Распечатать

КАК СОЗДАТЬ ЭЭФЕКТИВНО-РАБОТАЮЩИЙ СИТУАЦИОННО-КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР

Виктор Балута, к.т.н., с.н.с., руководитель направления систем поддержки управления, Департамент консалтинга ЗАО «Энвижн Груп»

31 августа 2009

Сравнительно недавно появившееся в мире научно-технических инноваций (но уже вошедшее в маркетинговый обиход ) такое понятие, как «ситуационный центр» вызывает устойчивый ассоциативный образ: зал, видеостена, совещание, проводимое руководителем.. Этот образ правильно отражает представление об основной целевой функции ситуационных центров, а именно: оперативная оценка ситуации, прогнозирование рисков и принятие стратегических, обоснованных решений для управления рисками и изменениями.
 
Ситуационно-кризисный центр (СЦ)  служит сегодня той же роли, что и информационные технологии, основанные на стратегическом развитии . Однако на практическую реализацию СЦ у каждого специалиста сегодня пока еще свое личное видение – впрочем, так происходит с новыми интеллектуальными решениями, не ставшими массовыми ввиду отсутствия открытых отзывов и историй успеха. Следствием является разброс в наименованиях и хаотичное передвижение по линейке средств и методов для создания СЦ.
 
С определенной долей уверенности можно сказать, что общепринятых стандартов или регламентирующих документов, которыми бы можно было руководствоваться при создании ситуационных центров, пока нет. Сегодня на основе общих представлений и обмена практическим опытом между участниками рынка формируются внутрикорпоративные рекомендации, касающиеся порядка создания технической основы для полноценного функционирования ситуационных центров. Однако, окружающая нас действительность изменяется настолько стремительно, что этих рекомендаций уже не будет достаточно для увеличения отдачи от использования ситуационных центров как нового инструмента повышения эффективности управления. Именно поэтому мы, как ключевой исполнитель подобных решений в ряде государственных корпораций, считаем, что пришло время обсудить базовые принципы формирования объектов, спрос на которые, как ожидается, даст толчок развитию нового сегмента рынка ИКТ, а также дать совет тем, кто только приступает к обдумыванию, как правильно подойти к реализации этой комплексной задачи.
 
Стоит начать с главного: каким же должен быть ситуационный центр, чтобы его потенциал мог эффективно использоваться? 
Вернуться назад, чтобы сделать рывок вперед. В литературе можно встретить различные даты создания первых СЦ. Так, в ряде источников сообщается, что «первый СЦ для первых лиц государства был создан под руководством известного кибернетика С. Бира в конце 1970-х годов». Там же утверждается, что в нашей стране одним из первых прообразов СЦ стал оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году. Хотелось бы напомнить, что известный без малого полвека Центр управления полетами, расположенный в Королеве – знаменитый ЦУП -  уже в годы становления космонавтики представлял собой не что иное как прообраз ситуационного центра в нашем понимании.
 
К настоящему времени, по разным оценкам, в стране уже  функционируют десятки ситуационных центров и еще больше количество находятся в различных стадиях создания.                                                                                                              
 
Авария на Чернобыльской АЭС дала повод обосновать необходимость создания СЦ для атомной отрасли. Однако из-за сложных экономических условий работы по созданию СЦ Минатома активизировались только за счет средств зарубежных инвесторов в период успешно пропагандируемой на Западе «Проблемы 2000-го года». Дополнительное финансирование позволило сделать СЦ Минатома одним из самых многофункциональных и передовых центров не только в масштабах нашего государства, но и Европы.
 
В начале 2000-х годов помимо СЦ Минатома появились различные по структуре и функциональности ситуационные центры в Минприроды, в РЖД, у президента Республики Саха (Якутия), в некоторых других ведомствах и крупных корпорациях. Тогда их еще можно было считать единичными объектами.
 
Массовое в рыночном понимании внедрение СЦ активно ведется на протяжении последних пяти лет. К настоящему времени, по разным оценкам, в стране уже функционируют десятки и еще больше СЦ, которые находятся в различных стадиях создания. Свой ситуационно-кризисный центр, который будет координировать работу кризисных штабов на территории наших учреждений за границей, создается в МИД России. В массовом порядке обзаводятся учебными СЦ ведущие вузы страны.
 
