Распечатать

IT-Manager

Помощь на расстояние Телемедицина на службе у нейрохирургов

1 июля 2009

Помощь на расстояние
 
Телемедицина на службе у нейрохирургов
 
Автор: Нина Леотова, журнал «ИТ-менеджер», № 6, 2009
 
Этой весной «Энвижн Груп» сообщила о завершении проекта внедрения в Телемедицинском центре Научно-исследовательского института нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН системы видеоконференцсвязи высокой четкости (HD).
Разработанное «Энвижн Груп» решение (на основе оборудования компании TANDBERG) позволило вывести работу телемедицинского центра на новый уровень. Сеансы консультирования, телеобучения и диагностики как в самом институте, так и с ведущими медицинскими центрами России теперь осуществляются с высоком качеством разрешения (1080х720p).
О создании телемедицинского центра, его работе и деятельности ИТ-подразделения института в беседе с нашим корреспондентом рассказали руководитель Телемедицинского центра Майя Амчеславская и руководитель Медико-математической лаборатории Михаил Шифрин. Беседа проходила в Телемедицинском центре НИИ, или, как здесь говорят, в студии – небольшой светлой аудитории, где установлены два монитора, видео- и документ-камеры.  Во время интервью мониторы периодически оживали, и можно было видеть и слышать специалистов из различных медицинских учреждений Москвы и других городов. 
 
Когда было принято решение о создании телемедицинского центра в институте?
Майя Амчеславская: Наше руководство решило открыть телемедицинский центр в 2003 г., а до этого специалисты института ездили в Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН и оттуда проводили удаленные консультации. Именно тогда они оценили возможности видеоконференцсвязи, в чем весьма помог руководитель первого в стране научно-консультативного центра (ТМЦ) при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева (НЦССХ) и исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины Валерий Столяр. В нашем же институте, когда руководство дало добро на создание ТМЦ, у истоков его создания стоял профессор Сергей Горелышев, заведующий детским отделением, ранее часто ездивший в Бакулевский центр, где проводил консультации и читал лекции в области повышения квалификации нейрохирургов. Техническую поддержку проекта осуществляла Медико-математическая лаборатория.
 
 
И с мая 2003 г. Телемедицинский центр нашего института заработал. Открытие центра было приурочено к Первой конференции по детской нейрохирургии. Была организована связь с несколькими городами, и кто-то предложил рассмотреть случай со сложной сосудистой патологией. С помощью видеоконференцсвязи удалось провести консилиум, была продемонстрирована эффективность многоточечной видеоконференции, что очень повысило доверие к дальнейшей работе центра.
 
 
Михаил Шифрин: Создание Телемедицинского центра явилось одним из пунктов обширной многолетней программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в нашем НИИ. В нее входят создание и развитие электронной истории болезни, систем ведения административно-хозяйственной деятельности и многое другое.
 
 
А когда вы задумали проект телемедицинского центра, как вы выбирали интегратора?
Михаил Шифрин: Разумеется, мы рассылали предложения в различные компании. Но Валерий Столяр посоветовал нам обратиться в компанию «Энвижн Груп», которая на тот момент уже реализовала ряд проектов по построению достаточно крупных телемедицинских центров в медицинских учреждениях, что и определило выбор.
 
 
Изменилась ли за эти годы работа центра? В каком режиме сейчас осуществляется деятельность?
М.А.: Со временем консультаций становилось все больше и больше. Многие из людей, прошедших через наш центр, уже стали как родные. Сейчас мы проводим 4-5 консультаций ежедневно, причем каждая идет около 15 минут. Также наши лучшие хирурги проводят  сеансы телеобучения.
 
М.Ш.: На самом деле подобный человеческий контакт, хотя бы и через экран, помогает и в том случае, когда приходится ставить тяжелый диагноз. Людям легче это перенести, видя врача, чем просто получая заключение на бумаге.
 
С какими телемедицинскими центрами вы работаете?
М.А.: Сейчас в России таких центров больше 120, однако активно работают и оказывают услуги пациентам примерно 60%.  Кроме того, мы сотрудничаем с центрами Белоруссии, был пробный сеанс с Баку, сеансы с Украиной.
 
В каких случаях, на ваш взгляд, телемедицина наиболее эффективна?
М. А.: Все зависит от диагноза и состояния пациента, от того, сколько специалистов нужно привлечь для обсуждения. Бывают случаи с черепно-мозговой травмой, здесь необходимы и сосудистый нейрохирург, и невропатологи, и эндокринологи – создается целый консилиум, и специалисты с помощью новейших технологий обсуждают состояние больного и дают указания лечащему врачу. Также проводится и послеоперационное наблюдение.
 
