Распечатать

Голос в кабеле

Техническая статья Ивана Дементьева, директора департамента голосовых решений «Энвижн Груп», об одном из первых в России внедрении голосовых услуг с гарантированным уровнем качества на сетях кабельного ТВ стандарта DOCSIS.

24 сентября 2009

Иван Дементьев, директор департамента голосовых решений «Энвижн Груп»

В конце июня ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное теле видение» (ТКТ) совместно с компани ей «Энвижн Груп» завершили проект по созданию узла местной связи с использованием технологий NGN на основе SIP-платформы. Реали зация проекта позволила оператору предоставлять своим клиентам современные услуги цифровой телефонии на базе программного коммутатора класса 5 по сетям кабельного телевидения. Фак тически это стало одним из первых внедрений в России голосовых услуг с гарантированной под держкой качества на сетях кабельного телевиде ния DOCSIS. Поэтому представляется интересным подробнее рассказать об особенностях проекта.

Обычно голосовые решения у операторов свя зи учитывают особенности используемых на сети технологий доступа. Поэтому мы предложили платформу мультимедийных абонентских услуг BroadWorks от компании BroadSoft, так как ее основное преимущество заключается в том, что она предоставляет одинаковый спектр услуг для абонентов независимо от сети доступа. Следую щим шагом стало выполнение требования по обе спечению качества (QoS) передачи голосового трафика в каждую из сетей доступа. ОАО «ТКТ», кроме сети кабельного ТВ DOCSIS, имеет сети IP/ MPLS и Metro Ethernet для предоставления услуг в бизнес-центрах. Если с обеспечением качества передачи голосовых услуг в IP/MPLS- и Ethernet- сетях вопросов не возникло, то для реализации этой идеи в DOCSIS пришлось разработать ориги нальное решение.

Производители голосовых решений, активно ра ботающие на рынке кабельных операторов, к числу которых относится и BroadSoft, предлагают использовать стандартное для кабельных сетей решение по управлению QoS – Policy Server. Оно обеспечивает приоритезацию голосового трафика и гарантирует качество голосовых услуг на сетях DOCSIS.

Производители Poliсy Server напрямую в России не работают, и крупных примеров внедрений на се годняшний день нет. Policy Server обладает един ственным недостатком — высокой стоимостью. Как правило, такие системы устанавливаются на очень крупных сетях, абонентская база которых исчис ляется миллионами подписчиков. Экономическая эффективность их для меньшей абонентской базы крайне низка. Возникла необходимость в поиске нестандартного решения.

Размышляя над проблемой, мы со специалистами оператора пришли к выводу, что для управления QoS на сети DOCSIS можно использовать одну из возможностей, заложенных в стандарт Packet Cable. В таком решении в каждый кабельный мо дем загружается свой профайл из централизован ной базы данных, описывающий приоритетный голосовой трафик. Но для работы этой схемы не обходимо четко контролировать маршруты про хождения голосовой информации по сети.

Для этой задачи идеально подошел SBC (Session Border Controller) компании Acme Packet, входя щий в состав узла связи. Применение SBC позволи ло заставить весь голосовой трафик передаваться по сети так, чтобы к нему можно было правильно применить профайл обеспечения качества обслу живания. Такое техническое решение было апро бировано на этапе пилотного проекта и принято к реализации. Проект был реализован в срок, при чем уже на уровне пилотной зоны оператор смог предоставлять абонентам новые услуги.

Комбинация из платформы BroadWorks, дополни тельных возможностей стандарта на сети DOCSIS и контроллера Acme Packet дала желаемый результат. В результате реализации предложенного нами решения компания ОАО «ТКТ» смогла расширить список мультимедийных услуг, которые предо ставляются сегодня под брендом «Твой Телефон».

Для индивидуальных пользователей предлагают ся «базовые» услуги: телефон с управлением че рез Web-портал и дополнительными функциями.

Для корпоративных абонентов возможен следую щий набор услуг:

  • IP Centrex — услуги «виртуальной АТС» для не больших компаний. Очень удобная услуга для компаний с несколькими небольшими террито риально распределенными офисами;
  • Hosted PBX — услуги расширенной «виртуальной АТС» для средних и крупных компаний. Спектр услуг Hosted PBX превосходит набор услуг, пре доставляемых традиционными «продвинутыми» АТС;
  •  Business trunking — предоставление дополнитель ных услуг клиентам, у которых уже установлены следующие телефонные системы:
  • IP PBX — корпоративные PBX, работающие по IP;
  • Традиционные офисные PBX — цифровые и ана логовые.

Кроме того, внедренное «ТКТ» решение открывает перед абонентами широкий выбор дополнитель ных возможностей:

  • переадресация (безусловная, при занятости, при отсутствии ответа);
  • оповещение по электронной почте о пропущен ных вызовах;
  • удержание вызова;
  • трехстороннее соединение (разговор с двумя абонентами одновременно);
  • ожидание вызова (сигнал о входящем звонке при разговоре);
  • автоматическое определение номера;
  • видеотелефония и многое другое.

Как отметил Руслан Евсеев, генеральный ди ректор ОАО «ТКТ»: «При реализации про екта перед нашим подрядчиком стояла за дача по созданию современного решения операторского уровня, наиболее полно отвечаю щего нашим текущим и стратегическим задачам. В результате ОАО «ТКТ» получило масштаби руемую и отказоустойчивую сеть — качественную основу для развития своего бизнеса благодаря внедрению новых видов услуг и расширению або нентской базы. В настоящее время услугой «Твой Телефон» могут воспользоваться все абоненты компании».

На наш взгляд, реализованное в «ТКТ», реализо ванное в «ТКТ» решение может быть использова но в других кабельных сетях, которые планируют запустить голосовые услуги. Правда, существуют некоторые ограничения — сети в техническом пла не должны быть достаточно развиты.

Во-первых, они должны быть построены в соот ветствии со стандартами DOCSIS 1.1 или 2.0, во-вторых, желательно, чтобы абонентские терми налы уже поддерживали опцию передачи голоса, иначе их придется менять. При внедрении новых услуг на устаревшем абонентском оборудовании все будет зависеть от бизнес-модели предостав ления новой услуги.

Можно допустить, что желающим подключить го лосовой сервис оператор будет бесплатно обме нивать модем на более современный. Насколько такой подход окажется востребованным — пока жет время.