Распечатать

Как мышам стать ежиками

Александр Гольцов, заместитель генерального директора — технический директор «Энвижн Груп» выступил в журнале «Компания»

15 марта 2010

На что рассчитывают компании, когда нанимают IT-консультантов? Какую конкретную пользу могут принести такие специалисты? Как меняется этот рынок и можно ли на нем заработать? Об этом рассказывают сами поставщики услуг IT-консалтинга.

Про консультантов существует множество анекдотов. Самый известный из них — про сову, которая после долгих размышлений посоветовала мышам стать ежиками и тем самым решить все свои проблемы с нападениями хищников, холодной и скудной на пропитание зимой и пр. В целом этот народный фольклор отражает отношение бизнеса к услугам консалтинга. Но понемногу тренды начинают меняться. В частности, это заметно в области информационных технологий, что привлекает на рынок новых игроков.

Устойчивый тренд

Компания Fujitsu до недавнего времени не слишком много внимания уделяла направлению IT-консалтинга. Соответственно, в России такие услуги составляли лишь небольшую долю в общем объеме выручки. По словам Анатолия Третьякова, менеджера по разработке IT-решений и услуг Fujitsu, для реализации сложных проектов российское подразделение часто привлекало своих зарубежных коллег. Сейчас политика другая. «На текущий момент наш корпоративный портфель услуг претерпел существенные изменения, и мы готовы предложить услуги по всем описанным выше направлениям. Значимую роль в подобном позиционировании на рынке сыграла наша недавняя интеграция с Fujitsu Services», — рассказывает Третьяков. В компании уверены, что спрос на подобные услуги будет расти, так как постоянно развивается производство и усиливается конкуренция во многих отраслях. Кроме того, набирает популярность аутсорсинг во всех его проявлениях. По словам Третьякова, IT-консалтинг является неотъемлемой частью правильной организации подобных услуг.

В IBM этот тренд заметили раньше, поэтому уже сейчас компания активно предоставляет услуги IT-консалтинга. Александр Гришин, руководитель направления «IТ-стратегия и архитектура» в IBM Global Technology Services в России и СНГ, говорит, что в 2009 г. доля IT-услуг в глобальном доходе IBM до вычета налогов составила 42%. Гришин согласен с предыдущим спикером: «Для нас очевидно, что спрос на IT-консалтинг будет расти. Это вызвано, во-первых, глобальными тенденциями развития рынка. Если мы посмотрим на развитые страны, то доля IT-услуг в целом (включая IT-консалтинг) там выше, чем доля оборудования и программного обеспечения. Соответствующие тренды мы видели и у нас в предкризисные годы, когда объем рынка IT-консалтинга в России рос, по различным оценкам, на 20 — 25% в год, опережая другие секторы IT-рынка. Кроме того, рост этого сегмента IT-услуг обусловлен объективными потребностями заказчиков в повышении эффективности и управляемости IT».

Павел Залецкий, директор сервисного центра компании «Микротест», выделяет следующие направления IT-консалтинга, которые находят своих потребителей в России: разработка IT-стратегии компании; разработка стратегии сорсинга (что целесообразно отдать на аутсорсинг, а что — делать своими силами); консалтинг по внедрению бизнес-приложений; аудит и консалтинг в сфере информационной безопасности (ИБ); консалтинг по внедрению систем управления и процессов в IT; технологический консалтинг; консалтинг для операторов связи.

По словам Залецкого, наиболее востребованными в последний год были в первую очередь услуги по разработке стратегии сорсинга, так как компании активно продолжают искать пути сокращения расходов. Также актуальны проекты в области ИБ в связи с вступлением в силу нового закона о защите персональных данных. Кроме того, растет интерес к консалтингу по построению IT-процессов. Технологический консалтинг, направленный на снижение затрат при внедрении новых систем, по-прежнему пользуется большим спросом.

