Распечатать

CNews: Телекоммуникации 2007

Евгений Закрепин: Операторы уделяют больше внимания предотвращению неисправностей, поиску причин сбоев и автоматизации обслуживания

26 мая 2008

Евгений Закрепин
На вопросы CNews ответил Евгений Закрепин, первый заместитель генерального директора компании NVision Group.
 
CNews: Как развивался отечественный сектор ИКТ в 2007 году, по вашим наблюдениям? Какие факторы определяли его динамику?
 
Евгений Закрепин: В 2007 году рост этого сектора рынка, по нашим наблюдениям, превысил показатели нескольких предыдущих лет. Это же относится и к основным игрокам сферы системной интеграции, которые работают на этом рынке — почти все лидеры закончили год с очень высокими показателями, причем рост дохода большинства из них превысил средние показатели рынка. В частности, компания «Энвижн Груп» в 2007 год достигла отметки в 261,2 млн долл., что более чем на 80% превышает показатели предыдущего года.
 
Основные факторы, благоприятствующие такому развитию рынка, не изменились — это благоприятная экономическая ситуация на российском рынке в целом, значительно увеличившееся влияние (в том числе и смысле увеличения финансирования) государства на наш сектор рынка. Это и масштабные процессы на российском рынке, связанные с реструктуризацией целых отраслей и возникновением мощных экономических структур, в том числе и государственных.
 
CNews: Как изменился, на ваш взгляд, рынок интеграции в сфере телекоммуникаций? Как был скорректирован в этой связи бизнес присутствующих здесь ИТ-игроков?
Евгений Закрепин: Рынок интеграции в этой сфере является одним из крупнейших, и эта ситуация, по моему мнению, сохранится еще относительно долго, особенно, если посмотреть, как изменяется и растет рынок услуг связи. Если сравнить, скажем, долю российского рынка телекома в ВВП нашей страны и аналогичный показатель в странах Западной Европы и Северной Америки, то становится очевидным, что устойчивый рост отрасли сохранится в ближайшие годы — по мере поступательного роста рынка услуг, оказываемых населению. За телекомом будет расти и рынок системной интеграции в этой сфере.
 
Значительных качественных изменений на рынке мы в прошлом году не наблюдали. Из существенных изменений в телекоме за прошедшие несколько лет можно отметить появление сразу нескольких игроков, которые заявили о своих масштабных планах, а некоторые из них даже стали эти планы реализовывать. Это, в ряду других факторов, увеличивает конкуренцию на рынке, является стимулом для появления новых технологий и услуг и, тем самым, влияет на деятельность системных интеграторов.
 
Отмечу еще, что в последние годы основной бизнес операторов претерпевает изменения, изменяется спектр услуг, соответственно  изменяются и интеграционные задачи. Операторы начинают вести принципиально новый бизнес. Что касается «Энвижн Груп», то ситуация такого быстрого расширения сферы услуг телекоммуникационных компаний стала причиной значительного и ускоренного увеличения нашей продуктовой линейки решений, предназначенных для операторов связи. Мы каждый год показываем на российском рынке связи новинки, выводим на российский рынок новых производителей — только в прошедшем году мы заключили 8 новых партнерских соглашений и большую часть из них с компаниями, специализирующимися на технологиях для рынка телекома.
 
CNews: Какие тенденции можно выделить на российском рынке OSS/BSS по итогам 2007 года? Решения каких вендоров наиболее востребованы в России — исходя из вашего опыта?
Евгений Закрепин: За прошедший год не наблюдалось кардинальных изменений на рынке OSS систем. Операторы стали более требовательны и стали лучше понимать потребности, стремясь оптимизировать внутренние бизнес-процессы и технологические процедуры. При этом все большее их количество отдает себе отчет в необходимости глубокого вовлечения собственного персонала в проекты автоматизации/оптимизации процессов.
 
Традиционно интересными для операторов остались системы, обеспечивающие самообслуживание абонентов (самостоятельное управление услугами): порталы, системы инвентаризации и активации. Меньше внимания стали уделять системам мониторинга, а больше предотвращению неисправностей, поиску причин сбоев и автоматизации обслуживания.
 
CNews: Какие новые тренды вы отмечаете в секторе видеоконференцсвязи (ВКС)? Насколько востребованы в России решения мобильной ВКС? Кто является потенциальным заказчиком таких систем?
Евгений Закрепин: Последние несколько лет мы отмечаем устойчиво-высокий рост продаж ВКС, возникает новый более или менее объемный рынок, который становится привлекательным для многих игроков и заставляет мировых поставщиков оборудования активизировать свою деятельность в России.
 
