Распечатать

К средствам добавилась цель

Информационно-аналитическийпортал«Профиль», 8.10.2012 - Государство остается главным потребителем ИТ-услуг в стране

8 октября 2012

Информационно-аналитический портал«Профиль», 8.10.2012

Государство остается главным потребителем ИТ-услуг в стране

Отношение российских госучреждений к ИТ меняется. Если раньше все ограничивалось простой заменой компьютеров, серверов и телефонных станций, то теперь ведомствам требуются целостные решения: оборудование плюс программное обеспечение и обслуживание.

На протяжении последних нескольких лет государство в лице федеральных, региональных и муниципальных структур остается главным потребителем ИТ-услуг в стране. Федеральную программу «Электронная Россия» сменила новая правительственная инициатива «Информационное общество», рассчитанная на десятилетний период. И несмотря на то, что сроки реализации системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) приходилось неоднократно переносить, сейчас к ней уже подключены все федеральные ведомства. Подавляющее большинство регионов уже имеет собственные системы межведомственного электронного взаимодействия, подключенные к единой СМЭВ, действуют региональные порталы, значительная доля услуг переведена в электронный вид. Регионы приступают к стадии активного внедрения и эксплуатации данных систем, реализации процессов межведомственного взаимодействия, однако вследствие недостаточной проработки организационных вопросов процедуры отладки и настройки оказываются более сложными и трудоемкими, чем предполагалось.

«В конце 2011-го — начале 2012 года были сформулированы задачи по комплексному обеспечению межведомственного взаимодействия, определен перечень сведений, представляемых региональными органами власти в адрес федеральных и наоборот, а также начался процесс формализованного описания соответствующих стандартов взаимодействия, — рассказывает руководитель направления целевых программ департамента по работе с госсектором компании «ФОРС» Андрей Бурин. — Причем упор делался на услуги федерального и регионального уровней, муниципалитеты же оказались не готовы. И если на федеральном уровне уже сейчас можно получить госуслуги полного цикла, например оформить загранпаспорт, то в регионах, даже когда услуга формально есть, воспользоваться ею часто бывает невозможно».

«Процесс информатизации пока идет довольно медленно, хотя позитивная динамика, безусловно, есть, — считает технический директор дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп» Тимур Алиев. — Возможно, это связано с тем, что изменился подход к согласованию ИТ-бюджетов ОГВ. Теперь государственные структуры должны представить критерии эффективности вложения средств. То есть не просто разработать программу информатизации, а доказать, что она нужна, будет выполнена за такой-то срок и приведет к таким-то конкретным результатам. И далее, до принятия решения, каждое обоснование проекта или программы оценивается экспертами». Такой подход, по его мнению, должен повысить эффективность информатизации. «Если раньше в рамках целевых программ средства выделялись на обновление ИТ-парка: создание современных сетей, закупку серверов, ПО, телефонии и т.д., то сегодня этот процесс уже завершен, и основной целью программ информатизации является повышение эффективности работы ОГВ за счет рационального использования созданной инфраструктуры», — уверен эксперт.

Таким образом, происходит новый виток информатизации государственных органов, когда решение о финансировании проекта происходит одновременно с разработкой критериев эффективности от его реализации. Для интеграторов же это означает, что просто поставить оборудование государственному заказчику уже недостаточно. Должна повыситься эффективность деятельности госучреждения, а для этого нужен комплексный подход к реализации проектов: от аудита существующей инфраструктуры и разработки концепции по оптимизации ее функционирования до сервисной поддержки.

«Госсектор крайне неоднороден с точки зрения решаемых ИТ-задач, а также выделяемых на автоматизацию бюджетов, — продолжает тему начальник отдела внедрения и развития государственных информационных систем компании «СИТРОНИКС Информационные технологии» (Россия) Линара Гафитаттулина. — Изменения идут во всех министерствах и ведомствах, но с разной интенсивностью и охватом автоматизируемых функций». Что касается динамики развития ИТ в целом, сейчас, по ее мнению, наметилась стабильная тенденция стандартизации и унификации бизнес-приложений и ИТ-систем, используемых как в различных подразделениях в пределах одной организации, так и в различных госорганах в масштабе отдельно взятых регионов и даже всей страны.

Как отмечает генеральный директор представительства Fujitsu в России и СНГ Виталий Фридлянд, «сама динамика определяется как состоянием российской экономики, так и пониманием, что без ИТ, без создания общей информационно-коммуникационной среды в системе «гражданин—государство» дальнейшее развитие страны невозможно». И 2012 год, по его словам, весьма показателен в этом отношении.

«За этот год ситуация значительно улучшилась по сравнению с кризисным периодом, когда сокращение финансирования ИТ достигало 30—40%, проекты замораживались или сворачивались, — рассказывает Андрей Бурин. — Зато сейчас мы наблюдаем оживление активности и тенденцию к устойчивому росту». Эксперт объясняет это двумя факторами. Первый, по его словам, состоит в том, что во многих ведомствах назрела задача модернизации ИТ-инфраструктуры, так как долгое время она откладывалась по причине кризиса, а сейчас для таких проектов начали выделяться средства.

