Распечатать

Эксперт, № 21, 2007

Слышу и вижу.

21 мая 2007

Слышу и вижу

Рост рынка систем видеоконференцсвязи в России достигает 40% в год. Возможность поговорить лицом к лицу на расстоянии позволяет как минимум существенно снизить расходы на командировки

Знакомое чиновникам советских времен селекторное совещание сейчас в России активно трансформируется в новое ультрамодное воплощение современных технологий под названием «видеоконференцсвязь». Кардинальное различие старого и нового в том, что человек не только слышит, но и видит своего собеседника, который может находиться на другом краю планеты.

Привлекательность систем видеоконференцсвязи объясняется их удобством. Вот я сижу в московском офисе одной крупной компании, набираю номер телефона на пульте, и на большом экране вдруг появляется женщина. Женщина любезно улыбается и сообщает, что ее зовут Мартина и она сейчас в своем офисе в Мюнхене. «О, я вижу, у вас в Москве хорошая погода», — говорит Мартина (ей видно кусочек неба за окном нашего московского офиса). Я поддерживаю разговор о погоде, выясняется, что в Мюнхене идет дождь. Мартина кокетливо мне подмигивает и говорит, что, несмотря на дождь, она сегодня идет на вечеринку к друзьям. Словом, презрев расстояние в пару тысяч километров, я беседую с человеком, как будто он сидит рядом со мной.

«Системы видеоконференцсвязи потому и пользуются возрастающим спросом, что почти заменяют собой живое общение, — говорит Сергей Капцов, директор российской компании Avicon, занимающейся поставкой подобного оборудования. — Психологами подсчитано, что в процессе непосредственного живого общения человек усваивает 80 процентов всей информации от другого субъекта. В случае же разговора по телефону — лишь 20 процентов. По видеоконференцсвязи собеседник может получить порядка 60 процентов. Получается, что, не выходя из помещения, вы можете практически вживую поговорить с человеком с другого конца земли, и при этом вам не нужно тратить время и средства на командировки и длительные переезды».

Картинка без задержки

Объем российского рынка систем видеоконференцсвязи оценивается его участниками в районе 40–50 млн долларов в год. Это довольно скромный показатель — во всем мире объемы продаж этих систем по итогам прошлого года приближаются к отметке в миллиард долларов. Впрочем, при своих относительно невысоких объемах продаж российский рынок в последнее время демонстрирует довольно внушительную динамику. По некоторым данным, его рост составляет порядка 30–40% в год, и иметь возможность побеседовать удаленно, но глядя друг другу в глаза, в России стремятся все компании.

Технология видеоконференцсвязи построена на том, чтобы передать на большие расстояния одновременно звук и изображение, желательно с максимально высоким качеством и одновременно с минимальными задержками, чтобы диалог велся в режиме реального времени. Собеседник при этом, скажем, кивал бы в такт вашим вопросам. Специализированное оборудование с помощью особых протоколов сжимает в цифровом формате изображение и звук, передает их на оборудование собеседника, где эта информация стремительно раскодируется.

Один из недостатков современного оборудования для видеоконференцсвязи — задержка, с которой человек видит изображение и слышит находящегося на другом конце провода абонента. Но она не столь значительна, чтобы вызвать дискомфорт, и в среднем составляет 0,1–0,3 секунды. По подсчетам психологов, внутреннее раздражение у человека возникает при задержке передачи аудиовизуальной информации более чем на 0,5 секунды.

Однако этот показатель дает достаточно серьезное оборудование. Более простые решения вроде нехитрого подключения к компьютеру элементарной веб-камеры с использованием простейшего программного обеспечения всерьез специалистами не рассматриваются и с издевкой называются «увидеть тещу». Собеседника при этом вы видеть сможете, но качество такой видеосвязи будет крайне низким и непригодным для важных переговоров.

