Распечатать

CNEWS

Сергей Головин: В ближайшие год-два никаких коренных изменений в сфере информатизации здравоохранения не произойдет.

17 ноября 2006

Сергей Головин: В ближайшие год-два никаких коренных изменений в сфере информатизации здравоохранения не произойдет.

Развитие системы здравоохранения невозможно без применения информационных систем, в особенности в масштабах России. При автоматизации отрасли важно разработать целостную стратегию, внедрить необходимые стандарты, которые помогут избежать «лоскутности» и создадут условия для формирования единого информационного пространства. Об этом в интервью CNews рассказал Сергей Головин, заместитель генерального директора по маркетингу компании «Энвижн Груп».

CNews: В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» существенно увеличилось финансирование системы здравоохранения, что позволяет надеяться на выделение значительных средств на информатизацию этой сферы. Как вы оцениваете существующий уровень информатизации системы здравоохранения России? Насколько значителен «цифровой разрыв» между различными медицинскими учреждениями различных субъектов Федерации? В каких сферах работы российских ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений) отсутствие либо низкий уровень информатизации сказывается особенно болезненно?

Сергей Головин: В первую очередь необходимо отметить, что, несмотря на то, что в рамках национального проекта предполагается значительно увеличить финансирование отрасли, отдельно затраты на информатизацию не выделены в проекте, выделение средств именно на это предполагается не очень значительное, особенно если учитывать, в каком состоянии сегодня находится автоматизация медицинских и лечебных учреждений.

До сегодняшнего дня информатизация здравоохранения осуществлялась непоследовательно, без централизованного регулирования и контроля, без главного заказчика и, в основном, за счет энтузиазма отдельных людей и организаций, как в сфере здравоохранения, так и ИТ-отрасли. Сегодня автоматизация отрасли в точности отражает картину, характерную для всего российского здравоохранения — наряду с очень продвинутыми медицинскими центрами существует бесчисленное множество больниц и ЛПУ, где уровень информатизации находится на очень низком уровне. Причем это характерно практически для всех регионов России (может быть в меньшей степени для Москвы), хотя здесь также есть свои лидеры, которые целенаправленно занимаются этой проблемой, например такие регионы, как Ханты-Мансийский автономный округ или Пензенская область.

CNews: Как вы оцениваете первоочередные потребности в автоматизации и информатизации российской сферы здравоохранения в целом? Какие шаги, с вашей точки зрения, необходимо предпринять в первую очередь в данной области?

Сергей Головин: Основное, в чем сегодня чувствуется потребность — это в структурном подходе к информатизации отрасли в целом, в разработке государственной политики в этом направлении и консолидации всех ведомств, так или иначе задействованных в процессе. Отмечу, что это проблема не только информатизации отрасли  здравоохранения, но и других сфер экономики, деятельность которых определяется государством, например, образования, ЖКХ и т.п.

Необходимые шаги для начала эффективного процесса информатизации отрасли очевидны, неоднократно озвучивались разными людьми на многочисленных конференциях и круглых столах, и заключаются в том, что:

  • а) необходимо определить генерального заказчика, напрямую перед правительством отвечающего за реализацию программы информатизации,
  • б) с помощью экспертов разработать стратегию, основные принципы и стандарты автоматизации отрасли (благо мы уже имеем опыт подобных федеральных программ, причем опыт как положительный, так и печальный),
  • в) сформировать программу и ее бюджет,
  • г) начать реализацию программы путем информатизации медицинской отрасли сверху донизу в одном регионе,
  • д) растиражировать этот проект на другие регионы.

Проблема еще и в том, что частично все это делается уже сегодня, но пока отсутствует главное звено в цепи — генеральный заказчик, а также не понятны принципы финансирования проекта и распределение бюджета. Отсутствует системный подход к анализу проблемы, определению приоритетов, использованию мирового опыта и масштабной стандартизации задач и их решений. Пока же все идет в обратном порядке, информатизация осуществляется в основном только на нижнем уровне, причем эта информатизация «лоскутная» и ни о каком стандартизированном подходе говорить не приходится.

CNews: Российские просторы подталкивают к широкому внедрению телемедицинских технологий, в особенности в малонаселенных регионах страны. Однако в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база для широкого распространения таких решений: не существует нормативов по оказанию телемедицинских услуг, телемедицина не включена в госреестр оказания услуг и т.п. Насколько несовершенство законодательства сдерживает развитие телемедицины в России?

Сергей Головин: Это только одна из многих проблем, которые сдерживают развитие телемедицины в России. Поскольку телемедицина является одной из составляющих общего процесса информатизации здравоохранения, то к ней так же относятся все те вопросы, которые упомянуты выше. Необходимо разработать общую программу развития телемедицины в России, причем сделать надо с привлечением серьезных экспертов, а не в кулуарном порядке, в результате которого на публику иногда выносятся просто непродуманные идеи.

