Распечатать

IT-world

IT на здоровье!

14 апреля 2009

Системы автоматизации в здравоохранении
 
текст: Алексей Комов
Знакомые всем с детства приметы традиционной медицины — таинственные каракули в пухлых, вечно рассыпающихся карточках пациента — постепенно растворяются в прошлом. Им на смену приходят информационные системы и технические решения, позволяющие не только автоматизировать процесс хранения и анализа медицинских данных, но и оказывать помощь на расстоянии. Современного врача порой не отличить от типичного офисного сотрудника, ведь его привычным инструментом становится не стетоскоп, а компьютер.
 
Потребность в IT
Хотя сфера здравоохранения и относится к тем областям, в которых требования к точности и скорости обработки информации чрезвычайно высоки, по уровню информатизации она все еще значительно отстает от других отраслей. Тем не менее, информационные технологии в этой сфере постоянно развиваются, законодательно вводятся новые требования к оказанию медицинских услуг и сопутствующему документообороту, принимаются стандарты, описывающие такого рода требования, разрабатываются всевозможные правительственные программы по развитию IT в медицине. Мода на информатизацию здравоохранения пришла в Россию из-за рубежа. Ведущие государства Европы, такие, например, как Великобритания, уже давно инициировали процесс объединения информационных систем медицинских учреждений в единую сеть с возможностью доступа к данным друг друга. Не отстают от прогрессивных европейцев и США: инвестиции в IT для медучреждений — один их ключевых пунктов антикризисного плана недавно избранного президента Барака
Обамы.
 
Денис Вихров, руководитель проектов ЗАО «Энвижн Груп»: «Энвижн Груп» в качестве системного
интегратора предлагает своим клиентам комплексные решения по автоматизации деятельности медицинских учреждений. В перечень предлагаемых услуг компании входит IT-консалтинг и экспертиза существующей у заказчика информационной медицинской системы. На основе обследования бизнес-процессов учреждения мы предлагаем решения, соответствующие наиболее оптимальному развитию
лечебно-профилактических учреждений, в том числе с учетом требований по информационной безопасности. В результате обследования составляется перечень «узких» мест, требующих автоматизации в первую очередь, и вырабатывается план мероприятий по оптимизации затрат на информатизацию медицинского учреждения. «Демонстрируя госпитальную систему WaveAccess, мы побывали во многих медицинских учреждениях США, так что имеем хорошее представление о том, как обстоят дела именно в американских клиниках: практически каждый госпиталь использует какие-либо информационные системы, автоматизирующие работу различных подразделений», — рассказывает Павел Смирнов, руководитель проектов госпитальных систем WaveAccess LLC. Однако, по его словам, даже при современном уровне развития технологий эти системы автоматизируют далеко не все важные процессы, происходящие в клиниках. Многие из них не учитывают специфику учреждения, в котором они установлены, а, главное, крайне редко все эти системы полноценно интегрированы друг с другом и с используемым в работе врачей оборудованием.
 
Области применения
Глава представительства компании TANDBERG в России и СНГ Стейн Рамсли подчеркивает, что IT-решения могут применяться во всех тех областях медицины, где необходимо максимально эффективно и в кратчайшие сроки использовать имеющиеся ресурсы и оперативно принимать решения. Среди основных задач, которые призваны решать здравоохранительные информационные технологии, — мониторинг состояния здоровья пациентов, повышение качества и скорости диагностики. Технический директор компании «Медотрейд» Сергей Нефедов выделяет четыре области применения IT-решений в медицине: сервис для пациента, медицинского работника, технического персонала и руководителя. По его словам, современная информационная система способна взять на себя автоматизацию всех ключевых бизнес-процессов лечебно-профилактических учреждений (именно так принято называть поликлиники, госпитали, больницы и другие медицинские заведения на профессиональном жаргоне системных интеграторов) начиная от регистрации обращений пациентов и заканчивая формированием статистической и министерской отчетности. При этом пациенты получают возможность узнавать достоверную информацию о стоимости и способе получения услуг через настенные информационные табло, информационные терминальные киоски и Интернет.
 
Медицина в комплексе
По мнению Дениса Вихрова, руководителя проектов компании «Энвижн Груп», современные лечебно-профилактические
учреждения нуждаются в полномасштабных комплексных IT-решениях, обеспечивающих единое лечебно-диагностическое информационное пространство. Но, увы, рынок отечественных разработок такого рода систем в настоящее время небогат. Как правило, компании-разработчики предлагают одно или несколько специализированных решений, позволяющих автоматизировать лишь наиболее распространенные задачи, такие как обслуживание амбулаторных и стационарных пациентов, планирование работы персонала, медстатистика и пр. Подход, при котором для каждого медицинского подразделения внедряется собственное решение, ошибочен, поскольку он чрезвычайно затрудняет их интеграцию в единую информационную среду.
 