Раскодировать послание

Серьезное оборудование для видеоконференцсвязи в целом состоит из трех основных составляющих. Во-первых — микрофон и камера, которые фиксируют изображение и звук в переговорной комнате. Самые современные модели камер и микрофонов способны реагировать на говорящего человека, а если в комнате несколько человек, то аппаратура может автоматически поворачиваться в сторону взявшего слово. Впрочем, более распространенное решение, когда во время большого видеосовещания оратор перед началом своей речи сам нажимает возле себя кнопку, активизируя таким образом камеру и микрофон.

Вторая часть оборудования — большой экран (желательно плазменный или ЖК-телевизор), где вы видите собеседника. Обычно такой экран устанавливают во главе переговорного стола.

Третий и, пожалуй, главный элемент качественного оборудования для видеоконференций — так называемый кодек. Он производит компрессию и декомпрессию (сжатие и развертывание) аудио— и видеоинформации. Изображение и речь человека с помощью этой техники в цифровом виде максимально сжимаются для передачи по телекоммуникационным каналам. А потом это же оборудование разжимает полученную с другого конца провода информацию, чтобы вывести ее на большой монитор.

Такое оборудование позволяет проводить видеоконференции нескольким группам. То есть один офис может, к примеру, находиться в Москве, другой — в Мюнхене, третий — в Бомбее. В этом случае большую роль играет соответствующее программное обеспечение, которое позволяет вести полилог сразу троим и более собеседникам их разных географических точек.

Поддержка качества

В среднем оснащение офиса системой видеоконференцсвязи обойдется в районе шести тысяч долларов

В среднем оснащение офиса системой видеоконференцсвязи обойдется в районе шести тысяч долларов

Помимо непосредственного оборудования для видеоконференцсвязи любой компании необходимо иметь качественную телекоммуникационную инфраструктуру, с помощью которой изображение и звук передаются и получаются на расстоянии.

Теоретически для передачи данных видеоконференции подойдет выделенная широкополосная сеть доступа в публичный интернет со скоростью от 384, а лучше 768 Кбит/сек. Однако для гарантированного качества специалисты советуют иметь нечто большее. «В целом широкополосный доступ в публичный интернет может довольно прилично обеспечивать видеоконференцсвязь, — объясняет Сергей Капцов из Avicon. — Однако высокое качество все же не гарантировано, поскольку, как известно, публичный интернет отличается нестабильной скоростью. Например, у вас в доме или офисе скорость передачи данных иногда может быть очень высокой, а иногда возникает эффект “бутылочного горлышка”, когда из-за всплеска объемов информации скорость их передачи затормаживается. В этом случае работа видеоконференцсвязи тоже затормозится. Поэтому идеальное решение — иметь в офисе выделенный канал связи IP VPN. Конечно, такой канал обойдется значительно дороже, однако качество видеоконференцсвязи того стоит».

Рынок поделен

Сам рынок оборудования систем видеоконференцсвязи довольно четко структурирован — всего несколько крупных игроков контролируют около 80% этой техники. Гиганты здесь американская компания Polycom и норвежская Tandberg, занимающие соответственно 36 и 24% всего мирового рынка. Следом идут средние производители — японская Sony и итальянская Aethra, которым удается удерживать где-то по 10% каждой. Ну а оставшиеся 20% делят между собой различные небольшие компании, такие как Vcon, Vtel, Radvision, Life Size, которых в последнее время активно теснят китайские производители — Huawei, ZTE, Kedacom, ZOOM.

Что касается российских реалий, в целом они схожи с общемировыми тенденциями: наиболее популярно у нас оборудование Polycom и Tandberg. Как и в других секторах рынка, до конечного потребителя ведут две основные ступени. Первая — дистрибуторы, то есть компании, которые просто привозят технику в Россию (среди самых известных — Avicon, NVision Group). Вторая — интеграторы, которые непосредственно устанавливают системы заказчику («Крок», «Микротест», АМТ-Group, Optima, «ТехноСерв», «Атлантис»). По словам представителей некоторых из этих компаний, в настоящее время инсталлировать качественную систему видеоконференцсвязи не слишком дорого. Так, минимальная стоимость комплекта оборудования для одного офиса может обойтись в 6 тыс. долларов, а средняя цена проектов по оснащению двух и более офисов, по словам интеграторов, на сегодняшний день составляет от 15 до 100 тыс. долларов.

