Распечатать

iOne

Поворот на сервисную сторону

17 марта 2006

iOne 

iOne

Поворот на сервисную сторону

iOne представляет четвертый по счету рейтинг ИТ-компаний, действующих на российском рынке, составленный по результатам 2005 года. События на таможне и давление зарубежных вендоров осложнили жизнь российским дистрибуторским и производственным компаниям и способствовали тому, что сектор ИТ-услуг завоевал новые позиции в структуре российского ИТ-рынка.

Проблемы составителя

Составление рейтинга игроков российского ИТ-рынка -- занятие неблагодарное (если, конечно, составитель не ставит себе целью превратить рейтингование в коммерческий проект). Составитель, пытающийся выявить более-менее адекватную картину рынка (заметим, что сами его участники говорят, что испытывают большую потребность в достоверной информации), сталкивается с серьезными трудностями. Несомненные достоинства российской ИТ-отрасли, которая создавалась одновременно с рыночной экономикой в стране и людьми, не занимавшимися приватизацией, а использовавшими разве что интеллектуальный и кадровый задел советской эпохи, имеют и свою оборотную сторону. ИТ-рынок, состоящий в основном из непубличных компаний, не связан формальными обязательствами по информационной открытости. А добровольно предоставляемые сведения искажаются отсутствием общепринятых норм и стандартов в этой сфере.

Впрочем, по сравнению с предыдущим рейтингом количество участников прибавилось: анкеты заполнили 80 компаний, среди которых присутствуют многопрофильные холдинги, объединяющие по несколько юридических лиц разнонаправленной специализации. Из международных ИТ-корпораций в рейтинге по-прежнему представлены только две -- российские офисы SAP AG и Microsoft. Остальным штаб-квартиры не разрешают называть региональные цифры, так что для исследований российского ИТ-рынка они остаются «бесполезными». Некоторые участники предыдущего рейтинга в этот раз «отдыхают»: кому-то не понравилось свое прошлогоднее местоположение, кого-то напугали происки конкурентов, пытавшихся недобросовестными методами получить сведения о хозяйственной деятельности компании.

Любопытно, что компании, взявшие курс на IPO и столкнувшиеся с правилами международного аудита, обнаружили, что заверяемые аудиторами цифры выглядят не столь эффектно, как те, которые они декларировали прежде, отчего страдают показатели роста. Отказы некоторых прежних участников объясняются именно этой причиной. Вообще, желание ИТ-компаний выйти на фондовый рынок парадоксальным образом сказывается на ситуации с информационной открытостью. Так, крупный холдинг НКК ограничился в этом году только общей цифрой, мотивировав свое решение следующим образом: холдинг стремится к публичности, поэтому на период подготовки к выходу на IPO, требующему реорганизации компаний холдинга, закрывается от публики, а воздержаться от предоставления данных о структуре доходов руководству НКК рекомендовал финансовый консультант.

В последний момент в рейтинг «вскочила» компания «Открытые технологии», предпочитающая подводить итоги своей деятельности не по cash flow за отчетный период, а по сумме заключенных договоров (то есть, доходам будущих периодов). Компания, конечно, имеет на это право (хотя Oracle, помнится, была однажды оштрафована в США именно за такую форму отчетности), но дело в том, что рейтинг -- это сравнение. И чтобы провести его корректно, необходима некая общая точка отсчета. В конце концов компания выполнила наши условия и заняла в рейтинге свое вполне достойное место. Традиционные «отказники» мотивируют свое неучастие в рейтинге тем, что готовы сравниваться только в пределах своих узких сегментов рынка, где они заведомо будут лидерами, или где они и без всякого рейтингования считают себя признанными лидерами. Мы, конечно, отдаем должное важности PR-составляющей рейтингов для участников, но для составителя главную ценность представляет аналитическая сторона. В этой связи отметим, что совокупная выручка всех участников рейтинга составляет около $9 млрд, что достаточно близко к предварительной оценке общего объема российского ИТ-рынка в 2005 году, сделанной аналитиками IDC,-- $11,7 млрд. Поэтому, как нам представляется, составленный рейтинг вполне адекватно отображает текущий расклад сил и тенденции на ИТ-рынке и в отдельных его сегментах.

Фактор таможни
Если судить по базе участников рейтинга, общий рост ИТ-рынка в 2005 году составил 24,7\%. Однако ситуация неоднородна по секторам компьютерного рынка. Лучше всего себя чувствуют разработчики ПО -- это рыночный сектор вырос на 38\%. Гораздо менее оптимистичная картина в секторе производителей компьютерного оборудования. Нарастающее давление азиатских и транснациональных корпораций заставило некоторые российские компании свернуть свою производственную деятельность, из-за чего общий рост в секторе составил всего около 4\%. Вполне вероятно, что в 2006 году «игра на выбывание» среди российских производственных компаний продолжится.

