Распечатать

e-Learning World 

Телемедицина и дистанционное обучение врачей

25 декабря 2005

e-Learning World 

Телемедицина и дистанционное обучение врачей

Телемедицина — направление, основанное на использовании телекоммуникаций для адресного обмена медицинской информацией между специалистами. Делается это для повышения качества и доступности диагностики лечения. Телемедицина — это средство, позволяющее врачам и пациентам получать дистанционный доступ к современным медицинским ресурсам и услугам, в том числе и международным.

Телемедицина в России

Интерес к телемедицинским технологиям отмечается в нашей стране уже больше десяти лет. После бурного интереса, характеризующегося большим количеством публикаций в прессе, наступило длительное затишье, которое только в последнее время сменяется некоторой активностью.

Надо отметить, что внедрение телемедицинских технологий в России никогда не относилось к приоритетам ни здравоохранения, ни коммерческих компаний, ни государства в целом. Появление новых телемедицинских центров, разработка передовых решений осуществлялись стихийно и не координировались ни государством, ни какой-либо незавсимой организацией. В последнее время ситуация начала медленно, но изменяться к лучшему. В рамках федеральных информатизационных программ, в частности, ФЦП «Электронная Россия» и аналогичных региональных программ, запланированы проекты создания телемедицинских сетей. Совсем недавно Минсвязи РФ выступило с инициативой о разработке федерального закона «Государственная программа (Генеральный план) создания национальной телемедицинской сети России» и предложением сделать телемедицину одним из приоритетных национальных проектов. Появились неправительственные организации, которые ставят своей целью продвижение телемедицинских технологий в России и создание соответствующих организационных структур. В частности, несколько лет назад при содействии НИИ Сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева образована Российская ассоциация телемедицины, которая, пожалуй, наиболее серьезно приступила к созданию единой и главное реально работающей телемедицинской сети в России.

Конференцзал для обучения

Значительную активность последнее время проявляют регионы. Телемедицинские центры создаются в Центральном, Уральском и Южном округах, в Эвенкии и Архангельской области, Екатеринбурге, Якутии и многих других областях. Значительный шаг вперед сделал Ханты-Мансийский автономный округ, реализующий эти проекты в рамках ФЦП "Электронная Россия" для 33 населенных пунктов округа. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе уже действуют около 20 телемедицинских пунктов. В частности, только зимой 2005 г. Российская ассоциация телемедицины и компания «Энвижн Груп» включили в сеть областную клиническую больницу в Ханты-Мансийске, четыре медицинских центра в Сургуте, а также Окружную детскую больницу в Нижневартовске.

Значительно укрепились контакты с иностранными телемедицинскими центрами и организациями. В частности, с 2002 г. ведутся консилиумы, консультации и трансляции хирургических операций с использованием современных телекоммуникационных технологий между Россией и Германией. Примерно тогда же осуществлялось сотрудничество по разработке технологии телемедицинских консультаций с борта международной космической станции в рамках международного проекта TEMOS (Telemedicine Emergency Service). В нем участвовали университеты Майнца, Эрлангена, Международный университет Страсбурга, Германское аэрокосмическое агентство, а с российской стороны — Российская Ассоциация телемедицины, Центр подготовки космонавтов, Институт медико-биологических проблем и Центр управления полетами.

В 2005 г. в Ганновере по рекомендации Межправительственной российско-германской комиссии по высоким технологиям был подписан договор между Российской ассоциацией телемедицины и Медицинским факультетом университета Регенсбурга (Германия) о создании первого совместного российско-германского телемедицинского центра. Аналогичное сотрудничество налаживается с Великобританией, Норвегией, Израилем и рядом других стран.

Ситуация в мире

Во всем мире телемедицинские системы и комплексы развиваются очень интенсивно, при этом во многих странах для координации развития телемедицины созданы общественные и правительственные организации. В Канаде для координации развития программы телемедицины создано Общество телемедицины, объединяющее медиков, преподавателей, ИТ-компании. В США активно работает Ассоциация телемедицины. Для координации работ по телемедицине в Японии создан директорат при Министерстве здравоохранения. Аналогичная ситуация в Западной Европе. Китай при активном участии оператора связи ChinaSatCom планирует создание в странах Юго-Восточной Азии спутниковой сети для предоставления телемедицинских услуг. Индийское управление по космическим исследованиям в ближайшие несколько лет собирается вывести на орбиту специальный телекоммуникационный спутник Healthsat, который будет использоваться исключительно в интересах телемедицины.

Все эти процессы инициируются не только развитием новых технологий, в том числе и в медицине, но и проявляющимися в последнее время масштабными эпидемиями, такими как атипичная пневмония или птичий грипп, которые угрожают смертью множеству людей и поэтому требуют быстрого реагирования, в том числе в тех районах, где отсутствуют медицинские центры и трудно обеспечить качественные медицинские услуги.