Если сравнить наиболее крупные и хорошо оснащенные ситуационные центры, то, по оценкам ряда специалистов, особого внимания в плане изучения опыта организации и эффективности функционирования заслуживают ситуационные центры, созданные в ГК «Росатом», Внутренних войсках МВД, ОАО РЖД. По масштабу возможностей вне конкуренции Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России. Сегодня это без преувеличения уникальный объект: пожалуй, вершина того, что можно создать в данной области в плане технического оснащения СЦ.   
 
Ложные определения, влекущие истинные проблемы
 
Прежде, чем говорить о предложении на рынке «ситуационных центров», нужно понимать, в какой степени решение обладает массовым спросом. Для этого желательно выделить те характерные черты, которые уже являются или могут быть общими для всего многообразия применений СЦ. Для начала обратимся к перечню названий действующих ситуационных центров, которые легко обнаружить в разных источниках и которыми часто оперируют эксперты: «ситуационно-кризисный центр», «центр президента республики», «центр управления в кризисных ситуациях», «региональный ситуационный центр» и т.п. Сегодня их более десяти. Складывается впечатление, что специалисты, занимающиеся развертыванием СЦ, стремятся предложить такой вариант названия, который отражает их собственное представление о полноте функциональности с точки зрения автоматизируемого объекта.
 
Возможности современного интеллектуального ситуационного  центра позволяют ориентировать    его не просто на поддержку принятия решений в отдельных критических ситуациях, но - в целом - на непрерывную поддержку деятельности верхнего    звена  управления.             
                                                                                                                     
Получается, что обобщенный образ ситуационного центра уже активно формируется, а общепринятого понятия ситуационного центра еще нет. Возможно, поэтому в каждом конкретном случае создания СЦ реализуется некая уникальная совокупность технических, технологических и программных решений, о чем никто не говорит, преподнося этот подход как данность. При этом состав решений зависит не только от задач, которые ставит перед таким центром орган управления компании или ведомства, но и от предпочтений разработчика и даже от предыстории развития информационно-технологической инфраструктуры того или иного объекта. Общим для всех ситуационных центров является целевая ориентация, направленная на повышение эффективности управления. Однако далеко не факт, что этой цели удается достичь с вводом в строй каждого нового центра.
 
Наиболее кратко и емко понятие «ситуационного центра» выразил в свое время известный специалист М. М. Тихомиров, чей вклад в развитие теории СЦ был особо подчеркнут на научно–практической конференции «Ситуационные центры 2009», прошедшей в Москве. По его определению, «ситуационный центр (СЦ) – это коллективное автоматизированное рабочее место (АРМ)». В представлении его коллег речь идет о некоторой совокупности средств получения и представления информации для коллективной работы и выработки решений. Сегодня, на наш взгляд, такая трактовка нуждается в расширенном определении. Возможности современного интеллектуального ситуационного центра позволяют ориентировать его не просто на поддержку принятия решений в отдельных критических ситуациях, но - в целом - на непрерывную поддержку деятельности верхнего звена управления.
 
В настоящее время принято различать стратегические, оперативные и кризисные СЦ. Такой подход к их классификации отражает как характер управленческой деятельности, так и субъективное восприятие заказчиков CКЦ последствий принимаемых решений, условий их выработки и исполнения. Управление – процесс перманентный. Любому руководителю, любому органу управления в масштабе их деятельности приходится одновременно решать задачи и стратегического, и оперативного, и кризисного плана. Очевидно, что для повышения эффективности менеджмента СЦ должен быть оснащен инструментами поддержки разных режимов управленческой деятельности. Тем не менее, большинство CЦ используется в рамках узкой функциональности, что снижает общую эффективность и значимость решения.  
 
Золотой ключ менеджмента
 
Наш век называют сложно-информационным, так как информация поступает в огромных неструктурированных объемах. Умение оперативно получать и качественно обрабатывать огромные объемы поступающих сведений, быстро оценивать обстановку, своевременно реагировать на угрозы – основа конкурентного преимущества любой организации, так же как и умение предвидеть риск, управлять изменениями. Кроме того, руководителям приходится срочно принимать ответственные решения в сложной обстановке, в условиях избытка или неоднозначности информации, и они вправе рассчитывать на помощь интеллектуального ресурса, формируемого СЦ.
 