«Для операторов связи телекоммуникационные технологии являются основным инструментом бизнеса, поэтому они заинтересованы в консалтинге, позволяющем оптимизировать расходы и увеличить отдачу от инвестиций в краткосрочной и среднесрочной перспективе», — добавляет представитель «Микротеста». Однако Анатолий Третьяков предлагает другую классификацию подобных услуг — по направлениям. Первое касается построения, обновления и использования IT-инфраструктуры. Основная задача в этом случае — получение большей отдачи от инфраструктуры, снижение совокупных затрат на владение и управление ею. Второе направление — оптимизация работы с приложениями, в результате которой происходит упрощение, автоматизация и в конечном счете снижение числа ошибок и повышение качества и эффективности деятельности пользователей. Третье направление — реорганизация основных бизнес-процессов заказчика путем использования положительно зарекомендовавших себя подходов в этой области. «Сложно выделить наиболее востребованные виды IT-консалтинга. В большинстве случаев это комплексные проекты, затрагивающие все перечисленные выше направления, — добавляет Третьяков. — В основном это связано с возможностями оптимизации бизнес-процессов на базе специализированных приложений и информационных систем, что накладывает также свои требования к IT-инфраструктуре, выступающей в качестве основы для этих систем».

Без экспериментов

Опыт IBM показывает, что в России наиболее востребованы традиционные услуги и типовые виды IT-консалтинга: разработка IT-стратегии, проведение IT-аудитов (как по IT в целом, так и по отдельным направлениям, например, аудит инфраструктуры, аудит информационной безопасности, аудит IT-процессов и т. п.). Востребованность подобных услуг, по мнению Гришина, обусловлена тем, что это регулярные мероприятия, которые необходимо периодически проводить большинству компаний хотя бы раз в 3 — 5 лет. Кроме того, необходимость разработки IT-стратегии или оценки текущего состояния IT (часто называемой аудитом) возникает при смене руководства IT-службы или компании в целом, что часто ведет к переоценке приоритетов бизнеса и, соответственно, приоритетов IT. Еще одна актуальная сейчас область IT-консалтинга, по наблюдениям IBM, — консалтинг в области управления IT-услугами (или сервис-менеджмента), в рамках которого рассматриваются такие темы, как модель предоставления IT-услуг (инсорсинг/аутсорсинг), IT-процессы, организационная структура IT-службы, взаимоотношения IT и бизнеса, квалификация и эффективность работы IT-персонала и т. д. В связи с необходимостью сокращать расходы, повышать эффективность IT в последнее время популярность стал набирать и консалтинг по оптимизации IT.

«Актуальность сервис-менеджмента и IT-оптимизации на нашем рынке связана с тем, что многие компании после значительных инвестиций в высокотехнологичное оборудование, информационные системы, центры обработки данных (ЦОД) столкнулись с проблемой недостаточной эффективности и быстроты отдачи от этих вложений. В этой ситуации и у бизнеса, и у IT-руководства возникает понимание, что на основе купленных IT-систем и инфраструктуры необходимо строить грамотную систему управления, которая позволит оптимизировать IT с точки зрения затрат и предоставляемых бизнесу выгод. Образно говоря, необходимо управлять IT как бизнесом», — объясняет представитель IBM.

Экономное IT

Услуги IT-консалтинга используют в основном для снижения затрат и получения конкурентного преимущества. Александр Гришин объясняет, что по своей сути IT-консалтинг не приносит прямого дохода бизнесу, но помогает найти такие решения, которые будут поддерживать важнейшие бизнес-инициативы, обеспечивать достижение тех или иных целей, повышать эффективность бизнес-процессов и качество работы пользователей. Основные эффекты IT-консалтинга связаны с повышением эффективности работы IT и нацелены на предоставление качественных услуг бизнесу за разумные деньги. «Быстрый вывод на рынок тех или иных продуктов или услуг, эффективность бизнес-процессов, бесперебойная работа отдельных пользователей и бизнеса в целом, снижение расходов на поддержку IT-инфраструктуры и перенаправление сэкономленных средств на важнейшие проекты — эти и другие бизнес-эффекты могут быть получены с помощью IT-консалтинга», — уточняет эксперт.

Один из успешных проектов по IT-консалтингу был внедрен в компании «Ниссан». Это предприятие использует сервис SAP SystemInspector, предлагаемый Fujitsu, для оценки производительности IT-инфраструктуры, обслуживающей приложения SAP. Этот сервис позволил автогиганту увеличить производительность приложений SAP без приобретения дополнительного оборудования. По оценкам представителей «Ниссан», экономия на капитальных вложениях составила $650 000. Еще один пример — создание и развитие центра обработки данных ОАО «МРСК Центра».

Специалистами Fujitsu была разработана стратегия развития ЦОД, в которой развитие IT-инфраструктуры непосредственно связано с развитием бизнес-приложений SAP «МРСК Центра». В результате заказчик получил возможность оптимизировать свои инвестиции в IT-инфраструктуру и снизить затраты на ее поддержку. Новый ЦОД построен в соответствии с концепцией динамических инфраструктур Fujitsu, в нем были использованы решения FlexFrame for SAP и Eternus CS. Все это обеспечивает дополнительный экономический эффект за счет существенного снижения операционных расходов.