Что дает подобная консультация больному?
М.А.: Чаще всего мы предлагаем больному госпитализацию в наш институт. Поскольку мы  являемся головным медицинским учреждением в данной области, то это наиболее продуктивное решение. Очень небольшой процент получает после консультации необходимое амбулаторное лечение по месту жительства, а кто-то едет и за границу. И – что самое важное, и чего мы смогли достичь, благодаря применению телемедицины - от начала консультирования до приезда в Москву проходит очень короткое время! Именно к этому мы и стремились. После 15-минутной консультации готовится весь пакет документов и высылается клиенту по электронной почте. Родственники больного идут в местные медицинские органы с тем, чтобы получить возможность бесплатного лечения, потом созваниваются с отделением, в которое человек госпитализируется, и буквально в считанные дни пациент приезжает к нам и оперируется. Единственное, в чем может быть задержка – если в Министерстве заявят, что нет квоты. Еще может быть очередь в самом отделении, но это случается редко.
 
Но как можно за такую короткую консультацию сделать заключение о необходимости госпитализации?
М.А.: Ну, во-первых, пациенты уже подготовлены – их осматривали врачи по месту жительства, делали необходимые анализы, снимки. Все результаты исследований передаются либо через e-mail, либо с помощью документ-камеры. И тогда на одном мониторе наш специалист видит пациента, а на другом – анализы и снимки. Вот, скажем, Владимир Шабалов, хирург, занимающийся детским церебральным параличом и другими двигательными расстройствами. Он  приветствует работу через телемедицинский центр и удачно проводит диагностику, осматривая детей с помощью нашей аппаратуры. Больного кладут на кушетку, и хирург просит: приподнять ручку, покачать головой и т.д., и видит все это на левом мониторе. На правом при этом показываются снимки, результаты анализов и так далее. С помощью телемедицины также вполне реально определить неврологический статус пациента. Мы увеличиваем лицо человека на экране и невропатолог смотрит: взор правого глаза, взор левого, среднюю линию языка. Вот только молоточком по коленке он постучать не сможет. Но опять же, мы можем попросить врачей, находящихся рядом с пациентом, чтобы они «постучали», проверили рефлексы и прочее. Доктору достаточно увидеть все это на экране, чтобы многое понять о состоянии ребенка, принять решение о госпитализации или дать советы лечащим врачам.
 
Но в таком случае качество изображения должно быть очень высоким. Как справляется с этим аппаратура и каналы связи?
М.Ш.: Каналы связи, их качество целиком зависят от того, какого оператора связи выбрали для получения этих услуг. Все это вполне решаемые проблемы. Обычно связь осуществляется по IP, другой телемедицинский центр может при необходимости использовать ISDN-каналы. В нашем случае выбрать каналы помогла компания «Энвижн Груп», которая, с одной стороны, реализовала уже достаточное количество проектов в этой отрасли, с  другой – имеет опыт реализации проектов для крупных операторов связи, поэтому знает специфику их работы буквально изнутри.  
 
Наша обновленная система – это три комплекта оборудования видеоконференцсвязи TANDBERG Edge 95 MXP с камерой PrecisionHD. Один комплект вы видите здесь, в студии, а два установлены у директора института, академика РАН и РАМН Александра Коновалова и у заместителя директора – академика РАМН Александра Потапова. Нужно сказать, что первоначально у нас был комплект оборудования Polycom, и эти системы работают сейчас в конференц-зале на 400 мест и в одной из аудиторий.
 
Некоторые телемедицинские центры осуществляют трансляцию операций в режиме он-лайн с возможностью обсуждения ее хода. Насколько такая практика применима у вас?.
М.А.: У нас можно наблюдать за операцией в онлайновом режиме – в операционной тоже установлены камеры. В Бакулевском центре это широко практикуется. Но там операции на сердце. Мы неоднократно обсуждали, стоит ли и нам вести подобную трансляцию. Один раз мы это пробовали. Снимали и проводили трансляцию на 3 города. Был сделан фильм и лекция детского хирурга Владимира Шабалова.
М.Ш.: Дело в том, что при нейрохирургических операциях необходимы длительные подготовительный и заключительный этапы, и следить за ними по трансляции неинтересно. У нас может быть два часа подготовки, и только затем собственно операция на сосудах, после чего – длительное завершение, когда операционное поле закрывают слой за слоем. А вот если сделать видеофильм – его учащиеся могут запомнить очень хорошо, в него можно включить комментарии нейрохирурга. В идеале можно организовать просмотр такого фильма в интерактивном режиме, и смело задавать нейрохирургу вопросы, не боясь отвлечь его от операции.
 