Второй фактор — еще более мощный и состоит в целенаправленном переходе государства к электронному правительству. О том, что госсектор в настоящее время является одним из самых активных в сфере ИТ-технологий, говорили все опрошенные «Профилем» игроки рынка. По словам вице-президента по развитию и инновациям группы компаний «ЛАНИТ» Степана Масленникова, сейчас уделяется много внимания ИТ в образовании и медицине. «Один из самых заметных трендов — это то, что многие проекты в госсекторе направлены на конечного пользователя, и их результаты, что называется, можно увидеть своими глазами, использовать в повседневной жизни», — добавляет он. К таковым эксперт, например, относит портал государственных и муниципальных закупок, портал госуслуг, единую медицинскую информационно-аналитическую систему. Степан Масленников уверен, что перечень электронных госуслуг будет расширяться и дальше. Причем этот процесс будет происходить в направлении не только автоматизации, но и упрощения самих процедур.

Свое мнение на этот счет есть и у Тимура Алиева: «Я думаю, что лидером является Минкомсвязи, которое всегда было активным в сфере ИТ. Минздрав тоже в числе передовых ведомств: в этом году заканчивается программа модернизации здравоохранения, где информатизация играет важную роль. В принципе у всех крупных ведомств есть планы по информатизации на ближайшие несколько лет или они разрабатываются».

Эксперты считают, что слухи о чрезвычайном консерватизме госсектора в вопросах внедрения новых технологий сильно преувеличены. «Да, госзаказчик сложен, требователен и нередко ставит перед интегратором настолько специфические, нерядовые задачи, что решить их может только действительно опытная команда, обладающая профильными компетенциями и глубокой экспертизой, — рассказывает Линара Гафитаттулина. — Описать преимущества изменений после внедрения автоматизированных систем в той или иной госорганизации не так сложно. Гораздо сложнее выполнить поставленную задачу, ведь «лучших практик» в этом случае, как правило, нет». При этом успешно внедренная автоматизированная информационная система, по ее словам, позволяет повысить производительность труда сотрудников, их эффективность, сократить время на выполнение производственных задач, упорядочить, регламентировать автоматизируемую область деятельности государственной организации.

«В последние годы ситуация в госсекторе серьезно изменилась: он стал более открытым для инноваций, — подчеркивает Степан Масленников. — В качестве примера можно привести облачные технологии, новые телекоммуникационные стандарты. Большинство государственных заказчиков действительно заинтересовано во внедрении эффективных решений и готово выбирать инновационные технологии, чтобы добиться реального результата».

При этом упомянутые выше облачные технологии все еще вызывают множество вопросов у заказчиков. «В первую очередь их волнует проблема защиты информации в «облаке», — объясняет Тимур Алиев. — Интуитивно кажется, что если сервер будет расположен в собственном помещении, то будет гораздо больше контроля над доступом к информации, которая на нем хранится, но очень немногие организации обеспечивают полномасштабную защиту информации в собственных информационных системах, большинство предпочитает на этом экономить».

Другой проблемой при создания собственных ЦОДов, которую многие государственные заказчики недооценивают, являются, по словам эксперта, эксплуатационные издержки. Ведь они включают не только оплату счетов за электричество, но и содержание высокооплачиваемых специалистов, которые необходимы для выявления и устранения неисправностей и сбоев. Только немногие крупные организации могут себе позволить создание и содержание эффективных ЦОДов, и еще меньше тех, кто умеет это делать экономически эффективно. В их числе, например, операторы связи, которые могут удовлетворить нужды в вычислительных мощностях из «облака» для большинства государственных заказчиков с необходимым уровнем информационной безопасности. Таким образом, по мнению Тимура Алиева, происходит смена парадигмы, которая в ближайшее время и будет двигателем спроса на ИТ-услуги в госсекторе.

Какие же технологические решения и услуги будут востребованы госсектором в ближайшие годы? Линара Гафитаттулина прогнозирует рост спроса на автоматизацию услуг, предоставляемых населению в самых различных сферах жизнедеятельности — медицине, ЖКХ, на транспорте и т.д. Будут востребованы работы по созданию сложных, целостных решений, их дальнейшему совершенствованию и интеллектуализации в рамках отдельно взятых государственных структур, а также взаимной интеграции информационных систем, используемых в различных государственных организациях. Важной тенденцией станет и создание распределенных информационных систем, функции которых будут использовать наряду с сотрудниками центральных аппаратов организаций сотрудники их региональных представительств.

Топ-менеджер Fujitsu Виталий Фридлянд считает, что больше всего госсектором будут востребованы такие решения и услуги, как защита информации; анализ неструктурированной информации и оптимальный документооборот; динамическая архивация данных; защищенные частные облачные среды с доверенными интерфейсами пользователей; оптимизация миграционных процессов при переходе от старых приложений к более новым; динамические программно-аппаратные платформы для анализа больших потоков данных для разведки, безопасности и экономического прогнозирования.

