Распечатать

«Энвижн Груп» — яркое явление на рынке

Интервью с первым заместителем генерального директора «Энвижн Груп» Евгением Закрепиным Клубу Топ-Менеджеров 4CIO.Ru.

19 февраля 2010

Поделитесь, пожалуйста, взглядом изнутри на вашу компанию.

Считаю, что история развития «Энвижн Груп» является характерным явлением на рынке информационных технологий за последние несколько лет. Если посмотреть на ИТ-рынок, то можно заметить, что в России в этой отрасли есть «столпы» — уважаемые и известные компании, начинавшие бизнес двадцать и более лет назад. Эти компании развивались и росли все это время, превратившись в сильные и крупные компании, занимающие лидирующие позиции. Для того, чтобы попасть в тот же разряд по объему бизнеса, нужно понимать, что если вы хотите работать с крупными компаниями, вы и сами должны стать соответствующей компанией, иначе не сможете реализовать серьезный проект. Очевидно, что у большого банка в партнерах должен быть крупная компания. Поэтому мы сделали ставку на накопление глубокой экспертизы по широкому спектру информационных и телекоммуникационных технологий, и достигнутые за эти годы успехи достаточно показательны. Нам удалось сформировать серьезную команду профессионалов, которой смело можно гордиться — в первую очередь инженерами и руководителями проектов.

Вы могли бы уточнить, чем именно ваша компания гордится?

Основа нашего бизнеса — команда профессионалов. Как и во всех интеллектуальных видах бизнеса, команда играет главную роль. И у каждой команды есть «костяк». Я, говорю о техническом ядре нашей команды, сотрудниках возраста 35 — 40 лет, окончивших МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МГУ — это наша базовая школа, которая всегда обеспечивала нас мощными кадрами. Из этих людей и сформировалась основная команда, ключевая структура, на которой и строилась компания. На сегодня мы являемся золотыми партнерами крупнейших вендоров, и я считаю, что заслуженно — ведь из команды «Энвижн Груп», которая насчитывает сегодня более 830 сотрудников, свыше 400 инженеров, обладающих более полуторами тысяч сертификатов в различных областях. Это прекрасно подготовленные люди, пришедшие к нам из крупных компаний, и что важно — мы продолжаем инвестировать в их обучение. Этот подход был заложен очень давно, и как результат — эти люди реализовали крупнейшие проекты в области коммуникаций за последние несколько лет в России. На основе упомянутых достижений мы создали компанию новой формации, первую в России компанию подобного рода — интеллектуального интегратора. Под интеллектуальным интегратором мы понимаем компанию, занимающуюся разработкой и внедрением инновационных решений и услуг на основе способности сотрудников создавать и осваивать нужные для работы знания и разрабатывать комплексные решения, полностью удовлетворяющие уникальные нужды заказчиков.

Существует множество крупных и процветающих компаний, в силу специфики бизнеса рассеянных по большой территории и использующих в работе, допустим, центры обработки данных. Естественно, что любая система нуждается в управлении, а без современных технологий управление подобными массивами невозможно. Часто встречается картина, когда крупный заказчик заключает десятки договоров с различными вендорами. Этот подход создает большие сложности в эксплуатации системы — когда какая-то ее часть выходит из строя, встает непростая проблема — понять, что именно сломалось и к поддержке какого вендора нужно обратиться для устранения сбоя? Гораздо эффективнее и проще иметь дело с одной компанией, обладающей квалификаций по всем направлениям и располагающей специалистами, способными оперативно определить, отследить и устранить проблему, не обращаясь к поставщикам оборудования, что зачастую отнимает много драгоценного времени. Именно в этом направлении мы работаем и развиваемся. Я привел этот пример в качестве иллюстрации мысли о том, что «Энвижн Груп» — явление на рынке, наша компания, отличается по своим подходам и принципам построения бизнеса от других компаний ИТ-отрасли. К наиболее знаковым проектам последнего времени стоит отнести расширение магистральной сети для «Ростелеком» по технологии DWDM, внедрение системы мониторинга в  «КОМСТАР-ОТС», построение центра обработки вызовов в  «Уралсвязьинформ», модернизация инженерных систем для информационно-вычислительных центров ОАО «РЖД», развертывание полнофункциональной сети видеоконференцсвязи во всех филиалах ОАО «Российский Сельскохозяйственный Банк», строительство самого крупного в Сибирском федеральном округе Центра обработки данных для «Сибирьтелеком» и др.