Телеобучение в рамках телемедицинских решений

Сегодня телемедицинские технологии применяются для:

  • удаленной диагностики и консультирования, неотложной экспертной помощи в трудных медицинских случаях;
  • медицины катастроф, для получения быстрого доступа к квалифицированной медицинской помощи в труднодоступных местах либо местах с разрушенной инфраструктурой;
  • наблюдения и консультирования больных после сложных оперативных вмешательств;
  • дистанционного медицинского обучения.

На последнем пункте остановимся подробнее. Внедрение новейших технологий, препаратов и медицинского оборудования, необходимость поддерживать актуальность специальных знаний делают проблему дистанционного непрерывного обучения и переподготовки медицинских кадров на местах чрезвычайно актуальной. Сюда же можно отнести необходимость обеспечения быстрого постоянного доступа специалистов-медиков к новейшей медицинской информации и возможности непосредственного контакта со специалистами высокого уровня.

Дистанционное обучение в рамках телемедицины сегодня включает в себя:

  • обучение студентов-медиков и медперсонала, повышение квалификации врачей;
  • работу с заочными аспирантами и докторантами;
  • семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;
  • дистанционную трансляцию операций;
  • тренинг пользователей при освоении новых медицинских технологий, оборудования и т.п.;
  • получение доступа к услугам централизованных и интернациональных медицинских центров и центров обучения.

Сегодня в России используются различные способы организации дистанционного обучения медиков на базе новых информационных технологий. В последнее время все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанные на:

  • технологиях видеоконференцсвязи (ВКС);
  • компьютерных телекоммуникационных технологиях;
  • сочетании первого и второго.

Обучение, базирующееся на  ВКС, сегодня является наиболее привлекательным, обеспечивая непосредственный визуальный контакт с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя.  Особенно это относится к системе повышения квалификации медицинских кадров, поскольку преподаватели и обучаемые могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых медицинских технологий (новых операций, методов обследования), принять участие в дискуссии и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации. Большим достоинством подобной формы обучения является возможность одновременного подключения к оборудованию ВКС медицинского оборудования разного типа, и трансляция по видео, одновременно с изображением человека, медицинских параметров, графической информации, рентгенограмм и много другого.

Кроме того, именно подобная технология телеобучения, позволяет наиболее эффективно использовать возможность включения в процесс обучения или повышения квалификации международные медицинские центры и западных специалистов, обладающих знаниями и технологиями, пока еще трудно доступных в России.

Современное телемедицинское решение является сложным комплексом, и включает в себя:

  • технические средства доступа в телекоммуникационные сети,
  • каналы связи и сетевые средства доступа к ним,
  • оборудование видеоконференцсвязи,
  • цифровое медицинское оборудование, датчики и другие преобразователи медицинской информации в данные для передачи по каналам связи,
  • медицинские информационные, экспертно-диагностические системы и базы данных,
  • обучающие дистанционные системы.

Стандартный набор оборудования для проведения медицинских видеоконференций как правило включает:

  • Канал IP или ISDN, не ниже 128 Кбит/c (рекомендуется 256 Кбит/с),
  • Компьютер,
  • Оборудование ВКС,
  • Оборудование и программы ввода, обработки и хранения изображений, кривых ЭКГ и др. (сканер, плата ввода видеосигнала в компьютер, программа обработки и хранения изображений; программа ведения базы данных с записями о пациентах),
  • Видеомагнитофон,
  • Систему аудиосвязи.

Телеобучение

Здесь приведена типичная схема организации телемедицинского центра, позволяющая использовать его для дистанционного образования медицинских специалистов.

В настоящее время для создания телемедицинских центров обучения может использоваться оборудование ВКС различных производителей, техника которых представлена на российском рынке и обладает схожими характеристиками – TANDBERG, Polycom, Sony, VCON. Если учитывать ряд параметров, в частности, стоимость, русификацию, производительность, удобство использования, совместимость с различным оборудованием и т.д., то компания «Энвижн Груп», как один из лидеров решений для телемедицины, сегодня ориентируется на TANDBERG.