Павел Залецкий рассказывает о проекте по оптимизации издержек из собственной практики: «Перед IT-подразделением регионально распределенной компании была поставлена задача сократить эксплуатационные расходы. В ходе проекта проведен анализ текущих затрат и сделана оценка, какие виды работ выгодно перевести на аутсорсинг, а какие можно оптимизировать собственными силами. После реализации рекомендаций суммарная экономия достигла 30%».

Доверяй да проверяй

Анатолий Третьяков рекомендует не полагаться на единственного подрядчика при проведении комплексных консалтинговых IT-проектов, а привлекать независимого аудитора, способного оценить качество проделанной работы, который поможет принять весь объем работ и полностью завершить комплексный проект. Сергей Ядыков, руководитель отдела консалтинга компании «АйТи», советует: прежде чем принять решение о выборе консалтинговой компании, нужно оценить три основных критерия — репутацию аудитора, комплексность предоставляемых услуг и их стоимость. «Самое важное при выборе консалтинговой компании — это репутация, поэтому необходимо не только ознакомиться с перечнем выполненных проектов, но и непосредственно пообщаться с бывшими заказчиками. Хорошим подспорьем является Интернет, однако слепо доверять ему тоже не стоит, негатив может быть опубликован конкурентами», — рассказывает эксперт. Возможность предоставления компанией комплексных услуг говорит о квалификации консультантов, позволяет уменьшить затраты. Так, во-первых, снижается риск выбора некомпетентного консультанта, во-вторых, меньше времени надо на вхождение в курс дела, а время консультанта — это немалые деньги. Кроме того, не придется делиться конфиденциальной информацией с большим количеством консультантов. По словам Ядыкова, заказчики часто обращают внимание на наличие сертификатов, но если они не являются обязательными, то желательно сфокусироваться на имеющемся опыте проведения подобного рода работ. При выборе подрядчика с точки зрения стоимости услуги Ядыков предостерегает от погони за дешевизной: «Компания, обладающая соответствующим опытом, и цену на услуги поставит не ниже среднерыночной, и  «задирать» сильно ее не будет». К слову, на услуги по статье «Консалтинг и IT-аудит» приходится чуть больше 25,3% оборота ГК «АйТи» в 2009 году. По мнению Сергея Ядыкова, в последнее время услуги по IT-консалтингу мигрировали от разработок в области широкомасштабной информатизации деятельности в сферу оптимизации расходов на IT, и эта тенденция сохранится в текущем году. «Тем не менее в 2010 году другие виды IT-консалтинга поддержит отложенный спрос, и можно спрогнозировать рост рынка консалтинговых услуг на 10 — 15%», — предсказывает эксперт. По словам Ядыкова, чем выше неопределенность в деловой среде, тем больше спрос на консалтинговые услуги. Неопределенности в российской деловой среде в 2010 году хватит на всех участников этого рынка.

Александ Гольцов, заместитель генерального директора «Энвижн Груп»:

«В рамках проекта по разработке IТ-стратегии для крупного дистрибьютора встал вопрос о замене системы управления, которая была разработана специалистами компании. Система работала нормально, пока идеолог разработки не уволился. Преемник не смог наладить процесс ее развития. Наши консультанты предложили на выбор сохранить существующую систему с улучшением процессов IТ, перейти на промышленную ERP-систему или создать комплексное решение на базе лучших в своем классе систем. Совместно с заказчиком были разработаны критерии оценки инициатив. В результате анализа уверенно выигрывал первый подход. Но мы были бы плохими консультантами, если бы не почувствовали подвоха. Стало понятно, в компании явно не хотят перемен. Нам удалось встретиться с собственником. Изучив варианты, он заметил: «Почему вы остановились на варианте, который минимальным образом влияет на капитализацию?» И тут он вспомнил, что не оповестил менеджеров о переговорах со стратегическим инвестором. Мы исправили веса, и безусловным лидером оказалось решение о внедрении промышленной ERP. В результате IТ-стратегия была успешно защищена, а через месяц существенный пакет акций был продан западному производителю за высокую цену. Не последнюю роль в установлении такой цены сыграла утвержденная нами IТ-стратегия».