Распечатать

Интеграторы и внедренцы

Евгений Закрепин, первый заместитель генерального директора «Энвижн Груп» изданию IT-news: мы первыми создали компанию новой формации

11 марта 2010

Интеграторы и внедренцы:
 
2009 год не прошел даром для разработчиков и внедренцев систем документооборота. Он принес деньги. Компании утверждают, что для кризисного периода они неплохо заработали: у одних оборот увеличился на 15%, а у иных и на все 50. Прибыльность рынка СЭД не осталась без внимания крупных интеграторов. Так, Андрей Линев, генеральный директор «ИнтерТраст», отметил резкое усиление конкуренции на рынке СЭД со стороны «КРОК», «Техносерв», «Микротест» и других крупных системных интеграторов. «Это и понят­но, — комментирует он, — денег в традиционных для них направлениях стало меньше, поэтому они стали обращать внимание на проекты в более низкой ценовой нише, чего ранее не делали».
 
Многие интеграторы не стали в 2009 году снижать инве­стиции в развитие новых технологий, продуктов и решений. Дмитрий Ведев, директор по мар­кетингу компании «АйТи», под­тверждая заявления коллег, за­нимающихся автоматизацией документооборота, рассказал, что наиболее успешными ока­зались все направления, свя­занные с решениями в области ЕСМ (управление корпоратив­ным контентом). Это и системы электронного документооборота, и архивы, и порталы. Хорошие по­казатели принесло производство и внедрение собственных про­граммных продуктов, например системы управления персоналом «БОСС-Кадровик», услуги аут­сорсинга. Кроме того, по данным г-на Ведева, в прошлом году было достаточно много интересных про­ектов в области корпоративной IT-инфраструктуры.
 
Некоторые компании отметили, что в 2009 году повысился интерес заказчиков к российским разработ­кам. Крупные компании, которые занимались продвижением рос­сийского ПО, не пожалели об этом. По словам Ирины Мирошниковой, руко­водителя направления отдела вне­дрения ГК «СофтБаланс», услуги по внедрению «1С» по-прежнему остались для компании самыми прибыльными.
  
Интеграторы, которые не заци-клива лись только на разработ­ке ПО, изобрели в прошлом году и новые виды бизнеса. Так, по сло­вам Евгения Закрепина, первого заме­стителя генерального директора «Энвижн Груп», компания «шаг­нула на следующую ступень раз­вития» и «первой на рынке создала компанию новой формации — «ин­теллектуального интегратора». Приживется ли этот термин — по­кажет время.Среди направлений бизнеса, ока­завшихся наиболее прибыльными в прошлом году, г-н Закрепин от­метил проектирование и строи­тельство сетей связи, создание ЦОД, услуги по обеспечению как компании собираются повышать эффективность своего бизнеса в текущем году? Треть респондентов увере­ны в необходимости осуществле­ния дальнейших действий по со­кращению затрат посредством повышения эффективности. Значительная доля опрошенных компаний (72%) планируют по­высить гибкость своих операций за счет снижения постоянных за­трат, в частности в рамках вспомо­гательных служб, а также увели­чения производительности.
  
Вторым по популярности от­ветом стала оптимизация охвата рынков (64%) путем выхода на но­вые рынки, предложения новых продуктов или поиска новых ка­налов сбыта, а также усовершен­ствования бизнес-модели (64%), предполагающей пересмотр орга­низационной структуры, ключевых функций и областей сотрудниче­ства. Кроме того, по мнению ре­спондентов, ускорение процесса принятия и выполнения решений (63%) и усиление руководящего состава (62%) также существенно повысят их шансы на успех.
  
Ровно половина всех опрошен­ных компаний согласилась с тем, что в будущем году ограничен­ный доступ к капиталу будет по-прежнему сдерживать их рост. Вместе с тем 30% респондентов заявили о намерении реализо­вать стратегию агрессивного ро­ста в свете улучшения прогнозов по спросу на их рынках. Еще 49% корпораций планируют исполь­зовать возможности роста от слу­чая к случаю — ввиду отсутствия определенных перспектив в отно­шении восстановления их рынков. Пятая часть опрошенных назвала основной стратегической задачей контроль затрат до улучшения си­туации на рынке информационной безопасности. В свою очередь, Владимир Вайкович, генеральный директор группы компаний «Информзащита», наи­более прибыльными назвал услуги по сопровождению систем заказчи­ков, консалтинговые услуги по при­ведению информационных систем в соответствие с требованиями ре­гуляторов и стандартов, а также комплексные услуги по управле­нию доступом, событиями и инци­дентами ИБ и управлению web-безопасностью.
 
Оценить объективно и детально обстановку на рынке информаци­онной безопасности профильные игроки не в силах. «Так как размер рынка ИБ до сих пор измеряется методом непроверяемого опроса его участников, некоторые ком­пании — кто по старой традиции, а кто на всякий случай — проде­кларировали часть своей выручки как выручку, полученную от реали­зации проектов по ИБ, поскольку тема информационной безопасно­сти в кризис стала особенно мод­ной», — пояснил г-н Гайкович.
 
Комментируя случаи ухода с рынка, некоторые компании признались, что надеялись на из­бавление от сильных конкурентов, но, увы, мало кто ушел (кризис оказался недостаточно продол­жительным). «Говорить следует не столько об уходах с рынка, сколь­ко о реструктуризации ряда бизне-сов крупными многопрофильными компаниями. В частности, в R-Style была прекращена деятельность дистрибьюторского направления, а в IBS — сборка ПК», — высказал, можно сказать, мнение большин­ства Дмитрий Ведев («АйТи»). Однако Павел Шалагинов, коммерческий ди­ректор «Утилекс АйТи», подметил, что от некоторых фирм «остались только юридические названия, и это скорее призраки, чем реаль­но работающие структуры. Мы еще долго будем видеть подобные компании, от которых осталось по факту только имя и логотип. Сочувствую заказчикам, которые натолкнутся на такого «летучего голландца», рассчитывая получить услуги того же качества, какого эта компания предоставляла рань­ше», — предостерег он клиентов.
 
Оценивая масштабы влияния кризиса на бизнес интеграторов, можно отметить, что два последних года научили компании работать с дебиторской задолженностью. И не просто работать, а эффек­тивно «возвращать» долги. «Наши клиенты выплатили нам все так называемые «долгие» долги по всем направлениям работы, — отметила Ирина Мирошникова («СофтБаланс»). — Кроме того, мы вновь ввели такое понятие, как предоплата, на кото­рое в золотые времена частенько закрывали глаза».
  
Павел Шалагинов («Утилекс АйТи») отметил еще одну новоприобретен-ную интеграторами черту: «Для всех компаний время, когда мож­но было вести бизнес «военными методами», прошло. Мы под этим подразумеваем, что на выполнение проекта бросаются все силы, а рен­табельность считается по факту». Мнением о перспективах рынка на ближайший год поделился Георгий Генс, президент группы компаний.