Распечатать

ИТОГИ, № 45, 2007

Объединяй и властвуй!

8 ноября 2007

Объединяй и властвуй!

Унифицированные коммуникации выходят на корпоративные рынки западных стран. А что в России?

Первые упоминания об унифицированных коммуникациях (Unified Communications, UC) появились более десяти лет назад - это стало логичным следствием интеграции Интернета и традиционных средств связи. Ранние системы UC эксплуатировали базовое свойство технологий передачи голоса по Интернету - более дешевые телефонные соединения по сравнению с привычными телефонными линиями. Сегодняшние унифицированные коммуникации - это следующий этап развития: связь с сотрудником осуществляется через любое доступное ему устройство или приложение с помощью единого интерфейса. Стандартный набор унифицированных коммуникаций включает IP-телефонию, VoIP, e-mail, голосовую почту, аудио- и веб-конференции, обмен мгновенными сообщениями и функцию индикации присутствия.

В разных странах мира началось внедрение систем UC в корпоративном секторе. Компания Cisco оценивает объем этого рынка к 2010 году на уровне 35 миллиардов долларов. На долю этого перспективного рынка рассчитывают компании с самыми различными "корнями": поставщики телекоммуникационного оборудования и ПО (Nortel, Alcatel-Lucent, Siemens, Avaya), сетевой инфраструктуры (Cisco), а также поставщики программных решений - компании IBM и Microsoft. Последняя недавно объявила о выходе на российский рынок ее решения "объединенных коммуникаций". "Родовые признаки" поставщиков сказываются на особенностях реализации проектов UC: в решениях Cisco "интеллект" UC тесно связан с Интернетом, у IBM и Microsoft - с клиентскими рабочими местами.

Пути практической реализации UC каждого поставщика различные. Главная ось дифференциации проходит как раз через механизм объединения различных технологий. Так, ряд поставщиков, в частности IBM, Cisco, Alcatel-Lucent, строго ориентируются на открытые стандарты и партнерские отношения с производителями профессиональных решений по каждому направлению. Microsoft традиционно предлагает готовое решение на базе собственной платформы, но создает специальные условия для разработчиков приложений на этой платформе. Компания также взаимодействует с другими поставщиками, например, в части внедрения своего клиентского ПО унифицированных коммуникаций Microsoft Office Communications Server 2007 в мобильные терминалы, IP-телефоны, смартфоны, КПК и т. д. Конкуренция предложений на этом рынке настолько велика, что поставщики уже предлагают покупателям UC бонусы в виде бесплатного ПО. А компания IBM уже работает над расширением инфраструктуры UC за счет приложений для работы в социальных сетях.

Как реагирует на обилие разнообразных предложений рынок? Первыми на них откликнулись компании, для бизнеса которых важна оперативность соединения клиента с нужным специалистом, например call-центры торговых компаний. Этот тип деятельности даже получил особое название Just-In-Time-Fetch-The-Expert ("отлови эксперта, когда понадобится"). В таких ситуациях можно прогнозировать рост объемов продаж за счет внедрения UC. Остальным придется подходить к этой задаче как к проекту интеграции, ведь речь идет именно об объединении всех существующих средств корпоративных коммуникаций наиболее удобным способом. Интеграторские компании должны убедить клиента в пользе внедрения UC, а затем предложить стратегию долговременного развития системы от базовой функциональности, очевидной сегодня, до объединения с бизнес-приложениями в будущем.

Что сдерживает продвижение унифицированных коммуникаций в России?


Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании КРОК

Часто за решение задач телефонии и информационные системы компании отвечают различные подразделения, у которых нет опыта работы друг с другом в совместных проектах. Важна позиция руководства, понимание, какую пользу бизнесу может принести такой проект.

Александр Гольцов, технический директор "Энвижн Груп"

Существующая, привычная и отработанная инфраструктура, полностью удовлетворяющая заказчика на данный момент. Для внедрения UC необходимы налаженная техническая поддержка, уверенность в предлагаемом решении и высокая степень доверия к поставщику. А интерес к системам UC проявляют компании различного масштаба.



Павел Теплов, менеджер по развитию бизнеса компании Cisco

Корпоративные клиенты пока не осведомлены, что UC - это как раз то, что им нужно: можно не просто быстро дозвониться на любое устройство, но и управлять соединениями, поддерживать нужное качество и надежность связи. Конкуренция усиливается, значит, будет активизироваться маркетинговая составляющая.