Распечатать

ITNEWS, № 1, 2007

100 персон российского IT-рынка. Антон Сушкевич: "Мы планируем сохранить высокие темпы развития нашего бизнеса, которые поддерживаем в течение двух последних лет".

20 февраля 2007

100 персон российского IT-рынка. Антон Сушкевич: "Мы планируем сохранить высокие темпы развития нашего бизнеса, которые поддерживаем в течение двух последних лет".

Какие тенденции сегодня превалируют на рынке системной интеграции?
Таких тенденций несколько, назову лишь некоторые из них. Прежде всего, я бы отметил продолжающуюся консолидацию рынка, поскольку доля 10–15 крупнейших интеграторов в общем объеме рынка с каждым годом увеличивается. Это, в свою очередь, сопровождается значительным ростом самих компаний, происходящим как за счет набора новых сотрудников, так и за счет покупки небольших специализированных предприятий. Сегодня в связи с этим  более заметен и кадровый кризис, который провоцирует постоянный рост стоимости IT-специалистов.
Причем рынок, по моему мнению, еще до конца не стабилизировался, и я не исключаю, что в ближайшие годы в группе лидеров могут появиться новые лица и произойдет некоторое перераспределение мест. Уже заметны не только новые игроки, но и компании, постепенно теряющие завоеванные позиции. Еще одна тенденция — существенное усложнение технологий, которые сегодня становятся востребованными и предоставляются системными интеграторами, лидирующими на рынке. И несмотря на то, что в бизнесе интеграторов проекты, связанные с поставкой и внедрением оборудования, до сих пор занимают примерно три четверти общего объема, лидеры рынка расширяют свои предложения в области внедрения IT-услуг и сложных информационных систем, в первую очередь имеющих четкую отраслевую специфику.
 
Если в общих чертах охарактеризовать рынок, как бы вы его сегментировали и какие направления назвали бы в качестве профильных для компаний?
Если говорить о рынке системной интеграции, то его, по моему мнению, до сих пор невозможно более или менее четко сегментировать. Правда, я при этом оставляю в стороне возможное сегментирование по объему бизнеса компаний (лидеры, средние, мелкие) либо по профилю (широкопрофильные, узкоотраслевые, узкоспециализированные и т. п.).
Компании-лидеры присутствуют практически во всех отраслях, хотя и заметна тенденция вертикализации, сужения спектра решений с одновременным усилением их отраслевой ориентации. То же самое касается и технологических направлений, которые практически у всех крупных компаний похожи, но развиваются с разной результативностью.
 
В каких сегментах представлены решения вашей компании?
«Энвижн Груп» наиболее успешно работает в госсекторе, телекоммуникационной и нефтегазовой отраслях, в промышленности, в финансовом секторе и здравоохранении. С технологической точки зрения, компания особенно сильна в телекоммуникациях, в создании систем управления сетевой и информационной инфраструктурой, где мы сегодня являемся лидерами в России, в построении центров обработки данных и систем хранения, в информационной безопасности и консалтинге, в том числе и связанном с внедрением ERP-систем, в сфере видеоконференцсвязи и ряде более специализированных информационных решений.
 
Можно ли сказать, что для вас какой-то сегмент клиентов сейчас является приоритетным? И какие компании принадлежат к числу клиентов «Энвижн Груп»?
Мы не разделяем наших клиентов на приоритетных и «не очень». Более того, поскольку наша компания еще относительно молодая (в 2006 году нам исполнилось пять лет), для нас очень важно выдерживать высокие нормы качества выполнения проектов, которые мы считаем одним из своих конкурентных преимуществ. Отмечу лишь, что в настоящее время компания практически не присутствует на рынке малого и среднего бизнеса и только этот сегмент пока не является для нас приоритетным. За последнее время среди наших крупнейших клиентов появились такие компании и организации, как Сбербанк РФ, Правительство Москвы, ФТС РФ, «Ростелеком», «Северо-Западный Телеком», «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», Российский фонд федерального имущества, «Лукойл», банк «Траст», РЖД, «Русал», «Мечел», «Северсталь».
 
Одно из направлений деятельности вашей компании — работа центра компетенции. Могли бы вы рассказать об истории его создания и текущих функциях?
Наш центр компетенции включает несколько лабораторий: по телекоммуникациям, системам документооборота и управления предприятием, системам хранения и видеоконференцсвязи. Его особенность в том, что он создан только за счет средств «Энвижн Груп», в отличие от многочисленных центров, организованных совместно с компаниями-производителями. Центр компетенции сформирован, чтобы помочь нашим заказчикам заблаговременно протестировать различные технологические решения и тем самым обеспечить эффективность своих инвестиций в информационные технологии. Центр предоставляет для этого все необходимые ресурсы, инструменты, техническую поддержку, команду высококвалифицированных специалистов и консультантов — все, что необходимо для испытаний и настройки решений. Отмечу, что лаборатории центра сегодня реально используются. Так, совсем недавно здесь проводилось тестирование оборудования для создания мощной телекоммуникационной сети масштаба региона.
 
Какими результатами для вашей компании завершился 2006 год?
Завершившийся год был для «Энвижн Груп» удачным, мы поставили перед собой очень амбициозные планы и выполнили их. По предварительным данным, мы сохранили темпы роста компании (увеличение дохода более чем на 70% по сравнению с 2005 годом), которые были заметно выше средних показателей по рынку в целом. В 2005-м мы открыли свое первое представительство в Алма-Ате (Казахстан), что стало для нас необходимым в связи со значительным ростом бизнеса в этой стране. Мы вышли на новые для нас рынки, как отраслевые, так и географические. Компания открыла несколько новых технологических направлений, уже сейчас полностью оправдавших инвестиции и приносящих существенный доход. Кроме того, за год компания выросла практически вдвое по численности.
 