В технологическом плане — тенденции последних лет: переход от ISDN к IP, развитие систем высокого разрешения (HD; High Definition) для передачи видеоизображений высокой чёткости и систем TelePresence, призванных обеспечить максимальный эффект присутствия. 
 
Наметилась тенденция перехода к высокопроизводительным стационарным ПК на столе руководителя с возможностью ВКС-связи, а также к мультимедийному оборудованию для оснащения переговорных комнат. Развиваются топовые системы класса TelePresence, которые представляют собой специализированные комнаты, оснащенные экранами больших размеров, специально подобранной мебелью и другими элементами интерьера.
 
Еще одной важной тенденций российского рынка ВКС является изменение структуры заказчиков: если раньше ВКС устанавливали в основном крупные предприятия, то в последнее время их все чаще стали использовать компании среднего бизнеса; объемы заказов от этих сегментов рынка практически уравниваются в долях.
 
CNews: Какие решения для обеспечения безопасности сетей операторов связи предлагает ваша компания? Насколько, по вашим ощущениям, операторы понимают реальность внешних угроз?
Евгений Закрепин: Надо сказать, что операторы не только понимают реальность как внешних, так и внутренних угроз, но и активно внедряют решения для защиты от них. Из внешних угроз отметим два типа мошенничеств: мошеннические действия, направленные против оператора (например, когда злоумышленники пытаются получить бесплатный доступ к предоставляемым оператором услугам) и воздействия против его абонентов. Ущербы этих мошенничеств — упущенная выгода оператора, что диктует необходимость ставить «комплексную оборонительную систему».
 
«Энвижн Груп» давно работает на рынке операторов связи и сегодня имеет очень серьезный опыт создания решений разного уровня для подобных компаний, в том числе и в сфере информационной безопасности. Для обеспечения безопасности сетей операторов наша компания предлагает несколько решений, в зависимости от типов задач, стоящих перед заказчиками. В частности, система для защиты от DDos-атак позволяет с достаточно высокой степенью эффективности выявить атаку и уменьшить или предотвратить ущерб ресурсам операторов и их клиентов. В результате внедрения решения операторы и сервис-провайдеры получают ряд преимуществ: высокую доступность ресурсов и сервисов, бесперебойную работу сети, повышение защищенности каналов и т.д. Кроме того, повышается репутация провайдера услуг, что благоприятно сказывается на привлечении новых абонентов.
 
Кроме этого, мы предлагаем решения для защиты сети интернет от абонентов оператора: пакет включает систему обнаружения абонентов, рассылающих вредоносный код, а также систему обнаружения абонентов, рассылающих спам, построенную на основе уникальной технологии репутационного фильтра. Эти решения и услуги «Энвижн Груп» позволяют создать комплексную, организационно-техническую систему, которая исключает или минимизирует возможность мошенничества.
 
Операторские компании начали уделять особое внимание безопасности полтора-два года назад. Вопрос для этого сектора рынка очень непростой. Необходимо решать и проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности пользователей сети, клиентов, и задачи по защите ядра сети, обеспечивающие его устойчивость. При этом сейчас постоянно появляются все новые угрозы, о существовании которых несколько лет назад даже не догадывались. Например, это проблемы, связанные с объединением, конвергенцией сетей. Поэтому сегодня растет количество реализуемых проектов по аудиту сетей, по выявлению атак и разработке решений защиты от них. Ведь безопасность зачастую касается не только технических средств, но и регламентов, процедур, политики, существующих у оператора.
 
CNews: В 2007 году «Энвижн Груп» заключила партнерское соглашение с компанией CosmoCom — одним из ведущих разработчиков операторских SIP-платформ для предоставления услуг виртуальных контакт-центров (Contact Center On-Demand). В чем принципиальные особенности систем такого типа с точки зрения функциональности? Насколько успешно интегрируются такие решения в существующую у заказчика телекоммуникационную инфраструктуру?
Евгений Закрепин: Подобные системы сегодня востребованы на российском рынке, они позволяют операторам предложить конечному клиенту дополнительные услуги, а тому — сфокусироваться на своем основном бизнесе и сократить затраты на внедрение и эксплуатацию контакт-центра. Услуга может предоставляться как отдельно, так и в качестве дополнения к услугам виртуальной АТС или IP Centrex. Независимость от телефонной подсистемы позволяет легко интегрировать решение в существующую инфраструктуру оператора связи.
Основные отличия технологии компании CosmoCom от конкурентов — это и полная независимость платформы от аппаратных средств, используемых в решении, таких как сервера, шлюзы, операторские терминалы, и отсутствие необходимости устанавливать на площадке потребителя услуги какое-либо оборудование.
 
