Распечатать

От конвергенции систем к конвергенции спроса

Журнал «Коннект», № 5 2013

О конвергенции сервисов и спроса, доминирующих тенденциях на рынке биллинговых систем рассказал директор по развитию бизнеса дивизиона биллинговых систем «Энвижн Груп» Антон Рубенчик.

 

 

21 мая 2013

Журнал «Коннект», № 5 2013

О конвергенции сервисов и спроса, доминирующих тенденциях на рынке биллинговых систем рассказал директор по развитию бизнеса дивизиона биллинговых систем «Энвижн Груп» Антон Рубенчик.

– Операторы, системные интеграторы, разработчики систем по-разному определяют понятие «конвергентный биллинг». Какой точки зрения на этот счет придерживаются в «Энвижн Груп»?  

– Конвергентный биллинг – это автоматизированные системы расчета, поддерживающие бизнес-процессы компании-оператора, которая оказывает клиентам комплекс услуг независимо от способа их оплаты и оконечных пользовательских устройств. Современные системы дают возможность расширять перечень сервисов, причем не только в сфере телекоммуникаций, и не важно, какому персональному устройству или терминалу отдает предпочтение абонент. Гибкость введения дополнительных сервисов и услуг – одно из преимуществ современных систем конвергентного биллинга.

 

– Идея конвергентного обслуживания возникла лет десять назад. Какие этапы можно выделить в процессе эволюции этих систем?  

– В самом начале 2000-х предпринимались попытки создания первых платформ, позволяющих воплотить на практике идею конвергенции сервисов по типам обслуживания (на условиях пост- и предоплаты). Однако решения не были востребованы, направление развивалось медленно. В последние примерно пять лет операторы действительно заинтересовались возможностями конвергенции, что послужило одним из драйверов развития. Поэтому условно можно выделить два этапа: первый (2000–2008 гг.) – этап создания «движков», на основе которых разрабатываются решения, и второй (с 2008 г., когда началась активная консолидация операторов на российском рынке) – этап кастомизации решений под конкретные услуги.

 

– Что представляет собой вектор развития конвергентных систем?

– Системы должны способствовать развитию конвергенции. По нашему мнению, будет повышаться спрос на услуги, конвергентные не по способу предоставления связи, типу платежа, а по удобству пользования ими. Операторы связи выходят на смежные сегменты рынка, широкое распространение получает мобильный банкинг. В свою очередь, абоненты постепенно привыкают к тому, что удобно вести расчеты, имея единый счет, осуществлять платежи с помощью не только банковской карты, но и мобильного устройства. И системы должны обеспечивать возможность предоставления клиенту наиболее удобного способа оплаты самых разных услуг.

 

– Акцент в конкурентной борьбе за клиента смещается от способа оказания услуги к удобству пользования ею, например совершения платежа?

– Именно так. Если я, например, заходя в квартиру, получаю SMS уведомление о необходимости оплаты коммунальных услуг в такой-то сумме и предложение произвести платеж прямо сейчас, то для меня такой способ совершения расчета наиболее удобен. Возможны аналогичные сценарии оплаты других услуг, покупки билетов и т. д. Как показывает опыт, чем комфортнее пользоваться сервисами, тем больше возможностей управлять спросом на них.

 

– Какие тенденции в сегменте конвергенции услуг доминируют на российском рынке?

– Ключевая тенденция, на наш взгляд, – конвергенция спроса. Прежде речь шла преимущественно о конвергенции в определенной сфере деятельности, например в связи, сегодня – об унификации потребностей в сегментах B2C, B2B и B2G. Игроки отечественного рынка предъявляют высокие требования к новым сервисам и потенциалу систем. Разработчики и поставщики решений должны не только удовлетворять запросы, связанные с унификацией потребностей в разных сегментах, но и формировать спрос на соответствующие решения.

 

– Как на фоне конвергенции спроса меняются требования к системам биллинга?

– Независимо от того, в каком сегменте применяется система биллинга, она должна определять, что один и тот же абонент может пользоваться гос-услугами, телекоммуникационными, банковскими и иными сервисами. Система должна идентифицировать абонента как потребителя, который может выступать в разных ипостасях – пользователя десятков услуг, чиновника, сотрудника компании, человека с активной гражданской позицией и т. д. Унификация интерфейса работы с клиентом позволяет применять конвергентные решения на разных рынках. В условиях смены стратегий предоставления услуг мы стараемся предоставить возможность бесшовного перехода. При этом решаем задачипо оптимизации стоимости систем, осуществляем мониторинг новых инфраструктурных платформ, чтобы обеспечивать совместимость, постоянно повышаем уровень автоматизации, сокращая время реакции на события, возникающее в процессе эксплуатации системы. На российском рынке телекоммуникаций появляются новые требования, обусловленные социальными запросами общества. Инициативы правительства, направленные на развитие прав граждан, ставят новые задачи. Разработчики и поставщики сервисов должны быть готовы к постоянной модернизации, внедрению унифицированных решений, позволяющих удовлетворить конвергентный спрос. «Энвижн Груп», имея опыт реализации проектов на зарубежных рынках, предлагает решения, которые могут быть применены на территории России.

