Распечатать

Кабельщик № 1, 2005

Мультисервисные сети и кабельное телевидение: соперники или партнеры?

20 августа 2005

Кабельщик № 1, 2005

Мультисервисные сети и кабельное телевидение: соперники или партнеры?

Мультисервисные сети и кабельные операторыСегодня рынок предоставления контентных услуг через сети связи разного типа в России стоит на пороге значительных изменений. Долгое время развивавшиеся параллельно рынки телекоммуникационных услуг и услуг кабельного телевидения сегодня сливаются, и возникает новые конкурентные отношения между компаниями, которые ранее практически не замечали друг друга.

Повсеместное распространение широкополосного доступа и внедрение мультисервисных сетей, появление новых технологий, приводит к появлению новых, ранее недоступных широким пользователям услуг. И за этот рынок, который пока еще практически пуст, уже сейчас начинается борьба. На рынок выходят мощные телекоммуникационные компании.

Новые тенденции в отрасли связи

То, что происходит сегодня, можно назвать IP-революцией. Новейшие технологии, использующие этот протокол связи, выходят сегодня на первый план, становятся катализатором создания новой телекоммуникационной среды обитания. Роль телекоммуникационной и тесно с ней связанной IT-индустрии начинает меняется, возникает то, что можно назвать коммуникационно-медийной или мультисервисной средой.

Мультимедийные услуги на базе широкополосного доступа – это одно из  наиболее быстро растущих в истории телекоммуникаций направлений, которое по темпам ростам в мире сегодня превышает даже использование мобильных телефонов. Мультисервисная телекоммуникационная среда – это модель бизнеса, построенная на основе широкополосных сетей связи следующего поколения  (Next Generation Networks, NGN), позволяющая предоставлять очень широкий набор услуг и обладающая гибкой возможностью по их созданию, управлению и персонализации.

Появление подобных сетей и связанных с ними услуг меняет буквально все – телевидение становится цифровым, более того - интеллектуальным, персонализированным и интерактивным, телефонная связь сменяется видеотелефонией, заказывать новые кинофильмы, музыку и книги, можно будет не вставая с дивана. Эти же сети позволяют автоматизировать получение информации с любого количества датчиков и счетчиков, установленных в квартирах и домах, подключенные к сети системы охранной сигнализации и контроля позволяют обеспечить безопасность людей. Появление подобных, очень привлекательных для людей и организаций услуг, создает новый и очень емкий рынок в нашей стране, который вберет в себя и существующий сегодня рынок кабельного телевидения.

Начинается создание в России интегрированной развлекательно-коммуникационной среды на базе мультисервисных сетей (МС). И ведущие позиции в ней займут те компании, которые первые поймут, что необходимо не только изменять принцип предоставления услуг, но и объединять три бизнеса – телекоммуникационные услуги, создание новых приложений и предоставления контента.

Возникает совершенно новый интегрированный бизнес и новая бизнес модель, основанная на предоставлении качественных мультисервисных услуг в первую очередь в розницу, для широких кругов населения. При этом для розничного рынка необходимы предложения единого канала для разнообразных услуг, формирования большого числа сегментированных пакетов услуг для покрытия большего рынка и получения максимально возможного дохода.

Новая мультисервисная среда вводит в оборот ряд новых услуг – одни из них более привлекательны для широкого круга пользователей и позволяют достаточно быстро их внедрить, другие – на сегодняшний день являются только перспективными, но позволяют обеспечить взрывной рост дохода в ближайшем будущем.

В список первых, например, входят такие услуги как:

  • Обычное цифровое и интерактивное телевидение.
  • Видео (музыка, книги) по запросу, персональная видеозапись телепередач.
  • IP-телефония, видео-телефония.
  • Интернет.
  • Местные информационные услуги и ряд других.

В список перспективных:

  • Видео-коммерция.
  • Интерактивная реклама.
  • Интерактивные банковские, страховые и туристические услуги.
  • Предоставление эксклюзивного медиа-контента.