Вы пришли в компанию в 2003 году. Какие ориентиры и задачи были у «Энвижн Груп» тогда и каковы они сейчас?
В 2003 году компания была очень молодая, с хорошей и профессиональной командой. Перед ней стояла задача сделать качественный рывок, а у меня была проработанная идея как это сделать, я четко знал, с кем буду работать, как избежать возможных ошибок. Все сошлось: мы одинаково с остальными руководителями компании понимали, как развивать »Энвижн Груп», были готовы рисковать и знали, что коллектив нас поддержит. Фактически, в то время начался новый этап в моей карьере.
Мы сконцентрировали усилия на телекоммуникационном направлении и нескольких других ключевых рынках, поставили своей целью раньше конкурентов приобретать компетенции, необходимые для создания решений для этих рынков. И данная система позволила нам добиться успеха.
 
Одна из важных групп ваших клиентов — компании государственного сектора. Как вы сейчас оцениваете уровень информатизации в этом секторе и насколько государственная политика влияет на информатизацию сектора в целом?
Государство всегда было крупнейшим заказчиком для IT-отрасли, и сегодня необходимо отметить серьезный рост инвестиций в IT на всех уровнях. Причин этому несколько: серьезное внимание государственных структур и правительства к отрасли, общий рост экономики России, обусловленный в первую очередь существующей ситуацией на рынке нефтепродуктов. Этот рост продолжается уже несколько лет и весьма положительно влияет на российский информационный рынок — практически все основные игроки отмечают увеличение своего бизнеса. Уровень информатизации здесь очень неравномерен. Притом что центральные органы власти сегодня ведут последовательную и достаточно разумную политику в создании информационной инфраструктуры и внедрении информационных систем, на более низких уровнях все еще только начинается, особенно в регионах. Но важно то, что сегодня российское правительство, наконец, обратило пристальное внимание на эту проблему и осознало значение повсеместного внедрения информационных технологий, а главное, начало действовать в верном направлении. Упомянем хотя бы, ряд национальных проектов, в рамках которых предполагается масштабная информатизация, создание специализированного инвестиционного фонда, начало деятельности по созданию IT-технопарков.
 
Можно сказать, что государство заинтересовано во внедрении современных технологий?
Разумеется, и мы это чувствуем. Наше государство осознало, что IT-отрасль потенциально может давать существенный вклад в ВВП, что, поддерживая нас, а также другие высокотехнологичные отрасли, Россия, наконец, сможет развиваться не только за счет продажи полезных ископаемых. На сегодняшний день объем инвестиций в информационную отрасль со стороны только бизнеса не способен осуществить прорыв по всей стране на нужную «глубину». Это под силу только государству. И государство это начинает осознавать, хотя, по моему мнению, и не до конца — объем инвестиций все еще недостаточен.
 
В любом проекте по внедрению есть две составляющие — составляющая услуг, или интеллектуальная, и составляющая стоимости оборудования. Насколько сегодня меняется соотношение этих составляющих?
Собственно, и сейчас поставка и инсталляция оборудования составляет большую часть оборота практически всех интеграторов. В целом по рынку доля от проектов, связанных с поставками оборудования, в обороте интеграторов достигает приблизительно 70%. Правда, ситуация меняется, но не очень быстро. Я не могу говорить вообще о рынке, компании-потребители IT-услуг очень сильно отличаются по размеру, по зрелости в отношении к информационным технологиям, по опыту управленческого персонала. Что касается заказчиков «Энвижн Груп», которые относятся в основном к крупным организациям, доля консалтинговой составляющей в наших проектах увеличилась в 2006 году примерно на 30% или несколько больше.
 
В чем вы видите особенности рынка консалтинга и как развивается это направление в вашей компании?
В ближайшие несколько лет российский рынок IT-консалтинга будет стабильно развиваться. Это обусловлено как общим ростом рынка, так и продолжающимся увеличением доли масштабных и сложных проектов, появлением новых сложных технологий и систем. Уже сейчас просматривается тенденция переноса акцента автоматизации предприятий с финансово-экономического блока на бизнес-подразделения, соответственно, будет меняться структура предложений IT-услуг и, в первую очередь, IT-консалтинга.
Все более востребованным становится консалтинг в области информационной безопасности, управления масштабными информационными системами, создания крупных и распределенных хранилищ данных. Проектов, связанных с консалтингом, в нашей компании в последнее время было немало, рост объема данного бизнеса в «Энвижн Груп» весьма ощутимый. Одна из причин такова: в настоящее время многие наши заказчики, наконец, осознали, что платить можно и нужно не только за «осязаемые» вещи, такие как компьютерное оборудование или сети, но и за знание того, как заставить все это работать наиболее эффективным образом и реально приносить пользу бизнесу. Тем более что ряд сложных технологий, которые внедряет «Энвижн Груп», совершенно новые для нашего рынка.
 
Ваши планы и задачи на 2007 год?
Планов много, задачи перед компанией стоят сложные. Мы намерены сохранить те темпы роста нашего бизнеса, которые поддерживаем в течение двух последних лет. Естественно, это очень непростая задача, но нас поддерживает коллектив компании, та амбициозная, в хорошем смысле, команда профессионалов, чьими усилиями мы и добились результатов, которыми сегодня гордимся. В 2007 году мы планируем дальнейшую экспансию в те отрасли, где мы еще, по нашему мнению, не достаточно масштабно представлены. Наступивший год пройдет «под флагом» значительного регионального развития, в наших планах открытие нескольких региональных офисов. Уже сегодня мы рассматриваем новые технологические направления, которые хотим представить нашим заказчикам в 2007 году. Основная цель остается прежней — быть лидером отрасли и иметь самую профессиональную команду на рынке.