Распечатать

Информкурьерсвязь № 11, 2005

Особенности перестройки

22 ноября 2005

Информкурьерсвязь № 11, 2005

Особенности перестройки

 Операторы решают дилемму

Для того чтобы опередить конкурентов на рынке, выделиться среди других компаний, а значит, получить больший доход, компания-оператор должна выводить на рынок продукты и услуги, отвечающие потребностям пользователей. Причем речь сегодня идет о технологически сложных услугах, разработка и вывод на рынок которых могут быть весьма дорогостоящим делом. Здесь очень важно четко определить ниши, вписаться в них со своими услугами и не опоздать с их предложением, иначе это может обернуться потерей значительной части ожидаемого дохода.

При этом вся телекоммуникационная индустрия сегодня вынуждена решать и другие серьезные проблемы. Это и медленный рост оборота, высокие операционные затраты, задолженности, снижение доверия инвесторов и дефицит инвестиционных денег. Рост дохода или снижение расхода, а в итоге – прибыльность бизнеса во многом определяют сети, а они зачастую чересчур сложные, дорогие, негибкие и неэффективные. Именно поэтому в числе актуальных задач операторов не только внедрение новых технологий, но и оптимизация сетей как крупнейшего объекта инвестиций операторских компаний с целью увеличения финансовой или операционной производительности сетей, а также их лучшей управляемости.

Интеграторы перестраиваются

Одновременно с телекоммуникационным рынком меняются и сами системные интеграторы, работающие на этом рынке, и принципы их взаимоотношений с операторами. Резко возрос спрос на консультационные и другие услуги, стали более востребованы опыт и технологическая экспертиза IT-компаний, их технологические наработки. Более глубокое вхождение системных интеграторов в процессы реорганизации и наращивания сетей снижает риски внедрения операторами новых технологий и позволяет им более сосредоточиться на своих основных функциях – развитии услуг и генерации прибыли. Кроме того, меняющийся мир постепенно стирает границы между IT и телекомом, коммуникационные сервисы все больше зависят от сопутствующей IT-инфраструктуры, где также очень востребована экспертиза системных интеграторов и где специалисты компаний-операторов имеют гораздо меньше опыта.

Одновременно усиливается конкуренция среди системных интеграторов, работающих в телекоммуникациях: вперед выходят компании, которые смогли заранее оценить сложность и глобальность задач, необходимость крупных инвестиций в технологии и накапливание экспертизы. Сегодня, чтобы выиграть конкурентную борьбу, стать первым на рынке, интегратору необходимо задолго до появления реального спроса на определенные технологии, увидеть эту нишу, оценить ее перспективность и начинать ее разрабатывать – иными словами, не следовать потребностям рынка, а уметь предвидеть их, подготовиться к ним и в нужный момент предстать на рынке во всеоружии. Принципы работы меняются, на передний план выходят: анализ как инструмент бизнеса, создание инвестиционных направлений деятельности как возможность оказаться на передней линии фронта, умение накопить экспертизу и создать профессиональную команду как способность планирования деятельности и своевременного выхода на передовые позиции.

Для «Энвижн Груп» таким современным подходом стало создание нового направления – систем управления телекоммуникационной инфраструктурой или, более общо, систем поддержки операций (OSS).

Еще раз об OSS

До того как приступить к предоставлению мультисервисных услуг, операторы должны обеспечить эффективное управление технологиями и оборудованием в своих сетях. Сегодня они ищут решения, которые обеспечат возможность совместной работы беспроводных и проводных сетей, IP-технологий и стандартных телефонных систем, полного контроля всех этих технологий, в том числе и интеграцию уже внедренных систем управления. Их интересуют решения, позволяющие управлять сетями и контролировать их, обеспечивать правильность работы биллинга и поддержку требуемого качества услуг, предоставлять полную информацию для технической поддержки пользователей, планирования развития сети и т.п. Системы OSS решают подобные задачи; более того, по оценкам аналитиков, они на 10–15\% снижают операционные и капитальные затраты операторов.

Интерес к подобным решениям возник несколько лет назад, но только в последнее время он начал реализовываться в проекты. Системных интеграторов, способных на высоком уровне решать эти задачи, сегодня немного. Дело в том, что реализовать такой проект под силу лишь компании, которая не просто знает проблемы операторов, располагает профессиональными техническими кадрами, но и понимает, что экспертное овладение подобными решениями требует серьезных вложений в обучение, программное обеспечение, создание тестовых зон в собственных лабораториях, совместную работу с производителями, т.е. серьезных инвестиций и много времени.

Сегодня рынок системной интеграции – это усиление конкуренции, возрастание сложности проектов, увеличение технологической и отраслевой специализации, повышение стоимости знаний и экспертизы, агрессивность работы на рынке и в какой-то мере тенденция к объединению (укрупнению). Чтобы стать лидером на этом рынке, надо искать новые подходы и инструменты, считаться с необходимостью серьезных и относительно «длинных» инвестиций в развитие новых технологий и направлений. Все это – системная интеграция сегодняшнего дня.

Сергей Головин,
заместитель генерального директора "Энвижн Груп" по маркетингу