Для эксплуатации услуги виртуального контакт-центра необходим только IP-канал связи с оператором предоставляющим ее. Система позволяет клиентам самостоятельно настраивать, администрировать, разрабатывать сценарии и получать статистику и оценку эффективности работы виртуального контакт-центра. Решения CosmoCom позволяют принимать все виду мультимедийных обращений — голосовые вызовы, видео вызовы, запросы по e-mail, обращения через Web и chat.
 
Хочу отметить, что заключение партнерского соглашения с CosmoCom лежит в русле нашей стратегии — находиться на передовых позициях в сфере технологий для операторов связи. Мы очень внимательно отслеживаем современные тенденции на этом рынке, постоянно взаимодействуем с различными мировыми производителями, обсуждаем возможность использования этих решений с нашими клиентами. И уже неоднократно наша компания выводила на российский рынок новые технологии для операторского рынка России и СНГ.
 
CNews: В конце 2007 года «Энвижн Груп» завершила проект модернизации магистрального сегмента мультисервисной сети оператора «Уралсвязьинформ». В чем состоят принципиальные особенности этого проекта?
Евгений Закрепин: Модернизация магистральной сети — одна из частей масштабной программы по созданию в Уральском регионе высокоскоростной сети передачи данных, которую реализовывал «Уралсвязьинформ». Новая магистраль стала единой транспортной средой для передачи разнотипного IP-трафика, включая передачу данных, мультимедиа и видео. В результате реализации проекта все региональные участки сети «Уралсвязьинформ» были объединены в единую мультисервисную сеть, а оператор получил возможность снижения эксплуатационных издержек за счет оптимизации сетевой инфраструктуры и получения дополнительных доходов благодаря расширению портфеля услуг.
 
Проект модернизации магистрального сегмента мультисервисной сети связи, реализованный «Энвижн Груп», включал создание высокоскоростной магистральной сети, предназначенной для объединения региональных сегментов в единую мультисервисную сеть, спроектированную для предоставления как традиционных, так и инновационных услуг по передаче данных, мультимедиа и видео. Модернизация магистрали, работающей поверх уже существующей DWDM-сети, способствовала наращиванию пропускной способности сети до 10 Гбит/с (с перспективой расширения до 160 Гбит/с). Мультисервисная сеть имеет узлы подключения во всех 235 городах и районных центрах семи регионов, на территории которых работает «Уралсвязьинформ». В качестве базовой сетевой технологии в решении применена технология Multiprotocol Label Switching (MPLS).
 
Изюминка проекта заключалась в том, что «Энвижн Груп» были построены выделенные интернет-шлюзы для присоединения к Интернет-сервис-провайдерам. В результате были успешно решены задачи масштабируемости, управляемости, сервисного обслуживания и безопасности сети «Уралсвязьинформ», а оператор получил качественную основу для развития своего бизнеса посредством внедрения новых видов услуг.
 
CNews: В течение 2007 года компания активно продвигалась в регионы. Каковы дальнейшие планы по региональной экспансии? Какие из регионов вы считаете для себя наиболее перспективными?
 
Евгений Закрепин: Мы планируем и в дальнейшем активно развивать свой бизнес в российских регионах, а также близлежащих странах. В первую очередь — в тех регионах, где мы уже активно работаем, где у нас есть крупные клиенты, и в тех регионах, которые привлекательны с точки зрения размера ИТ-рынка. В соответствии со стратегией компании, в середине прошлого года у нас был образован департамент регионального развития. Мы предполагаем, что через несколько лет оборот наших региональных филиалов достигнет примерно 30% от общей выручки компании. В дополнение к уже существующим филиалам в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, сейчас мы открываем свое представительство в Южном федеральном округе, в Узбекистане и Уральском федеральном округе. В наших ближайших планах создание своих представительств или филиалов в Армении, Туркмении и на Украине.
 
CNews: Спасибо.