Перечислять можно достаточно долго, но стоит еще упомянуть такие направления, как персональное телевидение, игры, создание интерактивных сообществ, которые позволяют, в первую очередь, создавать новое, готовое для потребления таких услуг общество.

Основная проблема, которую уже почувствовали сегодня российские игроки, которые первыми вышли на новый рынок, заключается в том, что создание мультимедийного контента в России сегодня значительно отстает от внедрения технологической инфраструктуры мультисервисных сетей. Дефицит контента скоро станет важнее всего - это решающий фактор для привлечения потребителей информационных услуг. Специализированного и, главное, привлекательного для клиентов контента практически нет.  И без непосредственного вмешательства операторов связи, располагающих значительными инвестиционными средствами, в процесс создания рынка контента может создаться ситуация «провала», потери темпа и серьезных убытков на начальном этапе создания российской мультисервисной среды.

Российские кабельные сети, в том числе и наиболее продвинутые в технологическом смысле, которые сейчас только строятся, также имеют дело с дефицитом контента, что является решающим фактором для привлечения клиентов и является причинной слишком медленного роста этого сектора рынка, в первую очередь, платного телевидения. Дефицит контента – проблема, связанная со многими факторами, в том числе и с российским законодательством по авторским и смежным правам, которое несовершенно и требует приведения его в соответствие с мировыми правовыми нормами.

Встречное движение

На рынке кабельного ТВ необходимость интеграции и предоставления комплексных услуг также всеми признается.  Провайдеры кабельного ТВ понимают, что ключ к решению проблемы рентабельности операторских компаний КТВ (а в ближайшем будущем уже вопрос просто выживания) - интеграция телевидения с другими услугами и, следовательно, переход на новые цифровые технологии. Компаниям надо менять технологии, вкладываться в новое оборудование, менять бизнес-модель оказания услуг.  Надо отчетливо понимать, что время аналогового кабельного ТВ уходит и чтобы остаться на рынке, надо полностью менять оборудование, внедряя технологии, позволяющие поддерживать мультисервисность. И именно это является непременным условием привлечения инвесторов к сетям КТВ. Это очень сложно, требует значительных инвестиций, и, судя по всему, не все операторы кабельного ТВ это переживут. Как и на других быстро развивающихся рынках грядет время слияний, поглощений и исчезновения слабых игроков.

Все идет к тому, что вся разница между существующими игроками (провайдерами КТВ) и поставщиками услуг через МС будет только в среде доставки контента – одни используют DSL или Ethernet, другие существующие кабельные сети. Судя по всему, альтернативы интегрированным услугам нет, а перспективы очень большие. Например, в США уже сегодня рекламируется до 70 разного рода услуг в мультисервисных сетях, многие из которых даже сегодня кажутся фантастическими.

Бизнес-модель, которая более привычна для операторов связи, строящих МС, и к которой многие из них склоняются, заключается в концентрации только на телекоммуникационных сервисах, т.е. предоставлении клиентам широкополосных каналов (голос, данные, видео) в пакете с IP-телефонией и конвергентными услугами для мобильных операторов. Либо, как дополнительная услуга, агрегирование контента и трансляция его конечным потребителям, которыми являются, в частности, провайдеры КТВ.  И в этом шанс для последних, позволяющий вписаться в цепочку, занимаясь бизнесом более привычным для них, чем для традиционных операторов связи, которые с трудом перестраиваются, дополняя стандартные голосовые услуги новыми сервисами.

По мнению многих аналитиков, такой подход может стать даже более подходящим для операторов бизнесом, позволяя им избежать многочисленных рисков, но, правда, лишая при этом себя значительной доли дохода. Основной довод, который приводится в защиту такой позиции, заключается в том, что телекоммуникации сегодня значительно более крупный бизнес, чем продажа контента, и еще долго будет оставаться таким.