Что касается развития нормативно-правовой базы телемедицины, то здесь вопрос сложный по одной причине — требуется согласованные действия сразу нескольких центральных  ведомств, а до сих пор это было очень сложно осуществить.

CNews: Какие решения в сфере информатизации системы здравоохранения предлагает ваша компания? Расскажите о них подробнее.

Сергей Головин: Компания «Энвижн Груп» сегодня является одной из немногих крупных информационных  компаний, для которых в число ключевых направлений входит и телемедицина. Сегодня мы на этом секторе рынка находимся в числе лидеров, как по количеству внедрений, так и по уровню и качеству проводимых работ на территории практически всей страны. Мы делали телемедицинские центры в Хабаровском крае и Тюмени, в Ханты-Мансийске и Астрахани, Калининграде и Ростове. Совместно с нашим партнером — Российской ассоциацией телемедицины — мы разработали программу создания единой сети телемедицинских центров, разработали систему организационных мероприятий, позволяющих организациям сразу после установки телемедицинской системы немедленно включаться в продуктивную работу, у нас есть опыт работы и с зарубежными телемедицинскими центрами.

Сегодня в нашей линейке телемедицинских систем есть решения практически любого уровня — от региональной телемедицинской сети и систем для крупного медицинского центра (включая все составляющие — видеосистемы и программное обеспечение, специализированные цифровые медицинские приборы, дополнительное оборудование для подготовки помещений и т.п.) до переносных и мобильных телемедицинских систем, которые могут использоваться в труднодоступных местах, при авариях и катастрофах. Кстати, именно «Энвижн Груп» одной из первых стала испытывать в России мобильные телемедицинские системы, которые получили очень высокие отзывы медиков после испытаний, в частности, за Полярным кругом.

CNews: Телемедицинские системы достаточно дороги, поэтому в настоящее время не каждый регион может позволить себе их внедрение. Возможна ли поступенчатая реализация телемедицинской сети? Существуют ли уже такие примеры? Как вы считаете, станут ли в ближайшее время доступны телемедицинские технологии всем гражданам России или останутся предметом гордости отдельных регионов и ведомств?

Сергей Головин: На самом деле ситуация уже изменилась, и эти системы не настолько дороги, как это было еще в недавнем прошлом. Стоимость телемедицинского центра может значительно варьироваться в зависимости как от требуемой  функциональности медицинского центра (набора оборудования), так и от размеров и оснащенности помещения, особенно если центр используется и для телеобучения. Как правило, центр для проведения телеконсультаций без учета стоимости организации канала связи обходится в 15 — 35 тыс. долларов США, центр телеобучения (с возможностью проведения и телеконсультаций) — в 50-80 тыс. долларов США и более. В эту цену входит доставка оборудования и его монтаж. Отмечу также, что наш опыт показывает, что если телемедицинский центр реально используется в работе медицинского учреждения на коммерческой основе, то срок окупаемости его составляет от полугода до года. Кстати, если телемедицинский центр параллельно использовать и в системе переподготовки врачей, то материальные затраты лечебных учреждений, связанные с этим, сокращаются примерно в 10 раз (за счет расходов на проживание слушателей в гостинице, потерь из-за отрыва от работы и т. д.).

Если говорить о поступенчатой реализации телемедицинской сети, то конечно это возможно, что собственно сейчас и происходит, особенно на региональном уровне, несмотря на существующие проблемы, в частности, с нормативным обеспечением процессов. Я уже отмечал, что в России действует сеть российской ассоциации телемедицины, в которую могут включаться вновь создаваемые телемедицинские центры. Конечно, пока довольно значительная часть телемедицинских центров используется минимальным образом, поскольку организацией этого процесса в серьезных масштабах до недавнего времени никто толком не занимался. Вопрос координации действий и концентрации ресурсов в области телемедицины стал важнейшим.

CNews: Телемедицинские технологии предполагают работу с информацией, которая в полной мере может быть отнесена к категории конфиденциальной. Каким образом обеспечивается информационная безопасность в телемедицинских сетях? Необходимы ли для обеспечения информационной безопасности в данном случае какие-то особые решения или достаточно применить стандартные подходы к обеспечению безопасности корпоративных систем организаций?

Сергей Головин: В настоящее время, когда телемедицина в основном используется вне рамок медицинских информационных систем, вполне достаточно стандартных средств обеспечения безопасности передачи данных, что обеспечивает используемое для этого оборудование, где опции безопасности уже встроены. В ближайшем будущем, вероятно, этих средств будет недостаточно, и компания «Энвижн Груп», в частности, уже сегодня может поставлять подобные системы в комплекте, например, с биометрическими средствами контроля доступа. Но в целом, если говорить о телемедицине как об одной из составляющих медицинских информационных систем, информационную безопасность надо рассматривать комплексно, в контексте всей информационной инфраструктуры.

