Распечатать

CNEWS

Андрей Зюзин: Сегодня серьезная консалтинговая компания уже не будет работать с заказчиком, для которого их решение не подходит изначально.

1 декабря 2006

Андрей Зюзин: Сегодня серьезная консалтинговая компания уже не будет работать с заказчиком, для которого их решение не подходит изначально

На вопросы CNews отвечает Андрей Зюзин, первый заместитель генерального директора «Энвижн Груп».

CNews:Отмечаете ли вы замедление темпов роста российского рынка ИТ-услуг за последний год?

Андрей Зюзин:Рынок продолжает расти,  в среднем рост достигает увеличения на 15%-20%. Это немного, но тенденция, как мне кажется, будет сохраняться. Она более благоприятна, нежели в регионах EMEA, где прирост составляет в год в среднем 5%-10%.

Такой  процент прироста связан с двумя факторами: во-первых, рынок профессиональных ИТ-услуг в РФ не развит, клиенты не видят быстрой и достаточной отдачи от использования консалтинга. При этом 90% спроса на подобные услуги формируют сегодня крупные компании, которым необходимо решать отдельные задачи. С другой стороны (и в меньшей степени) небольшой прирост рынка связан с ценовым диапазоном подобных предложений и с отсутствием определенных решений для конкретных задач клиентов. Если, к примеру, обратиться к опыту нашей компании год назад, то доля консалтинговых решений в портфеле компании увеличилась очень значительно.  Это обусловлено как активным ростом экономики, так и дефицитом качественного, профессионального слоя управленцев, что провоцирует привлечение консультантов и услуг аутсорсинга и влияет на спрос на подобные услуги и решения.

CNews:Какие изменения произошли в этом секторе за последнее время? Какие новые тенденции появились?

Андрей Зюзин:Среди основных тенденций можно отметить стабилизацию ценовых характеристик решений; увеличение предложений от производителей и системных интеграторов, ранее традиционно рассматривающих лишь вопросы интеграции и внедрения аппаратно-программных комплексов; «продуктизация» предложений; рост доли консалтинговых проектов в общем бизнесе компаний.

Среди относительно новых тенденций заметно оживление на рынке западных консультантов, готовых «прийти» в Россию и предложить свои услуги. Российские компании это не сильно пугает, так как в нашей стране существуют свои особенности и правила, которые диктует рынок и политика, и которые западным консультантам предстоит постигать некоторое время.  Интересно, что глобальные компании, традиционно известные в РФ как поставщики аппаратных решений, начали продвижение своих консалтинговых концепций и услуг, и мы можем наблюдать некоторые примеры их успешной деятельности.

Вторая тенденция связана с появлением системности в подходе государства к ИКТ вообще и к консалтингу в частности. Структуризация направлений, поиск новых возможностей, большая социальная направленность программ, реализуемых организациями на основе ИТ, увеличение бюджетов для диверсификации и оптимизации деятельности заставляют органы государственной власти стать более восприимчивыми к новым подходам.

CNews:Спрос на какие ИТ-услуги вырос наиболее заметно, по вашим наблюдениям?

Андрей Зюзин:Основной спрос связан с решениями, которые позволяют создать и поддерживать системность, правила, регламенты, обеспечить прозрачность деятельности компаний.  Также востребованы решения, позволяющие выявить узкие места в использовании ИТ и призванные помочь компаниям вернуть гибкость и скорость реагирования на изменения как внутри компании, так и на рынке, обеспечить уникальность и заданное качество услуг для конечных клиентов. Спросом стали пользоваться решения, помогающие компаниям определить ИТ-стратегию, провести аудит, создать системы качественного управления (финансовое управление, материально-техническое снабжение). Интересен подъем на рынке проектов, связанных с внедрением систем BI (Business Intelligence) и аналитических систем, для органов государственной власти эти решения сегодня востребованы.

CNews:Отмечаете ли вы повышение качества ИТ-сервисов, оказываемых отечественными игроками, на ваш взгляд?

Андрей Зюзин:В консалтинговых проектах очень важно обращать внимание на то, что именно гарантирует качество ИТ-сервисов. В большинстве случаев это определяется командой, в которой есть очень ценные специалисты, способные совместить в проекте функцию разработчика и аналитика, а также опытом компании по ведению подобных работ. При таком подходе консалтинговые решения будут грамотно скорректированы и максимально полезны заказчику. Спрос на специалистов высокого уровня по консалтингу растет, значит, по моему мнению, и качество ИТ-сервисов повышается.

CNews:Каких важных ошибок российские ИТ-консультанты научились избегать в проектах?

Андрей Зюзин:Прежде всего, быть «всеядными». Если раньше компании бралась за любые проекты, то сегодня  серьезная консалтинговая компания  уже не будет работать с заказчиком, для которого их решение не подходит изначально. В процессе реализации решения существенная доля работ приходится на услуги, поэтому риски и затраты консалтинговой компании больше (если сравнивать с интеграцией и инфокоммуникационными проектами). Поэтому на этапе предпроектной работы не только клиент выбирает поставщика решения, но и сам поставщик выбирается клиента, оценивает его.

CNews: В каких секторах за последний год особенно заметно увеличилось количество консалтинговых проектов?

Андрей Зюзин:Количество консалтинговых проектов заметно увеличилось в государственном секторе, за счет большого роста программ, инициируемых государством и направленных на поддержку населения и оптимизацию работы государственных служб. Однако здесь по-прежнему велика доля ИТ-проектов, связанных с необходимостью создать инфраструктуру, обеспечить деятельность органов государственной власти надлежащими ИТ-инструментами, программно-аппаратными комплексами. Заметен спрос на консалтинг в банковском и финансовом секторах, что вызвано и необходимостью вступления в ВТО, и требованиями Basel II, а значит — необходимостью конкурировать с более развитыми и сильными структурами. Спрос на консалтинг в данном секторе диктуется задачей предлагать конечным клиентам более высокотехнологичные услуги, более развитый сервис.

CNews:Как развивается в существующих условиях ваш бизнес? Какие из своих последних сервисных проектов вы могли бы выделить особо?

Андрей Зюзин:«Энвижн Груп» развивает консалтинговый бизнес в тех отраслях и в тех сегментах, которые всегда считались «трудными» и в то же  время — знаковыми. Это в первую очередь государственные структуры и телекоммуникационная отрасль. Например, отдельной строкой можно отметить самый последний проект — создание системы отчетности для Российского Фонда федерального имущества. В процессе реализации проекта специалистам «Энвижн Груп» удалось консолидировать данные из имеющихся в РФФИ разрозненных информационных источников, эта задача была признана стратегически важной для РФФИ. В дальнейшем Система отчётности РФФИ будет интегрирована  с информационными системами Фонда, что позволит сотрудникам РФФИ формировать отчёты по другим видам деятельности организации. Сегодня в результате проведённых работ система отчётности РФФИ поддерживает всесторонний анализ деятельности организации, обеспечивая ее прозрачность для регулирующих органов.

CNews: Спасибо.