративной сетью (OSS), работы по модернизации банковской системы хранения и обработки данных, очень серьезный проект по построению инженерной инфраструктуры в одном из банков .

CNews:Каковы ваши планы по дальнейшей диверсификации предложения для финансового сектора?

Евгений Закрепин: Мы традиционно сильны в создании телекоммуникационных систем и мощных центров обработки данных, именно здесь мы имеем наиболее серьезные достижения. В наших планах — более активное продвижение в финансовых структурах таких решений компании, как создание систем управления информационной инфраструктурой (в частности, систем управления элементами инфраструктуры, событиями/сбоями; сервисами; производительностью и т.д.).

Несомненно, произойдет усиление наших позиций в области продвижения решений по безопасности. Кроме того, у нас есть очень эффективные решения по реализации проектов, ориентированных на обеспечение непрерывности их бизнеса (решение задач централизации хранения данных, централизацию управления ресурсами хранения и резервного копирования; совместного использования устройств и данных в кластерных системах, а также дублирование и, при необходимости, территориальное распределение компонентов системы).

CNews: Спасибо.