Распечатать

Газета «Гудок» - общественно-политическое издание ОАО «РЖД

Видео ускорит перевозки

9 сентября 2009

Видео ускорит перевозки
 
Внедряются новые методы автоматизации сортировочных станций
 
Алексей Арсентьев
Как отмечают многие эксперты, эффективная работа сортировочных станций является одной из значимых составляющих, определяющих общий успех функционирования российских железных дорог. По мнению первого  заместителя генерального директора «Энвижн Груп» Евгения Закрепина: «В последние годы, несмотря на возникшие экономические сложности, переработка грузов на российских сортировочных станциях продолжает расти. Это в свою очередь требует повышения их пропускной способности, что можно осуществить за счет совершенствования технологий сортировки и управления процессом».
 
Проблема оптимизации работы сортировочных станций является очень сложной комплексной задачей, над которой постоянно работают специалисты РЖД и подведомственных институтов. ВНИИАС МПС России совместно с компанией «Энвижн Груп» разработали интересное решение на основе технических систем видеонаблюдения, которое позволит более глубоко автоматизировать работу сортировочных станций. Современное развитие информационных технологий и видеотехники позволяет своевременно получать пользователям полную и достоверную информацию о происходящих или уже произошедших событиях, которая позволяет автоматизировать и оптимизировать технологические и управленческие процессы на железной дороге. 
 
Анализ использования систем видеонаблюдения для контроля состояния технологических процессов в различных отраслях промышленности показывает их высокую эффективность благодаря ускорению выполнения работ и оптимизации количества задействованного персонала. Кроме наблюдения за производственным процессом с целью предотвращения нарушений сотрудниками установленных правил и техники безопасности, с помощью специальной тепловизионной техники можно решать более сложные задачи по определению, например, объема жидкости в железнодорожных цистернах. Современные системы видеонаблюдения позволяют не только обеспечивать дистанционный контроль состояния объектов, но и реализуют функции оповещения о возникновении внештатных ситуаций, распознавания характеристик объектов наблюдения, формирования управляющих воздействий при нарушениях регламентированных технологических процессов, регистрацию, обработку и архивирование контролируемых действий операторов. Например, такие системы могут считать и распознать номер состава (вагона, груза) и в автоматическом режиме направить его на нужный путь.
 
Сергей Щегельский, начальник отдела по работе с предприятиями транспорта «Энвижн Груп», непосредственно занимавшийся реализацией проекта уверен, что внедрение видеосистем скоро станет стандартом на РЖД: «Установка интеллектуальных систем видеонаблюдения позволят значительно повысить эффективность работы сортировочных станций и безопасность движения, оптимизируют технологические процессы управления сортировочной станцией, что в целом позволит существенно увеличить грузопоток и повысит эффективность работы российских железных дорог на мировом рынке».   
 
Современные системы видеонаблюдения строятся по модульному иерархическому принципу, имеют территориально распределенную инфраструктуру, соответствующую составу и расположению оснащаемых объектов. Ядром системы является центр обработки данных, к которому по высокоскоростным каналам подключаются видеокамеры и кодирующие видеосервера, а также различные датчики в случае необходимости.
 
Несмотря на широкие возможности по использованию до настоящего времени системы визуального контроля не получили широкого применения на железнодорожном транспорте. Вместе с тем становится очевидно, что совершенствование структуры управления технологическими процессами на сортировочных станциях в соответствие с современными нормами по обеспечению безопасности процесса сортировки и его быстродействию вызывает необходимость разработки и внедрения таких систем.
 
Положительные сдвиги в решении этой задачи произошли в  2008 г., когда впервые на российских железных дорогах компания «Энвижн Груп» совместно с ВНИИАС МПС России реализовала этап проектирования сложного проекта по оснащению станций Кинель (Куйбышевская железная дорога) и Челябинск-Главный (Южно-Уральская железная дорога) системами видеонаблюдения.
 
При разработке проектно-сметной документации было проведено подробное исследование функционала сортировочных станций с целью определения возможностей по автоматизации с помощью систем видеонаблюдения. Перечень функций был утвержден руководством ОАО РЖД, после чего было разработано решение, которое позволяет осуществлять:
  • обзор парков сортировочных станций;
  • проверку готовности путей для приема составов;
  • удаленный визуальный анализ при возникновении событий типа «ложная занятость»;
  • наблюдение за работой отдельных районов станций (контейнерной площадки, грузовые двора и т.д.);
  • визуальный контроль закрепления и ограждения мест работ: точность установки и количество тормозных башмаков;
  • автоматическую регистрацию подвижного состава на въезде и выезде со станции с проверкой полноты состава и автоматической регистрацией номеров;
  • передачу информации с места проведения работ на диспетчерский пульт;
  • регистрация скорости отцепов при прохождении тормозных позиций сортировочной горки (интеграция видео и радарных установок);
  • контроль заполнения путей в сортировочном парке;
  • контроль своевременности подачи локомотивов под готовые составы;
  • наблюдение за соблюдением технологий при проведении станционных работ и т.д.
Перевод работы сортировочных станций в автоматизированный и полуавтоматизированный режим благодаря внедрению системы видеонаблюдения приведет к значительному повышению их пропускной способности, что позволит получить громадную экономию за счет ускорения процессов формирования составов.
 
Слаженная совместная работа  ВНИИАС, «Энвижн Груп» и служб станций железных дорог позволили успешно реализовать поставленные задачи ОАО РЖД в виде выполненных, согласованных и утвержденных рабочих проектов по оснащению интеллектуальными системами видеонаблюдения станций Кинель и Челябинск-Главный ОАО РЖД.
 
Полученный опыт показал, что построение многоуровневой системы видеонаблюдения напрямую способствует совершенствованию диспетчерского руководства и эксплуатационной работы сортировочных станций ОАО РЖД.