Распечатать

Голос в кабеле

Иван Дементьев, директор департамента голосовых решений «Энвижн Груп»

24 сентября 2009

Одно из первых внедрение голосовых услуг с гарантиро­ванным уровнем качества на сетях кабельного ТВ стан­дарта DOCSIS
 
В конце июня ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное теле­видение» (ТКТ) совместно с компани­ей «Энвижн Груп» завершили проект по созданию узла местной связи с использованием технологий NGN на основе SIP-платформы. Реали­зация проекта позволила оператору предоставлять своим клиентам современные услуги цифровой телефонии на базе программного коммутатора класса 5 по сетям кабельного телевидения. Фак­тически это стало одним из первых внедрений в России голосовых услуг с гарантированной под­держкой качества на сетях кабельного телевиде­ния DOCSIS. Поэтому представляется интересным подробнее рассказать об особенностях проекта.
 
Обычно голосовые решения у операторов свя­зи учитывают особенности используемых на сети технологий доступа. Поэтому мы предложили платформу мультимедийных абонентских услуг BroadWorks от компании BroadSoft, так как ее основное преимущество заключается в том, что она предоставляет одинаковый спектр услуг для абонентов независимо от сети доступа. Следую­щим шагом стало выполнение требования по обе­спечению качества (QoS) передачи голосового трафика в каждую из сетей доступа. ОАО «ТКТ», кроме сети кабельного ТВ DOCSIS, имеет сети IP/ MPLS и Metro Ethernet для предоставления услуг в бизнес-центрах. Если с обеспечением качества передачи голосовых услуг в IP/MPLS- и Ethernet- сетях вопросов не возникло, то для реализации этой идеи в DOCSIS пришлось разработать ориги­нальное решение.
 
Производители голосовых решений, активно ра­ботающие на рынке кабельных операторов, к числу которых относится и BroadSoft, предлагают использовать стандартное для кабельных сетей решение по управлению QoS – Policy Server. Оно обеспечивает приоритезацию голосового трафика и гарантирует качество голосовых услуг на сетях DOCSIS.
Производители Poliсy Server напрямую в России не работают, и крупных примеров внедрений на се­годняшний день нет. Policy Server обладает един­ственным недостатком – высокой стоимостью. Как правило, такие системы устанавливаются на очень крупных сетях, абонентская база которых исчис­ляется миллионами подписчиков. Экономическая эффективность их для меньшей абонентской базы крайне низка. Возникла необходимость в поиске нестандартного решения.
 
Размышляя над проблемой, мы со специалистами оператора пришли к выводу, что для управления QoS на сети DOCSIS можно использовать одну из возможностей, заложенных в стандарт Packet Cable. В таком решении в каждый кабельный мо­дем загружается свой профайл из централизован­ной базы данных, описывающий приоритетный голосовой трафик. Но для работы этой схемы не­обходимо четко контролировать маршруты про­хождения голосовой информации по сети.
 
Для этой задачи идеально подошел SBC (Session Border Controller) компании Acme Packet, входя­щий в состав узла связи. Применение SBC позволи­ло заставить весь голосовой трафик передаваться по сети так, чтобы к нему можно было правильно применить профайл обеспечения качества обслу­живания. Такое техническое решение было апро­бировано на этапе пилотного проекта и принято к реализации. Проект был реализован в срок, при­чем уже на уровне пилотной зоны оператор смог предоставлять абонентам новые услуги.
 
Комбинация из платформы BroadWorks, дополни­тельных возможностей стандарта на сети DOCSIS и контроллера Acme Packet дала желаемый результат. В результате реализации предложенного нами решения компания ОАО «ТКТ» смогла расширить список мультимедийных услуг, которые предо­ставляются сегодня под брендом «Твой Телефон».
 
Для индивидуальных пользователей предлагают­ся «базовые» услуги: телефон с управлением че­рез Web-портал и дополнительными функциями.
 
Для корпоративных абонентов возможен следую­щий набор услуг:
  • IP Centrex – услуги «виртуальной АТС» для не­больших компаний. Очень удобная услуга для компаний с несколькими небольшими террито­риально распределенными офисами;
  • Hosted PBX – услуги расширенной «виртуальной АТС» для средних и крупных компаний. Спектр услуг Hosted PBX превосходит набор услуг, пре­доставляемых традиционными «продвинутыми» АТС;
  • Business trunking – предоставление дополнитель­ных услуг клиентам, у которых уже установлены следующие телефонные системы:
  • IP PBX – корпоративные PBX, работающие по IP;
  • Традиционные офисные PBX – цифровые и ана­логовые.
Кроме того, внедренное «ТКТ» решение открывает перед абонентами широкий выбор дополнитель­ных возможностей:
  • переадресация (безусловная, при занятости, при отсутствии ответа);
  • оповещение по электронной почте о пропущен­ных вызовах;
  • удержание вызова;
  • трехстороннее соединение (разговор с двумя абонентами одновременно);
  • ожидание вызова (сигнал о входящем звонке при разговоре);
  • автоматическое определение номера;
  • видеотелефония и многое другое.
Как отметил Руслан Евсеев, генеральный ди­ректор ОАО «ТКТ»: «При реализации про­екта перед нашим подрядчиком стояла за­дача по созданию современного решения операторского уровня, наиболее полно отвечаю­щего нашим текущим и стратегическим задачам. В результате ОАО «ТКТ» получило масштаби­руемую и отказоустойчивую сеть – качественную основу для развития своего бизнеса благодаря внедрению новых видов услуг и расширению або­нентской базы. В настоящее время услугой «Твой Телефон» могут воспользоваться все абоненты компании».
 
На наш взгляд, реализованное в «ТКТ», реализо­ванное в «ТКТ» решение может быть использова­но в других кабельных сетях, которые планируют запустить голосовые услуги. Правда, существуют некоторые ограничения – сети в техническом пла­не должны быть достаточно развиты.
 
Во-первых, они должны быть построены в соот­ветствии со стандартами DOCSIS 1.1 или 2.0, во-вторых, желательно, чтобы абонентские терми­налы уже поддерживали опцию передачи голоса, иначе их придется менять. При внедрении новых услуг на устаревшем абонентском оборудовании все будет зависеть от бизнес-модели предостав­ления новой услуги.
Можно допустить, что желающим подключить го­лосовой сервис оператор будет бесплатно обме­нивать модем на более современный. Насколько такой подход окажется востребованным – пока­жет время.