CNews: В последнее время все чаще приходится слышать о социальной ответственности бизнеса. Какое место в деятельности вашей компании занимает участие в реализации приоритетных национальных проектов, в частности в нацпроекте «Здоровье»? Расскажите о ваших дальнейших планах в этой области.

Сергей Головин: Для «Энвижн Груп» участие в подобных программах  очень важно, и не только потому, что это большие и интересные проекты, а потому, что мы понимаем, насколько значительное влияние реализация масштабных программ информатизации может оказать на нашу страну. Мы уже относительно давно участвуем в различных обсуждениях о путях развития национального проекта «Здоровье» в части информатизации, принимали участие в разработке нескольких концепций и предложений для ведомств, в ведении которых находится этот проект. Причем все это делалось в инициативном порядке в составе различных экспертных групп, без какой-либо коммерческой составляющей. Здесь мы работаем совместно с различными организациями, в том числе и  с государственными, и с некоммерческими. Мы имеем значительный опыт работы в этой области, в первую очередь, в сфере телемедицины, и я надеюсь, что он будет востребован в рамках национальных проектов.

CNews: Информатизация деятельности медучреждений, переход к электронным картам пациента неизбежно приведет к лавинообразному росту объемов хранимой и обрабатываемой информации. Какие решения в области создания Центров обработки данных (ЦОД) и систем хранения информации могла бы предложить ваша компания?

Сергей Головин: Мы уже прорабатывали несколько схем комплексной информатизации здравоохранения как отрасли в масштабе региона, предусматривающих создание полной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе и построение Центра обработки данных. У «Энвижн Груп»  есть опыт внедрения таких решений и, в частности, именно для государственных структур с распределенной информационной системой и большим количеством удаленных подразделений. Кроме того, специалисты нашего департамента вычислительных систем и систем хранения разработали и испытали в нашей лаборатории ряд специализированных решений, в частности в области виртуализации и управления информационной инфраструктурой, которые предназначены именно для подобных проектов и позволяют значительно эффективнее использовать вычислительные мощности в условиях ограниченного бюджета.

CNews: Широкое внедрение ИКТ в медицине — это не только технологический, но и культурный прорыв. Между тем, по имеющимся данным около 70% врачей являются людьми предпенсионного и пенсионного возраста. Какие сложности, связанные с переподготовкой персонала и ломкой сложившихся стереотипов, возникают в процессе внедрения новейших технологий? Как удается преодолевать эти сложности?

Сергей Головин: Это проблема известная, более того, в отрасли здравоохранения она осложняется еще и тем, что врачи перегружены своей непосредственной деятельностью и, по данным прессы, очень значительная часть из них постепенно теряет квалификацию, не проходя переподготовки и дополнительного обучения.

Но есть два фактора, которые, по моему мнению, могут помочь облегчить решение этой задачи:

  • а) процесс информатизации отрасли здравоохранения будет идти медленно (как бы мы не хотели это изменить, но, увы, реальность именно такова), решения будут внедряться постепенно, и именно это поможет также постепенно изменить психологию медиков;
  • б) если информатизация отрасли будет проведена правильно, и новые системы смогут реально облегчить работу врачей, то они, почувствовав это, очень быстро начнут использовать их, и период адаптации будет сокращен.

Кроме того, очень важно правильно поставить процесс обучения специалистов на всех уровнях отрасли здравоохранения снизу доверху. У нас есть подобный опыт — мы ежегодно участвуем в Академии телемедицины, которую организует Российская ассоциация телемедицины — и мы видим, насколько подобные меры результативны и, главное, востребованы.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, перспективы информатизации здравоохранения в России в ближайшие год-два? Какие из существующих решений будут развиваться наиболее активно? Какие из них вы считаете приоритетными для вашей компании?

Сергей Головин: Имея опыт участия в подобных масштабных государственных программах, я стал, с одной стороны, реалистом и полагаю, что в ближайшие год-два никаких коренных изменений в сфере информатизации отрасли здравоохранения не произойдет, просто потому, что задача очень серьезная и в отдельных моментах еще не определенная. С другой стороны, я остаюсь романтиком и полагаю, что на этот раз мы все-таки пойдем правильным путем, разработав сначала стратегию, программу действий, договорившись о единых правилах и стандартах, отработав технологии в пилотных проектах, и лишь потом начнем масштабные внедрения.

Для нас приоритетным направлением в этой области остается телемедицина и, по моему мнению, именно это направление будет активнее всего развиваться в ближайшее время.

CNews: Спасибо.