«Энвижн Груп» — компания, за девять лет добившаяся значительных результатов и ставшая лидером среди ИТ-компаний на отечественном рынке по уровню сложности реализованных проектов. Расскажите, когда Вы пришли в компанию и какие задачи ставите сейчас перед менеджментом компании, как руководитель? Как Вы ведете внутреннюю работу в компании, чтобы удерживать лидирующие позиции и развивать их?

«Энвижн Груп» была основана в 2001 г. людьми, прекрасно понимающими ИТ-рынок и бизнес, проработавшими на нем много лет. В свою очередь до того, как прийти в компанию, я порядка двенадцати лет работал в крупных компаниях-вендорах, занимая руководящие позиции, вплоть до заместителя главы представительства, и в какой-то момент передо мной встал вопрос — что делать дальше, в каком направлении развиваться, известный глобальный вопрос — куда идти? К крупному интегратору, известному мне по партнерским отношениям, или в небольшую компанию? Основным критерием, повлиявшим на мое решение, стала степень моей возможной полезности в том или ином случае. И чем становиться очередным вице-президентом, я предпочел присоединиться к небольшой компании, со скромным оборотом и персоналом порядка 100 человек. Но у основателей компании была отличная идея, они хотели развиваться и стать крупным игроком на рынке. И сегодня, спустя почти пять лет я могу с уверенностью сказать, что в своем выборе не ошибся — результатов компания добилась.

Изначально руководство компании ставило перед собой задачу создать дополнительную ценность и уникальность компании, рассчитывая, что по выполнении этой задачи соответствующие результаты не заставят себя ждать. Кроме этого, мы никогда не боялись амбициозных целей. В марте 2006 года на годовом собрании мы поставили перед собой задачу увеличить оборот компании в три раза. По достижению указанного срока оказалось, что мы перевыполнили свой план почти в два раза и стало ясно, что цель, изначально казавшаяся амбициозной, была достигнута в процессе работы, между делом.

Отдельно хочу сказать о принципах, которые всегда соблюдались в управлении компанией — это система ценностей, основанная на принципах доверия, уважения профессионализма и командной игры. Честно объяснить, почему что-то не сделано, у нас может каждый. Но разобравшись в проблеме, надо обязательно ее решить. «Энвижн Груп», как бы жестко это ни звучало, нацелена на результат, который должен быть достигнут любой ценой.

Лишнее доказательство эффективности такой политики и отношение команды к работе в целом является кризисный 2009 год, прожитый нами без единого кредита, за счет собственных накопленных средств – и по завершению этого года компания по-прежнему показала увеличение доли на рынке. Приятно осознавать, что наши сотрудники не делят работу с клиентами, не борются за нее, а показывают слаженную командную игру.

То же самое можно сказать и об отношениях с региональными отделениями компании. Когда люди, управляющие бизнесом в регионах, чувствуют, что на них не оказывают чрезмерного давления, что поощряется и поддерживается их конструктивная самостоятельность, что им дают работать и развиваться — это приводит к поразительным результатам. И в отличие от многих случаев элементарного непонимания между центральными и региональными офисами компаний, наши руководители в регионах принимают помощь центра и умеют грамотно ее использовать.

2009 год для многих ознаменовался громкой новостью на рынке — подписанием соглашения о намерениях с ОАО «Ростелеком» о покупке доли в компании «Энвижн Груп». Прокомментируйте, пожалуйста, эту сделку, насколько она интересна на рынке, почему была выбрана именно ваша компания?

«Энвижн Груп», безусловно, является лидером по инновациям в телекоме. Здесь большая заслуга нашего технического департамента, который постоянно разрабатывает новые идеи, которым мы находим применение у наших заказчиков. Поэтому наша компания выбрана не случайно. Сегодня в рамках реализации стратегии по созданию информационного общества перед государством стоит глобальная задача разработать и запустить единую информационно-телелекоммуникационную среду взаимодействия между гражданами и структурами власти всех уровней. Реализация такой масштабной задачи невозможна без использования самых последних технологий в области сетевой инфраструктуры, облачных вычислений, технологий виртуализации данных и обеспечения информационной безопасности, в которых наша компания особенно сильна.

