Распечатать

Интеграция России в мировое информационное пространство необратима

Генеральный директор «Энвижн Груп» Валерий Ростокин дал интервью дальневосточному журнала «Дело-ДВ» по поводу открытия филиала во Владивостоке «Энвижн-Владивосток»

1 сентября 2010

Раскрывая тему инноваций в современной России, мало получить ответы на вопросы, зачем они нам нужны. Возникает закономерный интерес к тому, что в этой сфере происходит непосредственно сейчас, каковы у России перспективы в области развития новых технологий. Экспертным мнением по этому поводу поделился генеральный директор ЗАО «Энвижн Груп» Валерий Ростокин. «Энвижн Груп» входит в десятку крупнейших компаний на рынке информационных технологий России. Компания известна благодаря реализации знаковых проектов по построению информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в масштабах страны. Недавно у нас произошло значимое событие — «Энвижн Груп» открыла филиал во Владивостоке — «Энвижн — Дальний Восток».

Валерий, в первую очередь, скажите, пожалуйста, какие задачи сегодня ставит перед собой ваша компания на рынке ИТ-технологий?

Информационные технологии помогают преобразовать нашу жизнь, поэтому нашей основной задачей — является создание и внедрение таких ИТ-решений, которые помогут людям и бизнесу жить и работать комфортно и эффективно. На стремительно меняющемся ИТ-рынке необходимо работать с опережением, предвидеть потребности заказчиков, максимально развивать компетенции сотрудников. Для реализации таких задач мы первыми на рынке сформировали компанию новой формации — «интеллектуального интегратора». В нашем понимании интеллектуальный интегратор — это компания, чья основная деятельность связана с созданием уникальных инновационных решений и услуг благодаря способности ее специалистов глубоко разбираться в потребностях заказчиков, интенсивно осваивать нужные для работы знания. Например, у нас есть успешный опыт создания информационной системы «одно окно» с режимом «электронная приемная» для Правительства Москвы. Фактически это является одним из первых шагов к созданию «электронного правительства». Сейчас наработанный опыт оказался востребован в регионах. Мировая практика показывает, что для успешного внедрения «электронного правительства» в масштабах страны нужно начинать с создания региональных информационных систем, в том числе «одного окна».

А если говорить в целом о стране? Федеральное правительство стало много говорить о необходимости инноваций, о важности внедрения высоких технологий. И пока не понятно — либо это мода, либо насущная потребность. Все действия и заявления о Сколково — это серьезно, это надолго? Какое у Вас к этому отношение?

Безусловно, необходимо создавать условия для создания различных инновационных решений. Если наша страна хочет оторваться от сырьевой модели развития экономики, то нужно самым интенсивным образом заниматься разработкой и, что для нас важно, внедрением технических инноваций. Тем более для этого наша страна обладает большим потенциалом — наши инженеры и специалисты продолжают оставаться одними из самых компетентных в мире, а российская наука смогла сохранить лидирующие позиции по многим направлениям.

Поэтому общая задача государства и бизнеса — обратить имеющийся потенциал в развитие инновационной экономики России. Для этого очень важно построить эффективную научно-технологическую цепочку, которая позволит осуществить весь цикл создания инновационного продукта: от рождения идеи до вывода нового решения на рынок. Для чего нужно провести экспертную оценку технологических и рыночных перспектив проекта, осуществить патентование разработки, реализовать бизнес-планирование, создать прототипы, привлечь инвесторов. В нашей компании мы создали такие условия, благодаря которым сотрудники смогли разрабатывать и реализовывать смелые технические идеи. Для этого у нас сформирован Научно-технический совет, который на регулярной основе отбирает наиболее интересные идеи и выделяет финансирование. Наиболее успешные идеи нашли воплощение у наших заказчиков.

Как раз Сколково является хорошим примером того, как государство пытается реализовать такой подход в федеральном масштабе. Сейчас этому проекту уделяется большое внимание. На недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге была целая сессия докладов, посвященных ему. Много говорилось о целях создания этого инновационного центра, раскрывалась сама суть понятия «инновации». Интересным было сравнение отечественного опыта с опытом Америки и Китая, из которого следовало, что хоть Россия и формирует своеобразную идеологию для этого проекта, но цель все равно для всех едина — дать возможность специалистам сократить время разработки и внедрения инновации для получения результатов в краткосрочной перспективе; открыть профессионалам доступ к тем ресурсам, которые недоступны для отдельной лаборатории. В Сколково станет возможным решать большинство задачи, связанные с исследовательской деятельностью, быстрой обработкой огромного объема информации и т. д. Одним словом, в Сколково пытаются создать такую организационную бизнес-модель, благодаря которой решались бы многоуровневые высокотехнологические задачи. Если в итоге проект окажется успешным, то, предполагаю, что аналогичные площадки появятся и в других регионах страны.