Не менее напряженная ситуация сложилась также в сфере классической и компонентной дистрибуции, но уже по другим причинам. Поставки «железа» и софта по-прежнему составляют наиболее весомую долю российского ИТ-рынка. Крупные ИТ-холдинги более половины своих доходов зарабатывают именно на дистрибуции. В целом сектор прилично вырос -- на 21\%, хотя темпы роста и снизились по сравнению с 2004 годом (25\%). Проблемы дистрибуторов связаны с новыми правилами таможенного оформления. Таможенная «чистка», начавшаяся в прошлом году с поставщиков сотовых телефонов, затронула и поставщиков компьютеров. Ситуация на таможне настолько неоднозначная, что компании отказываются от комментариев и просят не трогать эту тему. Достаточно сказать, что в прошлом году российские дистрибуторы специально собирались в Каннах с представителями международных вендоров, чтобы обсудить ситуацию и определиться с новыми принципами работы. «На сегодняшний день таможня не может работать с подаваемыми прайс-листами,-- констатирует председатель координационного совета группы Verysell Михаил Краснов.-- Одна из причин в том, что лишь немногие вендоры предоставили их в ФТС. Теперь все зависит от того, насколько быстро будет решен этот вопрос, и насколько болезненными окажутся эти перемены для ИТ-рынка. Пока прогнозы давать трудно -- все зависит от слишком большого числа факторов».

Тренд на консалтинг
Составитель же рейтинга основные проблемы испытывает с сектором ИТ-услуг. Дело в том, что компании довольно-таки произвольно трактуют это понятие, и грань между простой поставкой сервера и решением с его помощью бизнес-задач заказчика каждый определяет сам. Если говорить о поддержке ИТ-отрасли со стороны государства (см. комментарии), то нелишним было бы введение со стороны регулятора рынка официальной классификации ИТ-бизнеса.

Реализация ИТ-проектов предполагает поставки оборудования и ПО (если, конечно, это не чисто консалтинговый проект). Так уж сложилось, что одни системные интеграторы специализируются на выполнении инфраструктурных проектов. Доля проектных поставок у таких инженерных компаний составляет 60–80\%. Другие больше тяготеют к консалтинговому бизнесу, внедряя информационные системы. Доля проектных поставок у них, как правило,-- 35–50\%. Встречаются фирмы, зарабатывающие деньги на сервисной поддержке, как, например, борющийся за выживание «Сибинтек», у которого на этот вид ИТ-услуг приходится 55\% доходов. Но системные интеграторы, заявляющие о том, что доля проектных поставок в ИТ-услугах у них составляет меньше 30\%, как-то выпадают из этой картины. В многопрофильных холдингах это еще можно объяснить тем, что проектными поставками занимаются «дочки»-дистрибуторы, на которых и записывают соответствующую выручку. Но вот, например, группа компаний «Опт има», классичес кой дистрибуцией никогда не занимавшаяся, типичная инженерная фирма с долей проектных поставок 62\%, за год претерпевает удивительную метаморфозу. Да, в компании сильное развитие получило консалтинговое направление, но в то, что она перешла на проекты, выполняемые одной силой мысли, сократив долю проектных поставок до 23\%, верится с трудом.

Поэтому в категории ИТ-услуг мы, как и прежде, составляем два рейтинга: с учетом доходов от проектных поставок (таблица 2) и без учета таковых (таблица 2а). При этом во втором случае мы исключили компании, которые не могут или не хотят адекватно выделить в своих доходах от ИТ-услуг долю проектных поставок.

SpyLOG

SpyLOG

В целом по темпам роста этот сектор занимает второе место после разработчиков ПО -- 35\%. Проблемы дистрибуторов и производителей способствовали тому, что отмечавшийся нами ранее тренд к смещению структуры рынка в сторону высокомаржинальных ИТ-услуг в 2005 году проявился особенно отчетливо. Вычисляемое по базе участников рейтинга отношение доходов от дистрибуции и производства ПК («поставки») к доходам от разработки ПО и ИТ-услуг («сервис») в 2003 году составляло 2,05, в 2004 -- 1,92, а в 2005 -- уже 1,76

Таблица 5: Крупнейшие компании российского ИТ-рынка.


Методика рейтингования
Компании ранжируются по безразмерному индексу, характеризующему масштаб их бизнеса. В первую очередь он определяется выручкой (с коэффициентом 0,9), которую компании получили за 2005 год (в соответствии с бухгалтерской отчетностью). Но не только. Свой вклад в индекс вносят также общий штат сотрудников компании, клиентская диверсифицированность бизнеса (величина, соответствующая количеству клиентов, приходящихся на одного продуктивного специалиста) и наличие филиальной сети. Индекс рассчитывается по формуле:
Индекс(i) = 0,9 х Ai/Amax +0,05 х Bi/Bmax + 0,025 х (Ci/Bi')/(C/B')max +0,025 х Di/Dmax,
где Ai -- выручка компании за отчетный период; Bi -- общий штат сотрудников, Bi' -- количество продуктивных специалистов; Ci -- количество контрактов за отчетный период; Di -- количество филиалов, дочерних компаний. Все величины нормируются на максимальное значение по группе.

Рейтинг составляется в четырех категориях в соответствии со структурой доходов компаний. При сравнении разработчиков ПО мы учитывали доходы не только от продажи лицензий (коробок), но и от ИТ-услуг, связанных с внедрением и поддержкой своих продуктов. При сравнении поставщиков ИТ-услуг рейтинг составлялся как без учета их доходов от проектной дистрибуции (поставок оборудования и ПО в рамках своих проектов), так и по полной выручке от ИТ-услуг. В категории дистрибуторов при расчете индекса использовались первые три слагаемых формулы, в категории производителей ИТ-оборудования -- первое, второе и четвертое. Характеристикой эффективности бизнеса служит величина, соответствующая выручке в расчете на одного продуктивного специалиста (удельная выручка). Она определялась как относительно максимальной, так и относительно средней величины по категории.