Для нас эта сделка открывает широкие горизонты, так как появляется множество новых возможностей для развития услуг, которые мы оказываем. Это касается как развития сервисных направлений внутри компании, так и разработки программного обеспечения и создания новых решений. В данный момент обсуждается дальнейшее стратегическое развитие компании, в том числе за счет приобретения новых игроков для наращивания экспертизы и т. д. Сама возможность объединения с  «Ростелеком» говорит о том, что мы достигли целей, которые перед собой ставили. Несомненно, компания масштаба «Ростелеком» отслеживает ситуацию на рынке, анализирует, насколько выгоден может быть тот или иной союз. Соответственно, нам удалось вывести работу компании и качество предоставляемых услуг на уровень, где мы становимся интересны таким крупным инвесторам.

Рынок наполнен слухами о том, что одним из результатов сделки с  «Ростелеком» станет старт национального проекта, включающего в себя проект строительства ЦОДов, основанный на новых принципах, и масштаб которого принципиально отличается от проектов, представленных сейчас на рынке.

Заказчик всегда должен получать те услуги и сервис, которые ему необходимы. Одно дело, когда мы говорим о бизнесе, базирующемся в Москве — это большой город, и в том, что касается ЦОДов, хостинга, здесь есть широкий выбор подрядчиков, которые могут предложить все, что необходимо. Совсем другая ситуация в регионах, в небольших городах, где, соответственно, небольшие возможности.

Основная цель, которую ставит руководство страны, заключается в том, что компании и жители любых регионов должны получать доступ к наилучшему сервису в области инфокоммуникаций. В каждом доме должен быть доступ в интернет, телефонная линия, цифровое телевидение, чтобы и в провинциальных городах люди не чувствовали себя на обочине прогресса. Верно подмечено, что чем мощнее проникновение услуг ИТ и коммуникаций, тем выше становится уровень жизни, соответственно, растет и национальный валовой продукт в стране. Чем эффективнее коммуникации внутри страны, тем ярче проявляется положительная тенденция в развитии России. Когда речь идет о создании ЦОДов, к которым могут иметь доступ определенные структуры и организации — это огромный плюс к положительной динамике развития бизнеса и увеличению связей регионов между собой. Соответственно, требуется непрерывное управление и безукоризненная поддержка этих ЦОДов, ведь все мы знаем об эффекте песчинки в часовом механизме.

Означает ли сделка «Энвижн Груп» с  «Ростелеком» изменение отношения компании к другим компаниям-потребителям ИТ? Станет ли «Энвижн Груп» эксклюзивным интегратором «Ростелеком»?

Нет, «Энвижн Груп» продолжает вести диверсифицированный самостоятельный бизнес. Благодаря сделке у нас появятся качественно новые проекты и направления деятельности, поэтому никакой речи о каком-либо изменении отношения в работе с другими заказчиками не идет. Более того совместно с  «Ростелекомом» мы сможем предложить более широкий набор сервисов на всей территории России с надлежащим высоким качеством.

А как эта сделка повлияет на необходимость в притоке новых кадров? И как Вы планируете решать этот вопрос?

Для нас этот вопрос всегда был и остается актуальным. И до этой сделки мы в постоянно занимались поиском нужных, перспективных кадров и методов эффективного управления ими. Наша компания заботится о постоянном кадровом обеспечении, проводится работа с институтами, мы инвестируем в обучение нового персонала, особый акцент делается на техническую и технологическую подготовку, и один из основных вопросов — мотивация персонала. Согласитесь, человек всегда будет работать там, где он может получить достойную оплату, хорошие условия труда, а самое главное — интересную работу. Если знающий и подготовленный специалист не получает возможности работать над проектами, которые ему интересны, и в областях, в которых он может быть полезен – он уйдет, какие бы деньги и льготы ему ни предлагали. Поэтому кадровый вопрос в  «Энвижн Груп — один из самых приоритетных, к подготовке, мотивации, обучению и поддержке наших сотрудников компания относится с должным вниманием.»

И в заключение, Евгений Николаевич, какой посыл вы могли бы сделать своим потребителям, небольшой месседж к актуальным и потенциальным заказчикам?

Мы всегда открыты к плодотворному сотрудничеству на той интеллектуальной базе, о которой я уже сказал. Мы можем помочь в определении и решении существующих у заказчика задач, начиная от разработки концепций систем управления, необходимых для решения проблем, стоящих перед клиентом, и заканчивая установкой сервера в стойку дата-центра в небольшом городке. Задача, как бы она ни была сложна и нетипична, всегда должна привести к результату, и мы работаем на этот результат.

Мы благодарим Евгения Николаевича за это интервью, и надеемся, что и в дальнейшем интересные и видные на ИТ-рынке люди продолжат делиться с нами своими мыслями.