Скажите, а нет ощущения, что мы хотим объять необъятное? Ведь у всех стран заметна специализация. К примеру, Гонконг — это интеграция финансовой информации, а у Индии ниша в фармакологии и заказной разработке софта. Не пытаемся ли мы вскочить на поезд, который уже ушёл? И если это не так, то какие направления, как Вам кажется, являются приоритетными для России в плане высоких технологий?

Разработка, внедрение, а также вывод на международные рынки инноваций, повторюсь, необходимо для развития страны. Безусловно, ненужно пытаться объять необъятное, и развиваться по всем направлениям. Такое распыление средств и сил к хорошим результатам не приведет. Необходимо сосредоточиться в тех областях, в которых Россия традиционно была и остается сильна – энергетика, космос, телекоммуникации, программное обеспечение. Также не нужно изобретать что-то заново, лучше работать в партнерстве с ведущими мировыми производителями. Мы видим, что государство активно старается создать условия для локализации высокотехнологичного производства в нашей стране. И уже есть первые результаты. Показательным примером стало подписание соглашений между ведущими производителями телекоммуникационного оборудования компаниями Juniper Networks и Infinera со  «Связьинвестом» о возможности организации научно-исследовательских центров и производственных площадок в России. Наша компания также приняла участие в подписании соглашения.

Также очень хорошим примером централизованной политики по внедрению ИТ-решений является проект по созданию «электронного правительства», который требует разработки множества информационных систем, создания федеральной сети центров обработки данных, решения вопросов обеспечения информационной безопасности. Внедрение «электронного правительства» повысит эффективность взаимодействия населения и правительственных структур, позволит уйти от очередей, избежать влияния человеческого фактора на принятие решений. Это не абстрактный проект, а реально направленный на развитие страны в русле мировых тенденций, и он может стать локомотивом для развития отечественного ИТ-рынка и сформировать огромные возможности для создания «конвейера инноваций». Международный опыт является хорошим тому примером.

По Вашему мнению, наша главная задача сейчас догнать западные страны в плане внедрения информационных технологий?

Мне это напоминает лозунги советских лет о необходимости догнать и перегнать Америку по разным параметрам. Да, мне часто приходится слышать, что теперь надо опередить Америку по уровню развития ИТ-технологий. Но я не думаю, что это верный подход, и очевидно, что государство не ставит такую задачу, слишком велик разрыв между нами. Как-то был проведён экспресс-анализ: если допустить, что уровень падения экономического роста в Америке будет 8% в год, а мы станем расти на 1%, то для достижения паритета по ИТ-технологиям нам потребуется больше 230 лет. Думаю, у нас все это понимают.

Поэтому у нас совсем другая задача — благодаря формированию информационного общества повысить уровень благосостояния граждан и эффективность работы государственных структур, создать условия для успешного развития новых направлений бизнеса. Вот для этого как раз и нужны информационные технологии. От этого никуда не деться. Все мы находимся в информационном поле. Без компьютера, без телефона уже многие люди не мыслят, как можно работать и жить. Поэтому полная «цифровизация всей страны» неизбежна.

Но, как представляется, мы свой путь всё ещё ищем?

Нет, этот путь известен и неизбежен — интеграция России в мировое информационное пространство необратима, без этого нельзя развиваться. И в этой ситуации надо активно внедрять ИТ-решения, чтобы различные, в том числе и государственные, услуги были доступны населению. Здесь ещё очень важна цена вопроса. Если услуга будет дорогой, то меньше людей будут ею пользоваться — а, следовательно, снизится эффект от внедрения. Думаю, что с помощью активного участия российских разработчиков и благодаря локализации производства высокотехнологичного оборудования удастся снизить цену вопроса до приемлемого для большинства граждан уровня.

И каковы перспективы, что найденный путь окажется верным?

Построение информационной инфраструктуры в масштабах страны определяется развитием ключевых игроков — операторов связи, ИТ-компаний и так далее, а также ролью государства, как стратега. На данный момент уже разработаны и утверждены ряд государственных программ в области внедрения ИКТ. Свои перспективы развития видят большинство игроков на рынке. Так, «Ростелеком» все больше занимается расширением спектра услуг для населения, применяя новые решения, наращивая возможности своей сети. За основу берутся современные технологии, с запасом на долгосрочное развитие и возможность модернизации.

Но это, скорее, на уровне отдельных компаний. А каков в целом общероссийский тренд?