Андрей Бурин делает ставку на облачные технологии, позволяющие существенно сократить расходы на поддержание ИТ-инфраструктуры и одновременно обеспечить обработку огромных массивов информации. Поэтому он ожидает роста спроса на соответствующие инфраструктурные решения — мощные интегрированные программно-аппаратные комплексы нового поколения. Следует отметить: несмотря на то, что многие субъекты РФ пользуются типовыми решениями для создания инфраструктуры региональных сегментов электронного правительства, это никак не снижает спроса на информационные системы, автоматизирующие отдельные функции учреждений и ведомств в регионах. Обе эти тенденции развиваются одновременно на двух разных уровнях, взаимно дополняя и усиливая друг друга. К примеру, если начинали с внедрения простых систем электронного документооборота, то сегодня уже требуется принципиально иной класс систем для поддержки принятия решений — BPM, BI, ECM. «Поэтому трудно выделить что-либо одно — сейчас востребованы все виды решений, поскольку каждое нацелено на специфический вид задач. Лавинообразный спрос на ИТ в регионах — это уже реальность», — резюмирует Андрей Бурин.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Александр Мартынов, директор дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп»: «Если говорить о технологиях, которые будут востребованы госсектором в ближайшие годы, то популярностью будут пользоваться в первую очередь облачные вычисления. Например, «Ростелеком» вкладывает средства в создание ЦОДов и организацию инфраструктуры, а также разрабатывает различные сервисы — для учебных и медицинских учреждений, для МЧС и т.д. (Кстати, «Энвижн Груп» участвует в некоторых этих проектах, в частности, в создании «Системы 112».) Государственным структурам удобно и выгодно пользоваться уже существующей инфраструктурой и готовыми сервисами. К сожалению, такое взаимодействие частных и государственных структур пока недостаточно проработано на уровне законодательства. В договорах нужно учитывать интересы и риски обеих сторон. Например, исполнитель рассчитывает окупаемость на определенный период, и заказчик должен платить штраф, если досрочно отказывается от предоставляемых услуг. С другой стороны, иногда необходимо построить инфраструктуру «на месте», чтобы удовлетворить интересы разных пользователей или заложить фундамент будущего развития региона. Так, например, для Центра информационных технологий республики Татарстан мы недавно завершили ИКТ-оснащение технопарка в Набережных Челнах и продолжаем работу над технологическим комплексом Универсиады-2013 в Казани. Также в сентябре мы запустили автоматизированную систему в Новосибирском областном онкологическом диспансере — это пилотный проект в рамках программы Министерства здравоохранения РФ по созданию ЕМИС. Еще один явный технологический тренд — бум мобильных устройств. Адаптация и развитие сервисов для них сейчас считается на западе одной из главных задач. По мощности планшеты и смартфоны пока уступают традиционным компьютерам, но у них есть весомое преимущество — удобство для пользователей. Человек может уехать куда угодно и при этом оставаться на связи и иметь доступ ко всем необходимым сервисам. Что касается услуг, то сейчас многие компании делают акцент на обработке «больших данных». Поэтому вендоры изменяют подход: вместе с «железом» они предлагают услуги специалистов, так называемых data scientist, задача которых — понять, как извлечь дополнительную ценность из имеющихся данных, как с их помощью улучшить деятельность организации».

Ишхан Казинян, заместитель генерального директора «SAP СНГ»: «Информатизация в России быстро идет вперед, и самое главное — мы перестали оглядываться в этом вопросе на советское прошлое. Анализируя наш опыт, можно сказать: автоматизация госсектора сегодня не просто модная тема, а осознанная необходимость. Решения SAP используют в своей работе самые разные ведомства, сегодня мы видим спрос на федеральном уровне, в региональных администрациях, а также все чаще речь идет о создании «умных городов». У нас много реальных примеров — более 1500 ведомств во всем мире пользуются продуктами SAP. Сам по себе государственный сектор сегодня сталкивается с постоянно возрастающими ожиданиями общества. Очевидно, что необходимо решать не локальные проблемы, а обеспечивать работу всего государства на единой прозрачной и эффективной платформе. В такой ситуации, мы считаем, назрела необходимость переходить к уже отлаженным промышленным решениям из лучших мировых практик, создавая действенную единую платформу для всего государства».

Андрей Бурин, руководитель направления целевых программ департамента по работе с госсектором компании «ФОРС»: «Крупный проект по развитию единого хранилища данных аналитической системы и построению автоматизированной системы аналитической отчетности был реализован нами в ФМС РФ. Другим нашим давним заказчиком является ФТС РФ, где мы осуществили ряд проектов по созданию уникальных информационных систем, обеспечивающих исполнение ключевых функций этого учреждения. Сразу по нескольким направлениям ведутся работы по заказу московского Департамента информационных технологий. Среди них — универсальная электронная карта, комплексная система управления городским хозяйством, общегородская информационно-коммуникационная среда интерактивных сервисов и прочие. В этом году мы объявили о завершении первого этапа проекта по созданию регионального сегмента электронного правительства в Ростовской области. До этого аналогичные проекты были запущены в Архангельске и Петрозаводске. Их объединяет то, что в основе разработанных информационных систем лежит собственное типовое решение «ФОРС», обеспечивающее предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде и отвечающее всем утвержденным стандартам в этой области».