Скажите, а необходимо ли специальное обучение для работы с телемедецинским центром? Как восприняли его появление врачи?
М.Ш.:  Действительно, некоторые врачи не понимают, для чего это нужно. Они считают -  почему это пациент не может приехать? Например, из Читы… А мы объясняем, что экономим его деньги на дорогу. Но таких сомневающихся становится все меньше и меньше. Кстати, никакого специального обучения не нужно. Вот такой пример. Юрий Михайлович Филатов - один из корифеев сосудистой нейрохирургии.  Ему 75 лет и он к компьютеру не подходит вообще. И мне было очень приятно, что, когда его впервые позвали сюда, он отнесся к этому как к само собой разумеющемуся: пришел и стал давать консультации. Надеюсь, что так будет со всеми специалистами, и мы сумеем выиграть время, столь необходимое для успешного лечения пациентов.
 
***
Комментарий Валерия Столяра:
 
Во время беседы начался сеанс ВКС, и на экране появился Валерий Столяр, «отец-основатель» ряда телемедицинских центров, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины.
 
Он напомнил Майе Амчеславской, что скоро откроется 12 международная школа по телемедицине, посвященная подготовке кадров, где она должна будет выступать с докладом. При этом Валерий Столяр отметил, что для создания настоящего, действующего телемедицинского центра главное – грамотно выстроить схему и процесс, правильно выбрать оборудование, соответствующее профилю медицинского учреждения и определить каналы связи. В работе  «Энвижн Груп» он особо выделил два положительных момента: «Они умеют правильно строить проекты» и «сдают их «под ключ», а не предлагают заказчикам «додумайте и доделайте сами».
В заключение добавим, что среди пациентов, прошедших через Телемедицинский центр, много детей, впоследствии госпитализированных в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. Как рассказала Майя Амчеславская, институт сотрудничает с благотворительным фондом «Подари жизнь», одним из создателей которого стала актриса Чулпан Хаматова. Сама Майя принимает в этом активное участие. В институт часто приезжают артисты, организовывают праздники, дарят детям подарки.

      

О компании TANDBERG
TANDBERG – мировой лидер в области производства оборудования для видеоконференцсвязи (ВКС) высокой четкости, решений телеприсутствия и мобильных решений по видеосвязи. TANDBERG создает, разрабатывает и продвигает на рынок оборудование и программное обеспечение для аудио, видеосвязи и передачи данных. Компания занимается поставкой и обслуживанием оборудования для видеосвязи более чем в 90 странах мира.
TANDBERG в здравоохранении
Видеоконференцсвязь дает медицинским работникам возможность обмениваться профессиональными знаниями и обсуждать проблемы с ведущими специалистами отечественных и зарубежных клиник. Теперь диагностику и лечение можно проводить дистанционно. Медицинский персонал и пациенты существенно экономят время, затрачиваемое на консультации и поездки, расходы сокращаются, а качество медицинского обслуживания повышается.
О компании «Энвижн Груп» - российский системный интегратор. Компания основана в 2001 г. Одно из ключевых направлений ее деятельности является создание систем видеоконференцсвязи и реализация проектов в области телемедицины. «Энвижн Груп» - платиновый партнер норвежской компании TANDBERG – мирового поставщика систем ВКС. «Энвижн Груп»  выполнила более 50 проектов в области телемедицины. Среди них – оснащение телемедицинских центров в  НЦССХ им. Бакулева, НИИ нейрохирургии им. Бурденко РАМН, ГУИ НИИ детской гематологии МЗ РФ, ЦКБ Святителя Алексия Митрополита Московского Московской Патриархии, ГУ институт ревматологии РАМН, ЦКБ №2 ОАО "РЖД" им. Семашко, а также в различных медицинских учреждениях по всей России – в Ростове-на-Дону, Челябинске, Красноярске, Улан-Уде, Хабаровске, Сургуте, и др. городах, в Казахстане. Представляют интерес и создаваемые компанией мобильные телемедицинские комплексы, один из которых успешно функционирует в Ямало-Ненецком округе.