В частности, такой схемой предполагает руководствоваться один из активных игроков рынка мультисервисных сетей – ФГУП РТРC, который планирует выстраивание новой производственной цепочки, где сама компания играет роль «контент-провайдера операторов КТВ», используя для транспортировки сигнала свои и арендованные каналы во всех крупных городах России. Транспортная сеть обеспечит доставку агрегированного в РТРС контента из Москвы в регионы, из регионов в центр, из одного региона в другой. Опыт работы операторов КТВ будет востребован в новой технологической цепочке, над которой сегодня работают в РТРС.

Ключевые факторы успеха

Аналитические исследования, проводимые «Энвижн Груп», публикуемые на Западе материалы исследовательских агентств, позволяют выделить ряд ключевых факторов, которые могут оказать определяющее влияние на успех или поражение провайдеров новых мультисервисных услуг.

Вопросы создания и управления контентом станут самым важным фактором, определяющих жизнеспособность тех или иных решений для МС или многоканальных кабельных сетей. Спрос на такой товар — величина непостоянная, капризная и малопредсказуемая. При этом, чтобы создавать настолько привлекательный контент, что потребитель заплатит столько, чтобы окупились затраты на создание и эксплуатацию современных мультисервисных сетей, необходимо создавать целую индустрию и приведения нашего законодательства в соответствие с мировым.

Еще одна задача – управление сетями. В сети сразу появится огромное количество разнородного трафика, который необходимо учитывать раздельно, не допуская при этом перегрузок сети. Мультимедийный трафик будет крайне привлекателен для «пиратов», а потому придется задействовать системы безопасности и контроля сети, системы условного и персонализированного доступа, системы учета отложенных по времени услуг. При игнорировании этих вопросов провайдеры столкнутся с серьезными трудностями, сопровождающимися критичными для этого бизнеса сбоями и серьезными финансовыми потерями. Чтобы предоставлять новые услуги, обеспечивать их необходимое качество, правильно их учитывать, очень важно, чтобы биллинговая система могла принимать все необходимые данные, вне зависимости от используемой технологии и типа оборудования. И именно поэтому сегодня появился реальный спрос на системы управления и мониторинга телекоммуникационными сетями (Operations Support Systems, системы поддержки операций), которые позволяют решать подобные проблемы, обеспечить объективную тарификацию всех видов услуг биллинговой системой. Согласно данным аналитического агентства IDC, внедрение OSS-систем уменьшаtт потери только от простоя (т.е. доход сети) на 64\% и очень серьезно влияет на стабильность работы биллинга.

Сегодня на российском рынке OSS есть несколько системных интеграторов, внедряющих подобные системы, при этом наиболее широкая линейка таких решений представлена у «Энвижн Груп». Это и автоматический контроль и мониторинг сетей, управление событиями и сбоями, обнаружение новых устройств и сервисов в них, предсказание конфликтов в сети и контроль безопасности.

В сущности, подобные системы являются одним из ключевых элементов обеспечения непрерывности бизнеса операторов МС и, в первую очередь, обеспечения непрерывности предоставления сервиса абонентам. Автоматизация управления современными, состоящими из большого числа элементов, сетями дает возможность операторам сконцентрироваться  на действительно важных событиях за счет резкого сокращения объема поступающей информации, тем самым упрощая общую структуру системы поддержки бизнеса.

Третье – это правильность выбора модели бизнеса, подробный анализ потенциальной клиентской базы и энергичная маркетинговая политика. В Европе мы уже были свидетелями «безвременной смерти» нескольких игроков этого рынка, произошедшей из-за неправильного расчета своих действий на рынке и ценовой политики. Рынок мультисервиса для наших потребителей новый и только точное попадание в десятку – интересный и оригинальный контент в комплекте с привлекательными услугами по доступной для большей части людей цене – позволит создать бизнес, который сможет окупить очень серьезные затраты на создание и эксплуатацию современных мультисервисных сетей.

Сергей Головин, заместитель генерального директора "Энвижн Груп" по маркетингу