– А есть ли проекты, в которых такие решения востребованы?

– В портфеле «Энвижн Груп» представлены решения, которые разрабатывались для телекоммуникационных компаний, модернизировались и «закалялись» в жесткой конкурентной борьбе. Созданные нами промышленные решения соответствуют самым высоким требованиям надежности, производительности и масштабируемости. После конверсии этих решений их можно применять в социальной сфере, где они сегодня особенно востребованы, например в госсекторе, правоохранительных структурах, медицине и других сферах. Как только появляется законодательная возможность реализации функционала наших систем, мы стремимся ее воплотить в конкретных проектах.

Например, один из продуктов линейки FORIS используется для создания макета ситуационного центра Главного управления МВД по г. Москве. Проектируемый центр позволит оперативно реагировать на любые правонарушения, совершаемые в столице. Прежде этот продукт применялся преимущественно в телекоме, в частности, был внедрен в группе компаний МТС. Но, как показывает опыт участия в проекте МВД, решение подходит и для использования в других сегментах. Данный пример иллюстрирует тот факт, что решения, разработанные в свое время для телекоммуникационного сектора, имеют большой запас прочности. Требования с точки зрения степени автоматизации и нагрузки на информационную систему у компаний телеком-рынка одни из самых высоких, иначе невозможно обеспечить оказание массовых сервисов миллионам абонентов. Другие примеры использования наших решений есть в страховой медицине, других сферах.

 

– Какие преимущества получают заказчики решений, предлагаемых вашей компанией?

– Три линейки флагманских продуктов «Энвижн Груп», отвечающих требованиям конвергенции спроса, могут применяться в разных сегментах рынка. Это зрелые и в то же время молодые продукты, ядро которых разрабатывалось три-четыре года назад на основе передовых технологий, так что у них большой запас прочности. Продукты легко адаптируются к новым требованиям рынка, что эффективно с точки зрения инвестиций. Мы продолжаем разработки в данном направлении, расширяем функциональность своих решений, чтобы компании, которые используют наши продукты, могли выходить на смежные рынки, предлагать клиентам дополнительные сервисы.

 

– Облачные технологии – перспективная среда для развития ваших продуктов?

– Облако мы рассматриваем как форму существования сервисов. Наши продукты, за редким исключением, могут быть импортированы в облачную платформу, по сути, это техническая процедура. В целом предоставление сервисов с применением облачных технологий – перспективная задача, которая фрагментарно уже решена. Теперь многое зависит от конкретной сферы оказания сервисов. Применение облачных решений, например, в госструктурах ограничено требованиями информационной безопасности. Мы предоставляем своим клиентам возможность оказывать услуги, которые базируются на наших системах, в облаке. Кстати, это направление востребовано в Индии. В рамках одного из проектов с участием «Энвижн Груп» планируется обеспечить небольшим операторам, не желающим инвестировать в создание инфраструктуры, доступ к «тяжелому» биллинговому решению, развернутому в облаке. Предложенное нами конвергентное решение можно использовать независимо от способа предоставления услуг и типа сетей. В частности, запуск технологии LTE не потребует доработок в системе. – Как вы оцениваете перспективы развития телеком-рынка в России? – Потенциал развития операторов связан с запуском конвергентных сервисов, выходом на новые рынки. Нельзя сказать, что сегмент классических сервисов (голосовые услуги, Интернет, интернет-телефония) стагнирует, но и большого роста ожидать не стоит. Неслучайно операторы делают ставку на оптимизацию затрат. Конвергенция как форма технологического объединения классических услуг тоже не несет принципиально новых возможностей, но именно она станет предтечей новых услуг. Операторам следует помнить о факторе времени. Внедрение конвергентных систем позволит обеспечить конкурентное преимущество, когда конвергенция станет стандартом.

 

– Сколько времени в запасе у операторов?

– По нашим оценкам, не больше двух-трех лет.

 

– И в заключение интервью вопрос о планах компании.

– «Энвижн Груп» инвестирует значительные средства в развитие новых продуктов, которые будут пользоваться спросом в среднесрочной перспективе. Несмотря на то, что компания долгое время выступала в роли поставщика телекоммуникационных решений, сегодня мы выходим в новые сегменты рынка – транспортный, банковский, госсектор, ЖКХ и др.

 

– Означает ли это, что телекомрынок становится для компании менее приоритетным?

– Нет, телеком остается основным драйвером развития наших решений. Наращивание экспертизы на смежных рынках позволит нам предлагать универсальные с точки зрения спроса продукты, обеспечивающие унификацию ИТ-ландшафтов и интерфейсов между ними.