Те же, кто еще не внедрил свои собственные системы видеоконференцсвязи, могут воспользоваться таким новым, развивающимся в России видом услуг, как аренда студии видеоконференцсвязи. Например, в Москве студии в повременное пользование сдают компания «Открытый мир» и некоторые другие. Правда, стоит удовольствие недешево — порядка 500 долларов в час (с учетом расходов на связь).

Заказчики и пользователи

Сегодня системы видеоконференцсвязи внедряют у себя самые разные структуры. Например, в мире, по словам менеджера по маркетингу компании Life Size Мартины Сауер, наиболее активно используют их компании банковского и финансового секторов, которые регулярно проводят видеосовещания со своими филиалами в разных странах мира. С недавних пор системы видеосвязи взяли на вооружение производственные компании. «Недавно у нас появился клиент, который использует систему видеоконференцсвязи для презентации своих новых продуктов, — делится с “Экспертом” (по системе видеоконференцсвязи из мюнхенского офиса, кстати) Мартина Сауер. — С ее помощью он регулярно показывает участникам совещания новые продукты, детально объясняя и тут же демонстрируя их преимущества».

В России системы видеоконференцсвязи сейчас активно внедряют государственные учреждения. По словам Сергея Головина, заместителя генерального директора по маркетингу компании NVision Group, одну из самых разветвленных систем видеоконференцсвязи имеют РЖД, МЧС, недавно новую систему внедрил Государственный таможенный комитет РФ, который теперь регулярно проводит видеосовещания со своими отдаленными филиалами. Примечательно, что в последнее время большую активность в оснащении государственных органов системами видеоконференцсвязи проявляют региональные власти. Здесь пионерами выступили администрация Ханты-Мансийского автономного округа, власти Хабаровского края, Свердловской области, которые считают, что им удобнее и выгоднее регулярно проводить совещания по видеосвязи, чем, скажем, раз в неделю заставлять приезжать глав отдаленных районов в областной центр. Не отстают от чиновников крупные и средние компании. Так, одну из самых современных систем имеет «Газпром», регулярно проводят видеосовещания со своими филиалами многие российские банки.

Большие перспективы видеоконференцсвязь открывает так называемой телемедицине, когда опытные медики, видя на расстоянии больного, могут давать ему рекомендации, а зачастую даже руководить сложными операциями. Такими системами сегодня уже оснащены крупнейшие российские лечебницы, к примеру столичный Бакулевский кардиологический центр. Врачи Бакулевки с помощью видеоконференцсвязи дают в год свыше тысячи консультаций.

В целом прогноз по развитию систем видеоконференцсвязи в России весьма оптимистичный. «Большая территория нашей страны делает использование систем видеоконференцсвязи наиболее эффективным, — считает Сергей Головин из NVision Group. — Сами посудите: вместо того чтобы несколько часов лететь в самолете, специалист может нажать кнопку и побеседовать из своего московского офиса с коллегой из филиала в Хабаровске».

В видеосвязи как нигде играет роль развитие технологий. Так, уже сейчас ряд мировых компаний практически по той же цене предлагает внедрение систем видеосвязи в стандарте высокого разрешения (High Definition), когда изображение на экране становится существенно более четким (можно легко прочитать названия папок на столе собеседника), что в целом существенно повышает эффект живого присутствия.

Многие говорят о большом будущем систем видеоконференцсвязи в контексте интеграции их с мобильной связью. В этом случае человек может полноценно принимать участие в совещании, передвигаясь, предположим, на автомобиле или ожидая вылета в аэропорту. Правда, в России для подобной интеграции должны вступить в действие мобильные сети третьего поколения — 3G.