Распечатать

Финанс

ТВ НА НИЗКОЙ СКОРОСТИ.

27 ноября 2006

ТВ НА НИЗКОЙ СКОРОСТИ.

Технологии. Телевидение через интернет уже перешло из разряда пугающих новинок в обыденную жизнь. Развитию технологии в России мешает недостаточная пропускная способность каналов передачи данных.

В России пионерами IPTV (Internet Protocol Television - телевидение с использованием интернет-протокола) стали московские "МТУ-Интел" (брэнд "Стрим-ТВ") и "Корбина Телеком". Они начали предоставлять услугу с весны 2005 года бесплатно, в качестве приятной добавки за пользование интернетом. Поначалу большого распространения IPTV в России не получило: к концу 2005 года насчитывалось всего лишь 30 тыс. пользователей. В США к тому времени у услуги было уже 250 тыс. клиентов. Оба интернет-оператора попросту не продвигали IPTV. По-видимому, считали, что россияне еще не "созрели" для него.

Ситуация начала меняться с выходом на этот рынок в конце 2005 года межрегиональных компаний, входящих в "Связьинвест". Так, "Южная телекоммуникационная компания" запустила проект DiSeL-TV в Краснодарском крае. В 2007 году она планирует начать коммерческую эксплуатацию сервиса в Ростовской области, Ставропольском крае и Республике Кабардино-Балкария. Инвестиции в развитие проекта составят 34 млн рублей. "Дальсвязь" планирует заработать на IPTV 100 млн рублей уже в 2007 году. Оттачивает услугу в своем Тюменском филиале "Уралсвязьинформ". Его инвестиции в 2006 году составят 600 млн рублей.

УЧАСТНИКИ ГОНКИ.

Рынок IPTV остается "точечным". Но его игроки обещают взрывной рост спроса на интернет-сервисы. К 2007-2008 годам по крайней мере 4 оператора IPTV выйдут на общенациональный уровень. Во-первых, МРК "Связьинвеста" начнут предоставлять интернет-телевидение в составе услуги Triple Play (услуги телевидения, высокоскоростного интернета и телефонии в одном "пакете") во всех регионах России. Интерес МРК легко объясняется. Тарифы на фиксированную связь, их основную деятельность регулируются правительством. Для увеличения доходов приходится диверсифицировать бизнес и выходить на новые рынки, где стоимость услуги определяется в борьбе с конкурентами. Один из таких свободных сегментов - интернет-телевидение.

Свой проект есть у АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Свою региональную экспансию корпорация решила проводить не через работающего в Москве "МТУ-Интела", а создав единого оператора мультимедийных услуг - компанию "Стрим ТВ". 100% акций новой структуры принадлежит "дочке" корпорации "Системе масс-медиа". "Стрим ТВ" будет управлять операторами "Космос ТВ", "Объединенные кабельные сети" (ОКС) и "Цифровое телерадиовещание", а также местными операторами кабельных сетей, которые постепенно будут консолидированы в ОКС. В 2006 году в развитие платного ТВ, включая приобретение местных операторов, АФК вложила $200 млн, из них $50 млн - в модернизацию сетей. Но первые шаги для выхода в регионы АФК сделала в ноябре 2005 года. "Дочка" корпорации "Комстар-ОТС" приобрела "Тюменнефтегазсвязь" за $7,8 млн.

Не отстает от "Системы" и группа "Ренова-медиа" Виктора Вексельберга, которая контролирует "Комкор" (Московская телекоммуникационная корпорация), "Комкор-ТВ" (брэнд "Акадо"), "Телеинформ" и белорусский "Космос-ТВ". Стоимость этих активов холдинг оценивает в $700 млн. Своей основной сферой деятельности "Ренова-медиа" видит услуги Triple Play. Ее планы предполагают охват крупных российских городов, а также стран ближнего и в перспективе дальнего зарубежья. Планируется, что капитализация "Реновы-Медиа" увеличится к 2009 году до $2,5 млрд. Холдинг развивает бизнес, не только привлекая новых абонентов через "Комкор-ТВ", но и с лета 2006 года взаимодействует с операторами домовых сетей через "Комкор". "Мы планируем, что нашими услугами в 2006 году воспользуются около 20-25 операторов, - рассказывает первый заместитель гендиректора "Комкора" Виктор Савюк. - Запросы со стороны операторов домовых сетей на услуги IPTV к нам поступают регулярно. Вопросы присоединения с большинством из них уже решены".

Менее известный игрок - "Старт Телеком". Компания, среди акционеров которой есть бывший гендиректор "РТК-Лизинга" Павел Каплунов, собирается стать региональным оператором IPTV для корпоративных клиентов. Она уже инвестировала $10 млн в строительство опорных сетей и узлов доступа в Центральном и Приволжском федеральных округах пропускной способностью 1 Гбит/с. Основной расчет, по словам коммерческого директора "Старт Телекома" Сергея Яковлева, делается на спрос со стороны корпоративных клиентов, которые сами будут достраивать "последнюю милю" до узла доступа, расположенного на местной АТС. При этом IPTV будет дополнением к услуге интернет-доступа.

УЗКОЕ ГОРЛЫШКО.