«Процесс внедрения информационных систем в различных подразделениях клиники носит поэтапный характер: регистратура, договорной отдел, финансовый блок, история болезни», — делится опытом Алексей Черноусов из «Смарт Дельта Системс». По его словам, очередность определяется степенью важности автоматизации работы каждого подразделения, временных и финансовых затрат на внедрение, зависимости от автоматизации смежных подразделений и оценки возможных результатов от использования системы. Врачей в клинике много, поэтому затраты на техническое оснащение и обучение персонала высоки. Однако для того чтобы работа медицинского сотрудника была эффективной, система должна прямо на рабочем месте предоставлять ему всю информацию о пациенте, о том, что можно делать в рамках страховой программы, готовы ли результаты ранее сделанных анализов, есть ли в наличии лекарства в аптеке и т. д. Этого можно добиться, только если свою лепту в наполнение единой информационной системы внесут регистратура, отдел прикрепления, касса, лаборатория и другие подразделения.
 
Доктор , я вас вижу!
В последнее десятилетие во всем мире (Россия — не исключение) активно развивается направление телемедицины, основанное на широкомасштабном использовании систем видеоконференцсвязи. Стейн Рамсли, глава представительства TANDBERG в России и СНГ, поделился информацией о разработках компании TANDBERG в этой области, включающих в себя передвижные, переносные и стационарные системы, а также оборудование для многосторонних совещаний. В мобильной телемедицине, предполагающей оказание помощи больным в труднодоступных районах, широко используются системы TANDBERG Tactiсal. Это беспроводное оборудование работает как полноценная система видеоконференцсвязи, позволяя проводить срочные медицинские консультации в «полевых» условиях. Решение TANDBERG Tactiсal применяется для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях, при проведении военных операций, для телемедицинского  сопровождения пилотируемых полетов международной космической станции и т. д. Кроме того, с его помощью можно осуществлять удаленный контроль состояния здоровья пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями. Для организации семинаров и консилиумов с участием врачей, находящихся в различных регионах, применяется решение TANDBERG Director MXP, позволяющее подключать до шести видео- и пяти аудиоабонентов одновременно. Непосредственно в медицинских центрах устанавливаются Set-top системы TANDBERG 990, TANDBERG 880 и TANDBERG Edge MXP, способные превратить любой стандартный телевизор в средство проведения интерактивных совещаний. Наконец, к специализированным медицинским системам относится оборудование TANDBERG Intern MXP, разработанное специально для учреждений здравоохранения. Эта передвижная система устанавливается в операционных и медицинских кабинетах и может использоваться как для обучения медперсонала и консультирования пациентов, так и для дистанционной диагностики. С ее помощью можно, например, провести ультразвуковое исследование в ситуации, когда больной и врач находятся на расстоянии сотен километров друг от друга. Особенностью TANDBERG Intern MXP является соответствие жестким стандартам, допускающим использованиеоборудования в контакте с пациентом.
 
И в кочевье, и в Москве
Среди наиболее значимых IT-проектов, реализованных в России на оборудовании TANDBERG партнером компании «Энвижн Груп», можно отметить создание сети телемедицинских центров в системе здравоохранения ОАО «РЖД», а также развитие телемедицинских центров под эгидой Российской Ассоциации Телемедицины. Кроме того, благодаря мобильным решениям TANDBERG медицинская помощь стала более доступной для жителей удаленных районов. В этом смысле показателен опыт Салехардской больницы, которая обслуживает пациентов всего Ямало-Ненецкого автономного округа. На базе медицинского центра передвижной отряд оказывает помощь коренному населению на местах оленеводческих кочевий, рыболовных и охотничьих промыслов за сотни километров от областного центра. Зачастую они расположены в труднодоступной местности, и добраться до них можно только на вертолете. Раньше, в случае, если больному был необходим осмотр врачей областного центра, приходилось везти его в Салехард. Теперь же консультацию можно провести с помощью оборудования TANDBERG по видеосвязи на месте, что особенно важно в случае, если пациент нетранспортабелен. Помимо повышения скорости и качества медицинского обслуживания, использование видеоконференцсвязи также позволяет экономить средства за счет снижения транспортных расходов.
 
От слов к делу
Сегодня информатизация медицинской отрасли уже не ограничивается одними лишь теоретическими разговорами о возможностях тех или иных систем, как это было лет 10 назад. С фронта автоматизации в данной сфере регулярно поступают новости о завершении того или иного проекта. К примеру, компания «Энвижн Груп» в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» на протяжении последних нескольких лет трудилась над созданием комплексных автоматизированных информационных систем в ряде лечебно-профилактических учреждениях города Москвы. Одним из крупнейших ее проектов стала разработка и внедрение подсистем начального этапа в 34 столичных медучреждениях в составе: «Регистратура», «Приемный покой», «Движение пациентов», «Медицинская статистика», «Взаимодействие с АИС страховых медицинских организаций». Это позволило сдвинуть с мертвой точки процесс автоматизации ЛПУ, где ранее «компьютеризация» сводилась лишь к работе в офисных приложениях для подготовки документов по заранее созданным шаблонам. «По сути, медицинские работники использовали компьютерную технику в качестве «пишущих машинок», а о единых базах данных, специализированных прикладных продуктах и коллективной работе в режиме реального времени даже не шла речь», — комментирует Денис Вихров, руководитель проектов «Энвижн Груп».
 
С полной версией статьи можно познакомиться: http://it-world.ru/upload/iblock/507/48267.pdf