Распечатать

ИКТ-рынок приходит к новой бизнес-модели

Александр Гольцов, первый заместитель генерального директора — технический директор «Энвижн Груп», дал интервью Cnews о построении новой бизнес-модели на российском ИКТ-рынке

24 апреля 2010

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, рынок ИТ накопил силы для новой фазы роста. В условиях кризиса продолжается реализация масштабных проектов для корпоративных, государственных и телекоммуникационных компаний, строятся дата-центры федерального уровня, развивается аутсорсинг. О перспективах ИКТ-отрасли и ее новейших тенденциях в интервью CNews рассказал Александр Гольцов, первый заместитель генерального директора — технический директор компании «Энвижн Груп».

CNews: Не секрет, что кризис повлиял на все отрасли бизнеса. Каково пришлось ИКТ-отрасли в этих условиях?

Александр Гольцов: Как сказал известный американский философ и литератор Лоренс Питер, «спад — это когда ваш сосед теряет работу, кризис — когда работу теряете вы». На самом деле, кризис — это новые условия для работы на ИКТ-пространстве. 2009 год стал серьезным испытанием для всех направлений ИКТ-бизнеса. Сокращение ИТ-бюджетов и возросшая конкуренция привели к тому, что в новых рыночных условиях развитие получили только те технологии, которые доказали свою жизнеспособность и стали эффективным инструментом для преодоления последствий спада, а также для дальнейшей продуктивной работы в посткризисный период. Наиболее востребованными услугами в 2009 году стали системная интеграция и отраслевые бизнес-решения.

CNews: Сегодня в России модель аутсорсинга не получила широкого применения. Что мешает ее внедрению?

Александр Гольцов: Развитию глобального рынка аутсорсинговых услуг препятствует проблема доверия и установка на то, что все привычнее делать самому, а также ряд экономических факторов. И это не худший вариант, так как аутсорсинг не должен быть самоцелью — он возникает как осознанная необходимость. Для того, чтобы перейти на аутсорсинговую форму обслуживания, надо составить конкретный перечень проблем, которые можно будет решить в такой форме и оценить эффективность. Если нет конкретного понимания выгоды, то переход не имеет смысла.

Александр Гольцов: Локомотивом развития ИТ-аутсорсинга в России могут стать глобальные корпорации.

С другой стороны, на развитие рынка аутсорсинга в большей степени влияет зрелость бизнеса, когда эффект масштаба и динамика развития организации требует детального рассмотрения возможности передачи на аутсорсинг вспомогательных операций. Я полагаю, что локомотивом развития ИТ-аутсорсинга в России могут стать глобальные корпорации. Обслуживание офисов СМБ, конечно, играет свою роль в развитии направления, но реальный прорыв в технологиях и услугах аутсорсинга возможен только в организациях федерального масштаба. В основном, в силу того, что именно для глобальных корпораций переход на аутсорсинговую модель обслуживания может принести наибольший эффект как с точки зрения экономики, так и в сфере укрепления стратегических позиций компании на рынке.

CNews: Какие модели аутсорсинга сегодня вы продвигаете и реализуете?

Александр Гольцов: Мы заинтересованы в выполнении проектов, связанных с созданием федеральной сети дата-центров, мощности которых будут сдаваться на аутсорсинг заинтересованным организациям. Например, по оценке мирового лидера в области производства систем хранения корпорации ЕМС, только за период с 2006 по 2010 гг. объем хранимых данных вырос более чем в 6 раз и приближается к 900 млн гигабайтов. Такой рост хранимой информации требует от заказчиков расширения и совершенствования СХД, которые становятся жизненно важными информационными системами. Но развивать и поддерживать их самостоятельно становится весьма накладно.

Поэтому альтернативой становятся услуги дата-центров, которые, благодаря наличию высокоскоростных каналов оператора связи, позволят хранить и передавать весь объем данных, необходимых для заказчика. Сегодня этот сегмент рынка не очень развит, так как до конца не решены вопросы обеспечения информационной безопасности и доступа к хранимым данным. Прототипом таких дата-центров является проект, реализованный нами для компании «Сибирьтелеком».

CNews: «Облачные вычисления» стали одной из популярных тем в ИТ-мире в 2009 году. В чем вы видите преимущества данного подхода для клиентов?

Александр Гольцов: Концепция облачных вычислений (Cloud Computing), или облачных сервисов, позволяет максимально реализовать возможности аппаратной платформы через решения виртуализации. Независимость бизнес-приложений от аппаратной платформы, на которой они развернуты, требуется для того, чтобы реализовать возможность получения компьютерных ресурсов (вычислительные мощности, ресурсы хранения, сеть, приложения) так же оперативно для пользователя, как мы получаем, например, коммунальные услуги. Например, для заказчика нужно пространство для хранения данных определенного объема, с предсказуемой производительностью и отказоустойчивостью. Пользователя не интересует, на каком оборудовании хранятся его данные, он просто хочет иметь к ним гарантированный доступ и знать, сколько это будет ему стоить.