Мне кажется, общероссийский тренд связан со значительной активностью регионов. Существенным стимулирующим фактором являются международные мероприятия, которые планируется провести в нашей стране. Вот и Олимпиада в Сочи потребует оснащения этого региона развитой информационной инфраструктурой, также как и саммит АТЭС во Владивостоке. Всё это как раз те планы, которые уже намечены на 2012–2014 гг. Одновременно деньги вкладываются и в инфраструктурные проекты по развитию регионов, не только в ИТ. Необходимо все развивать в комплексе.

А какова роль государства и частных компаний, таких как «Энвижн Груп», в реализации этих проектов?

Государство, как стратегический регулирующий орган, задает направления развития экономики, формирует условия, которые позволят инновационному бизнесу стать привлекательным для инвестиций. Нужно сделать так, чтобы в эти сферы пошел частный инвестор, так как в первую очередь создание инноваций — это бизнес, и он должен быть прибыльным. Для чего полезно разработать комплекс мер по поддержке высокотехнологичных предприятий, в том числе путем снижения налоговой нагрузки. Другой важной ролью государства является обеспечение прозрачности проведения тендеров. Сейчас развивается единый портал государственных закупок, на котором государственные предприятия, организации и госкорпорации обязаны производить закупки посредством электронных торгов. Конечно, это налагает определённые требования, но упрощает взаимодействие с чиновниками и усиливает конкуренцию. Таким образом, будет заложена основа продуктивного взаимодействия государства с частным бизнесом в сфере высоких технологий.

В этой связи следующий вопрос. Предположим, федеральный центр разработал стратегию. Регионы начали исполнять — выясняется, что не хватает специалистов, технологий, людей и понимания, как это делать. В этой ситуации может ли «Энвижн Груп» или региональная ИТ-компания стать неким обучающим центром? Есть ли у вас такие возможности?

Для реализации проектов государственного значения необходимо привлекать исполнителей из числа проверенных компаний, обладающих существенным опытом реализации аналогичных проектов, а не ориентироваться только на цену проекта. При таком подходе в регионе обычно побеждает компания, которая предлагает минимальную цену, но не имеет, как вы правильно обратили внимание, ни опыта, ни технологий, ни специалистов. И это, конечно, подрывает веру руководства регионов в возможность достижения поставленных задач. В этой связи, использование и передача накопленного опыта в решении вопросов информатизации в регионы позволит значительно ускорить процесс внедрения информационных технологий и сэкономить государственные ресурсы. Созданная для этих целей Межведомственная рабочая группа по вопросам сокращения различий между субъектами РФ по уровню информационного развития должна стать эффективным инструментом, как в руках государства, так и бизнеса. На портале рабочей группы размещаются сведения о лучших решениях, апробированных на практике в разных регионах России и готовых к тиражированию. Также группа проводит серию образовательных семинаров для региональных госслужащих с целью обмена опытом по вопросам информатизации органов государственной власти. Наша компания принимает активное участие в работе группы.

Кроме того в рамках наших проектов мы проводим различные образовательные курсы для специалистов заказчиков, а также оказываем все необходимые услуги по поддержке развернутых систем.

Существует какой-либо особый путь развития высоких технологий конкретно для Дальнего Востока, или он не отличается от любого другого региона страны? Может, здесь существуют какие-то первоочередные специфические задачи?

Безусловно, все регионы сильно различаются между собой, в том числе по уровню внедрения ИКТ-решений. Поэтому представляется правильной попытка государства создать такую информационную платформу, при которой население получит равный доступ к услугам на всей территории страны. И здесь как раз важно учитывать региональную специфику. На Дальнем Востоке с хорошо развитыми добывающими и перерабатывающими отраслями наблюдается тяготение к высокотехнологичным экономикам Кореи, Японии и Китая. Наличие таких сильных соседей накладывает особые требования к инновационным предприятиям. Но все они потребуют единого информационного обмена, хороших каналов связи, мощных вычислительных ресурсов. В этой связи перед нами стоит очень много задач, поэтому мы и решили открыть филиал во Владивостоке, чтобы стать ближе к заказчикам.

В заключение следует сказать, что сегодня в России развитие новых технологий определяется не только примелькавшимися лозунгами: «инновации нужны! инновации важны!», а вполне конкретной работой, в рамках которой выстраиваются долгосрочные и краткосрочные отношения между компаниями и государством, разрабатываются и внедряются эффективные решения. Конечно, без сложностей у нас не обойтись, однако процесс интеграции РФ в мировое информационное пространство, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных регионов необратим. А какие именно у нас здесь будут результаты — это уже темы для новых бесед.

Оригинал статьи в формате PDF (1.5 Mбайт)