Распечатать

Экскурсия на стадион будущего

КОМПЬЮТЕРРА

4 февраля 2014

5 февраля 2014

Формула Древнего Рима «Хлеба и зрелищ!» вполне актуальна и сегодня: приходя на стадион, зрители рассчитывают на комфортные условия, чтобы в полной мере насладиться захватывающей игрой. Однако это не единственное требование, предъявляемое к спортивным сооружениям. Необходимо также обеспечить порядок и безопасность на протяжении всего мероприятия – от прибытия первого зрителя до ухода последнего. В решении этих задач спортивная индустрия в последние годы шагнула далеко вперед, во многом благодаря развитию ИКТ-инфраструктуры. Поэтому инциденты, подобные трагедиям «Лужников» (1982), «Эйзеля» (1985) или «Хиллсборо» (1989), постепенно уходят в прошлое. А что ждет любителей большого спорта в ближайшем будущем?

Легко ли быть болельщиком?

Как обычно, равняться приходиться на Запад. Во многих европейских странах действуют нормативно-правовые акты, регулирующие посещение спортивных сооружений и поддержание порядка на них. Аналогичный закон №192-ФЗ, в просторечии именуемый «законом о болельщиках», в июле 2013 г. принят и в России. Также большое внимание уделяется технологическому оснащению: значительно выросла роль ИКТ-решений в обеспечении удобства и порядка на трибунах. В итоге комплексные меры – организационные и технические – помогают избежать большинства инцидентов и обеспечить зрителям комфортное посещение футбольных матчей.

В России сегодня есть пять стадионов, отвечающих требованиям УЕФА и ФИФА: московские «Лужники» и «Локомотив», «Арена Химки», построенная к Универсиаде «Казань-Арена» и «Ахмат-Арена» в Грозном.

Перечисленные крупные арены активно подтверждают статус передовых, осваивая высокие технологии. Например, еще в 2008 г., к финалу Лиги чемпионов УЕФА, в «Лужниках» появилась первая в стране система автоматизированного контроля прохода зрителей. Недавно аналогичное решение запущено на «Локомотиве».

Как не хватает нам таких новшеств! До сих пор многие зрители, даже заблаговременно прибыв на стадион, пропускают 20-30 минут игры, а то и весь первый тайм. Актуальна в России и проблема «третьих таймов»: после важных матчей болельщики вынуждены час-полтора мерзнуть (мокнуть, жариться) на трибунах, пока полиция «в час по чайной ложке» выпускает зрителей с других секторов

Есть куда «расти» и системам наблюдения. Помните, как хулиганы сорвали матч «Динамо» с «Зенитом» в Химках, бросив петарду во вратаря? Органы правопорядка уверяли, что благодаря множеству видеокамер на стадионе виновные будут найдены, но... «воз и ныне там». Возможно, во избежание подобных конфликтов модернизацией системы видеонаблюдения недавно занялся московский «Локомотив».

Между тем разработано множество технологий, способных разрешить перечисленные и другие проблемы. Давайте представим, как может выглядеть и работать стадион с «продвинутой» ИКТ-начинкой.

Добро пожаловать!

Можно выделить несколько основных направлений модернизации стадионов: обеспечение удобства зрителей и участников соревнований, журналистов и спортивных комментаторов, организация телетрансляций, а также обслуживание самого стадиона – от контроля состояния до переформатирования арены под другие мероприятия (спортивные или культурно-развлекательные).

Безопасность – прежде всего. Вход на территорию контролирует автоматизированная система контроля доступа (СКД): турникеты пропускают зрителей по штрих/QR-кодам билетов или RFID/NFC-меткам электронных носителей («карта болельщика», мобильный телефон). Одновременно данные поступают в CRM стадиона или футбольного клуба для учета посещаемости.

За порядком следят цифровые IP-камеры высокого разрешения. В комплексе с системой визуализации и аналитическими решениями они позволяют службе безопасности выявлять хулиганов и нарушителей на стадионе и около него, предупреждать инциденты или оперативно пресекать их.

К окончанию матча оператор в центре управления с помощью 3D-модели и аналитической системы разрабатывает оптимальный сценарий, по которому зрители достаточно быстро и спокойно покинут стадион. Маршруты выхода подсказывают светодиодные стрелки на полу и стенах, а также специальные приложения на мобильных устройствах зрителей. В системе заложены и аналогичные сценарии для нештатных ситуаций (пожар, землетрясение, теракт и т.д. ).

Перечисленные меры позволяют снизить штат обслуживающего персонала (контролеров, стюардов), возможно, даже отказаться от помощи полицейских.

Все для зрителей. Автолюбителей встречает информационное табло на стоянке у стадиона, помогая найти свободное место, уточняя время начала матча, прогноз погоды и т.д. На территории арены, между внешним и внутренним периметрами, есть много поводов потратиться: прикупить вещи с клубной символикой в фаншопах, запастить билетами на следующие матчи, да и просто перекусить. Все эти точки оснащены устройствами самообслуживания (автоматические кассы, вендинговые аппараты) и поддерживают оплату по банковским картам или по «картам болельщика» – это гораздо быстрее и удобнее, чем наличные расчеты.