Главная угроза для осуществления планов операторов - отсутствие мощных региональных сетей передачи данных, к узлам которых можно подключить города. К примеру, общая пропускная способность узла для города-миллионника составляет 10, реже - 100 Гбит/с. Для предоставления IPTV пропускная способность канала самого пользователя должна быть не меньше 500 Кбит/с, а полнофункциональная услуга требует около 1 Мбит/с. То есть в лучшем случае воспользоваться услугой в крупных городах сможет не более 200 тыс. абонентов. Пока пропускная способность внешних каналов соответствует будущим требованиям только в Москве, Питере и Нижнем Новгороде. МРК "Связьинвеста" и АФК "Система" решают эту проблему, предоставляя IPTV не по классическому выделенному каналу, а через АDSL-подключение (технология передачи данных по интернет-протоколу по медному кабелю или обычной телефонной линии с использованием специального адаптера). Но, во-первых, сам по себе такой способ доставки видеоконтента дороже. Во-вторых, для подключения к ADSL пользователю необходимо приобрести оборудование стоимостью минимум 4-5 тыс. рублей.

Отдельно стоит сказать о планах "Корбины телеком", ныне принадлежащей Александру Мамуту и Виктору Вексельбергу. Она намеревается охватить центральную часть России и при этом не столкнуться с проблемой малой пропускной способности магистральной сети. "Корбина" собирается построить небольшие региональные сети с нужными параметрами. В них поставить серверы, на которых с определенной регулярностью оператор будет самостоятельно обновлять контент. Однако у такой схемы есть большой недостаток - абоненты получают доступ к ТВ-программам не в режиме реального времени, а лишь по мере обновления содержимого сервера.

По мнению старшего вице-президента "Корбины" Александра Малиса, такой способ просмотра предпочтительнее вещания в сетке, которое с развитием технологий должно уйти на второй план. В конце концов в IPTV клиентов привлекает в том числе возможность выбора времени просмотра передач. "Иначе бы люди не становились пользователями услуги, их устраивало бы кабельное или спутниковое ТВ, - говорит Александр Малис. - Наших клиентов не волнует незначительная задержка обновления контента. Через 1,5-3 года услуга IPTV, предоставляемая с местных серверов компаний, охватит все крупные города России". Несмотря на это, "Корбина" также начала тестовую эксплуатацию услуги IPTV по классической схеме. Клиентами оператора стало 300 абонентов в Москве. Планируемая стоимость услуги - $5-35 в месяц в зависимости от тарифного плана.

Наполнение Эфира. Операторы IPTV предоставляют примерно тот же набор каналов, что и их кабельные конкуренты. Однако "изюминкой" услуги является просмотр телепередач в удобное время. Для этого оператору необходимо сотрудничать с владельцами контента. "Это и есть основная, самая трудная и дорогая бизнес-задача операторов IPTV, - говорит Сергей Головин, директор по маркетингу NVisionGroup. - Требуются договоренности с западными и российскими поставщиками, должен быть отлажен процесс лицензионных отчислений. Необходимо внедрить специализированное программное обеспечение, позволяющее учитывать все возможные варианты оплаты, а также защиту контента от несанкционированного использования". Чтобы оператору решить проблему "содержания" и при этом иметь безубыточный бизнес, абонентская база должна составлять несколько сотен тысяч пользователей. А для этого необходимо предложить большой выбор контента. Разорвать круг можно, сделав значительные инвестиции или объединив несколько провайдеров. Этот путь выбрали "Ренова-медиа" и АФК "Система".

А небольшим операторам поможет компания "Синтерра". Она собирается стать общероссийским поставщиком контента. "Синтерра" будет работать с локальными операторами не только IPTV, но и кабельного, а также мобильного телевидения. Однако, по мнению Андрея Степанова, советника гендиректора Synterra, именно рынок IPTV обладает мощным потенциалом роста и будет развиваться наиболее динамично. Проект Synterra Media предполагает аренду приложений, позволяющих без крупных финансовых затрат создавать собственный набор услуг Triple Play, управлять контентом и контролировать доступ к нему абонентов. "Стоимость доступа для операторов будет дифференцирована в зависимости от набора услуг", - рассказывает Андрей Степанов. Работы по проекту начались осенью 2005 года. Компания совместно с "Северо-Западным Телекомом" построила опытную зону и начала проверку технологии централизованного доступа к контенту и его доставки регионалам. Старт проекта запланирован на конец 2006 года.

Государство ПРОТИВ.

Есть и другие угрозы бизнесу операторов IPTV помимо недостаточной пропускной способности интернет-каналов. Так, до конца не ясен процесс лицензирования IPTV. Пока компании получают лицензию на оказание телематических услуг связи. Однако Россвязьнадзор не считает IPTV интернет-сервисом и требует лицензию на оказание услуг кабельного телевидения. Иллюстрацией претензиям регулятора служит история с "МТУ-Интел" (входит в "Систему масс-медиа"). Компания оспорила законность требований, но в то же время получила нужное разрешение. А жалоба на разночтение законодательства до сих пор находится в судопроизводстве. От решения суда зависит дальнейшее лицензирование услуги.

Еще одна проблема - относительно небольшие доходы населения. Однако, по данным J'son & Partners, в 2005 году количество широкополосных подключений увеличилось на 47% до 5,5 млн. Учитывая количество компаний, которые заявили о своем намерении внедрять IPTV, у России есть все шансы через несколько лет войти в число лидеров по количеству пользователей в Европе. J'son & Partners прогнозирует до 80 тыс. активных подписчиков IPTV в России на конец 2006 года.