Tandberg 3000 MXP

TANDBERG 3000

 

Решения для дистанционного обучения в зависимости от назначения (объема помещений, количества слушателей, количества одновременно подключающихся дистанционных точек и т.п.) могут основываться на различных системах (кодеках). Например, это может быть TANDBERG 6000 (система, обладающая максимальной гибкостью и производительностью) или менее мощный TANDBERG 3000, либо вообще можно использовать более компактные кодеки в комплекте с обычными телевизорами или плазменными панелями. При этом, в зависимости от необходимости, такое решение может снабжаться дополнительным оборудованием, которое, как правило, не входит в стандартную поставку. Это, например, контрольная панель с т.н. touchscreen, т.е. устройство, позволяющее легко управлять всей системой дистанционного обучения методом нажатия кнопок графического интерфейса прямо на экране панели. В список управляемых устройств входят камеры, записывающие устройства любого типа, документальные камеры и микрофоны. Среди такого оборудования и специальный микрофон, размещаемый на потолке и позволяющий включать в разговор всех присутствующих в помещении. Это и Locator Mat, специальный коврик, наступив на который, TANDBERG 6000преподаватель автоматически перенаправляет камеры в ранее запрограммированное место, например, на подиум или доску. Это и видео-электронные доски (Whiteboard), позволяющие транслировать написанное прямо на компьютеры и подключенную к ним систему ВКС.

В настоящее время дистанционное обучение в рамках программ телемедицины осуществляют различные организации. Например, Российская ассоциация телемедицины регулярно проводит так называемую Академию телемедицины, в рамках которой специалисты медицинских центров России и ближайшего зарубежья обучаются технологиям телемедицины, дистанционно обмениваются опытом с различными зарубежными и отечественными специалистами, обсуждают новые возможности и технологии.

TANDBERG 6000 Profile

В Тюменской области в рамках программы развития телемедицины местный онкологический диспансер недавно провел сертификационный цикл и с помощью видеоконференций обучил 60 врачей. Здесь же, в Российском научном центре хирургии РАМН, действует специализированная и постоянно действующая система, позволяющая в режиме реального времени наблюдать за ходом операций, которые проводятся в Центре, и тем самым обеспечивая возможность врачам непрерывно обмениваться накопленным опытом

Работающий в рамках Российской ассоциации телемедицины Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева проводит обучение на постоянной основе, причем не только для российских медицинских учреждений, но и для зарубежных потребителей. Например, не так давно Центр провел дистанционное обучение врачей на тему "Доказательная медицина в профилактике, диагностике и лечении сердечнососудистых заболеваний" для специалистов Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан в Астане, а также руководителей областных и районных медицинских организаций Казахстана.

Будущность развития телемедицинских технологий в России видится сегодня достаточно оптимистичным, но при этом необходимо отметить, что и проблем в телемедицине и, соответственно, в дистанционном обучении медицинского персонала, пока очень много. Основная причина заключается в том, что телемедицинские центры не могут существовать сами по себе, они обязаны действовать в некой организационной структуре, телемедицинской сети или сетях, именно в этом и заключается смысл использования коммуникационных технологий в медицине.

Кроме того, внедрение телемедицинских решений до сих пор идет малоупорядоченным образом, без серьезной координации усилий, как со стороны ведомств здравоохранения, так и поставщиков решений. До сих пор не регламентированы правила определения оплаты услуг врачей и специалистов, которые проводят медицинские консультации и дистанционное обучение, очень часто это осуществляются бесплатно, только за счет высокой ответственности и энтузиазма наших ведущих медицинских специалистов и их желания помочь пациентам и коллегам в сложных медицинских случаях. Не определены процедуры и регламенты взаимодействия с иностранными медицинскими и телемедицинскими центрами, что значительно ограничивает возможности международного взаимодействия.

Все эти проблемы через какое-то время, когда количество телемедицинских центров превысит «критическую массу», могут вызвать разочарование медиков и, тем самым, инициировать спад во внедрении этих, таких перспективных, технологий.

Требуется более активное участие государства в этих регламентирующих и организационных процессах. Отдельным вопросом стоит проблема создания региональных и национальных информационных медицинских систем и баз данных, объединение их с телемедицинскими сетями, которая пока в нашей стране никем не рассматривается, поскольку даже распространение локальных медицинских информационных систем идет достаточно медленно.

Но, зная проблемы подготовки медицинского персонала и потребность в дополнительном последипломном образовании, можно с уверенностью сказать, что дистанционное образование в медицине сегодня крайне необходимо и именно поэтому оно сейчас стало востребованным. Использование современных средств связи и вычислительной техники приводит к принципиально новой организации процесса обучения, приблизив его, с одной стороны, к индивидуальным видам обучения, а с другой, позволив производить часть обучения по месту работы обучаемого. При этом, по оценкам экспертов, материальные затраты лечебных учреждений, связанные с подготовкой специалистов по такой системе, сокращаются примерно в 10 раз (за счет расходов на проживание слушателей в гостинице, потерь из-за отрыва от работы и т. д.).

Сергей Головин, заместитель генерального директора "Энвижн Груп" по маркетингу