«Далеко не всегда зрителям удается увидеть все, что хочется, – отмечает директор по маркетингу «Энвижн Груп» Вера Мостинская. — Но пересматривать наиболее интересные моменты игры, следить за статистикой матча и чемпионата позволяют табло и многофункциональные мониторы (Digital Signage), размещенные в каждом зрительском секторе. А счастливцы в ВИП-секторах могут управлять контентом: выводить на экран изображение с конкретной камеры, увеличивать или уменьшать масштаб, включать и выключать телетекст и т.д. И, конечно, инновационный стадион обеспечивает посетителям устойчивую сотовую связь и доступ в Интернет посредством Wi-Fi. Иначе как они будут пользоваться мобильными приложениями: изучать карту стадиона и статистику игры, а вполглаза еще и за трансляцией параллельных матчей подсматривать?».

«Донбасс Арена» — прекрасный пример, как можно привлечь посетителей. Стадион позиционируется как семейный: для фанатов выделены специальные секторы, которые отделены от общих зон для зрителей. Вокруг стадиона организованы спортивные и детские площадки, так что здесь можно провести весь день с семьей: сначала поиграть в футбол или сводить ребенка на аттракционы, а потом посмотреть и профессиональную игру.

Зрители по долгу службы. Журналисты, особенно комментаторы, и арбитры следят за игрой вдвое внимательней, чем болельщики. Конечно, им отведены места с хорошим обзором, но даже там не помешают большие мониторы, чтобы вглядываться в видеоповторы и анализировать статистику. Доступ в Интернет – опция «по умолчанию».

Телекомпании размещают на арене максимально возможное число камер, включая «паука» над полем, чтобы показывать наиболее интересные или спорные эпизоды с разных ракурсов. Кроме того, на территории стадиона находится современная телестудия со всем необходимым оборудованием и средствами коммуникации.

Арбитры тоже используют специфическое оборудование: наушники с микрофоном для общения с помощниками, а то и мини-камеру, чтобы зрители могли видеть его глазами игру в целом и отдельные спорные эпизоды. Эти гаджеты позволяют впоследствии анализировать действия судьи, его выбор позиции в тот или иной момент. Именно так было на матче «Всех звезд MLS» против итальянской «Ромы», прошедшем в США 31 июля 2013 г. Автоматизирован и самый критический момент игры – определение гола. ФИФА уже тестирует системы фиксации HawkEye или GoalRef, применяемые в других видах спорта, а испытать их планируется в 2014 г. на чемпионате мира в Бразилии.

Наконец, техническое снаряжение нужно и тренерам – их штаб можно расположить в специальном помещении под трибунами. Здесь наставники с помощью систем визуализации и аналитических решений оценивают действия своих подопечных и их противников, продумывают тактику и стратегию игры. Есть для них и специальные мобильные приложения, которые помогают держать ситуацию под контролем.

«Закулисье» стадиона: посторонним вход воспрещен

Управление стадионом тоже реализовано при помощи ИТ-решений и всевозможной автоматики. Одни датчики следят за погодой, чтобы регулировать температуру в помещениях стадиона, другие – за состоянием поля, чтобы напомнить: пора обновить газон или дренаж на том или ином участке. Также можно автоматически настелить защитное покрытие для проведения других соревнований, например по легкой атлетике, или культурных мероприятий (концертов, цирковых шоу).

Автоматические контроллеры постоянно оценивают состояние оборудования и инженерных систем (электроснабжения, кондиционирования, пожаротушения и др.). Все показатели отражаются на 3D-модели стадиона, и аналитические инструменты подсказывают, где нужно заменить сломанные кресла или перегоревшие лампы, а также заказать оборудование взамен устаревшего или вызвать специалистов для техобслуживания. Благодаря вовремя принятым мерам можно избежать многих инцидентов и катастроф.

CRM-система позволяет футбольному клубу оценивать посещаемость матчей, вести базу данных о болельщиках, предлагать постоянным зрителям приятные бонусы (скидки на билеты, фанатскую атрибутику и т.д.). Интеграция CRM и ERP оптимизирует логистику, работу билетных касс и точек питания, а также бухгалтерскую отчетность. Для общего контроля ресурсов (оборудования, помещений, персонала) используется система управления производственными активами (EAM).

Наконец, «сердце» стадиона – центр управления. Именно сюда стекается информация со всех датчиков и систем учета и накапливается в архиве (системе хранения данных или дата-центре). Следя за показателями и событиями, диспетчеры принимают решения, какие действия нужно предпринять в данный момент или в ближайшее время.

Прекрасное далеко или осязаемое будущее?

Описанный выше «стадион будущего» – вовсе не фантазия. Его можно собрать «по кусочкам» из успешно действующих сооружений. Например, Yankee Stadium (Нью-Йорк) отличается всеобъемлющим обзором и развитой инфраструктурой. На Stade de France (Париж) первые ряды зрительских мест сделаны съемными, а под ними находятся беговые дорожки. AT&T Stadium (более известен как Cowboys Stadium) в Техасе приспособлен для множества мероприятий – футбольных и баскетбольных матчей, соревнований по боксу, мотогонок и концертов. Многие упомянутые ИТ-решения реализованы в Олимпийском центре в Сочи.

Если подготовка к зимней Олимпиаде-2014 уже практически завершена, то подготовка к Чемпионату мира по футболу-2018 только начинается. Во многих городах России строятся большие арены, отвечающие строгим требованиям ФИФА. Это дает отечественным любителям спорта надежду, что скоро они смогут получать двойное удовольствие: от красивой игры своих кумиров и от высокого уровня сервиса.