Ожидается, что в результате перехода на облачную архитектуру произойдет существенное перераспределение затрат на развитие и поддержание ИТ-инфраструктуры. В ряде исследований произведен расчет, что сегодня при классическом построении ИТ-инфраструктуры только 30% вложений в информационные технологии тратится на развитие и удовлетворение бизнес-потребностей. Остальные 70% идут на поддержку и обслуживание инфраструктуры: зарплата ИТ-персоналу, закупка, модернизация оборудования, плата за электроэнергию и т. д.

Облачная инфраструктура позволяет получить обратную картину — когда на оплату сервисов и поддержание минимальной инфраструктуры будет тратиться не более 30%, а существенная часть затрат на ИТ будет направлена на развитие бизнес-инструментов. В этом заключается главная мысль построения облачных сервисов, так как поддержание непрофильных направлений деятельности является тормозящим фактором для развития любой крупной компании.

CNews: Построение контакт-центров — это быстро развивающееся направление на ИТ-рынке. Каких успехов удалось добиться вашим заказчикам, есть ли конкретные примеры использования этого решения?

Александр Гольцов: Благодаря реализации нескольких масштабных проектов стала возможной организация качественной экспертизы как на рынке телекоммуникаций, так и в корпоративном сегменте, и мы будем активно предлагать и развивать эту услугу.

Например, мы построили отказоустойчивый единый центр обработки вызовов (ЕЦОВ) для компании «Уралсвязьинформ», что позволило абонентам оператора получать справочную информацию об услугах компании по единым номерам телефонов на всей территории региона. Единый центр обработки вызовов представляет собой распределенную структуру с центром в Екатеринбурге. Дополнительно операторы располагаются в городах Курган и Пермь. Отсутствие географической привязки рабочих мест позволило сократить операционные расходы на обслуживание абонентов. Связь между площадками осуществляется с помощью высокоскоростных IP/MPLS-магистралей. Центр обработки вызовов «Уралсвязьинформ» стал одним из крупнейших в регионе.

Александр Гольцов: На развитие рынка аутсорсинга в большей степени влияет зрелость бизнеса.

В настоящее время в ЕЦОВ ежедневно поступает более 210 тыс. звонков, на которые абоненты получают своевременные и квалифицированные ответы. Разработанное «Энвижн Груп» комплексное решение позволяет принимать и обрабатывать как голосовые обращения, так и обращения посредством электронной почты. Дополнительно в ЕЦОВ была внедрена система, позволяющая оператору осуществлять обзвон своих абонентов для оповещения о задолженности, проведения маркетинговых акций, оповещения о статусе заявок в службе технической поддержки и т. д. Уникальность проекта заключается в том, что построение Единого центра обслуживания вызовов специалисты «Энвижн Груп» провели без остановки обслуживания абонентов.

CNews: Какие планы и задачи вы ставите на 2010 год с точки зрения развития линейки своих ИТ-предложений? Какие реализованные проекты вы считаете знаковыми для прошедшего года?

Александр Гольцов: Наш приоритет определен запросами заказчиков: это услуги стратегического и ИТ-консалтинга, разработка прикладных систем, системы управления и мониторинга, технологии и решения для ЦОД, сервисные решения и услуги, и многое другое. Работая в этом ключе, мы, с одной стороны, реализовали серию проектов для отрасли, с другой – предложили заказчикам сложные мультивендорные интеграционные решения, такие как OSS/BSS, Hosted Services, SAAS, центры управления, безопасность, виртуализация и хранение, и многое другое.

Наш фокус — на интеграции инноваций и интеллектуальности, поэтому новые технологические решения и партнерские отношения, предлагаемые «Энвижн Груп», зачастую формируют новые тенденции. Самые знаковые проекты 2009 года – это создание системы трансляции видеосигнала высокого разрешения для Олимпиады в Ванкувере; создание крупнейшего в Уральском регионе центра обработки вызовов для «Уралсвязьинформ». Кроме того, это модернизация сетей местной и зоновой связи Московского филиала «Центртелеком»; создание крупнейшего в Сибири коммерческого дата-центра для «Сибирьтелеком»; развитие и модернизация магистральной сети «Ростелеком»; автоматизация сети заправочных станций для крупной нефтегазовой компании; реализация целой серии ИТ-проектов по модернизации и поддержки операционной деятельности «Россельхозбанк» и др.

Вся линейка решений будет доступна на нашем стенде на выставке «СвязьЭкспокомм-2010». Здесь будет представлен весь технологический потенциал нашей компании — это комплексные, глобальные решения и услуги для создания современного цифрового сообщества.