Пять бесспорных преимуществ СЦ дают возможность называть его  «ключом» для активизации      инструментов менеджмента.     Ситуационный центр позволяет отслеживать обстановку в реальном масштабе времени, своевременно выявлять  неблагоприятные тенденции и предпосылки кризисных  ситуаций, принимать корректирующие и упреждающие меры,   использовать коллективный разум при выработке альтернативных решений, оценивать   их последствия, оптимизируя таким                                                    образом управление.           
                                                                                                                                                        
Ситуационный центр – это эффективный и современный инструмент для повышения эффективности управления крупными организационными структурами, где значимым параметром является объем информации. Именно здесь особенно высока цена ошибочных решений, несвоевременного реагирования на угрозы. По сути, это система памяти «будущих угроз», т.к. эффективный СЦ  умеет накапливать ретроспективу данных по кризисным ситуациям и предлагать рассмотреть варианты наиболее эффективных решений. Важно отметить, что, несмотря на кажущуюся эксклюзивность и дороговизну данных решений, в последние годы наметилась тенденция к постепенному расширению сферы их внедрения, в том числе в корпоративном секторе экономики. 
 
Опыт создание интеллектуального СЦ  
 
Поскольку все чаще встает вопрос об организации взаимодействия СЦ различных органов управления между собой, можно констатировать, что в стране накопилась критическая масса ситуационных центров, которыми обзавелись многие органы управления как в государственном, так и в корпоративном секторе. Однако насколько они реально решают задачи, которые ставят перед ними менеджеры высшего звена?
 
С точки зрения технического оснащения опорными элементами современных СЦ являются программно-аппаратные средства накопления и обработки информации (сервер, ЦОД), средства оперативного получения и передачи информации (телекоммуникационная составляющая), средства обеспечения коллективной работы (видеостены, экраны, системы видеоконференцсвязи), а также аппаратное и инженерное обеспечение. В этой части расхождения в подходах к проектированию СЦ не наблюдаются.
 
Сегодняшний день и будущее требуют, чтобы в рамках  построения иерархии органов  управления обеспечивалось    вертикальное и горизонтальное взаимодействие СЦ как центров интеграции связи и консолидации информационных  потоков.  
                                                                                                                                                            
Касательно функционала принято считать, что каждый СЦ уникален, а значит, требует специализированного программного обеспечения. Доминирует эта точка зрения не случайно. Отсутствие единых стандартов, нехватка средств на реализацию подобных проектов, лоббирование интересов – все это служит питательной средой для внедрения широкого спектра программных решений, в том числе доморощенных, а также использование множества независимых информационных систем, порождающих несогласованность данных. Неудивительно, что уже сегодня дают о себе знать проблемы расширения функциональности и эффективного использования СЦ, а особенно, их интеграции в единую административную систему принятия решений.
 
Важно направить дальнейшее развитие программного обеспечения ситуационных центров по единому руслу. Сегодняшний день и будущее требуют, чтобы в рамках построения иерархии органов управления обеспечивалось вертикальное и горизонтальное взаимодействие СЦ как центров интеграции связи и консолидации информационных потоков. Приоритетной задачей в этом сегменте становится создание программного аппарата не для стратегических, оперативных или кризисных ситуационных центров, а для универсальных, которые могут настраиваться под разные потребности органа управления, в том числе, под задачи организации межведомственного взаимодействия.
 
Интегрировать слагаемые единого целого
 
Эффективное управление базируется на хорошем знании объекта управления и особенностей его функционирования, четком понимании его текущего состояния в условиях окружающей среды, правильном прогнозировании изменения обстановки в ближайшей и отдаленной перспективе, своевременном реагировании на угрозы выхода объекта за пределы желаемого поведения. Именно на обеспечение поддержки этих функций и должен быть ориентирован универсальный СЦ.
 
Основой является информация об объекте как предмете управления. Обычно выделяют стационарные или редко изменяющиеся данные (общая характеристика объекта, его состав, связи, отношения, параметры составных частей и т.д.) и оперативные текущие значения показателей, включая внешнюю по отношению к объекту среду (в совокупности характеризующих состояние объекта в данный момент времени). Поэтому одним из ключевых слагаемых СЦ должны быть средства и механизмы получения, очистки, обработки, сверки, хранения, защиты, обновления, структурирования и предоставления в необходимом объеме требующихся данных.
 
Трудно представить реальные объемы такой информации для сложных системных многопрофильных объектов. Поэтому важно решать не только проблему получения, хранения и актуализации такой информации, но и проблему ее консолидации в формате обобщенных параметров или образов, характеризующих состояние объекта в текущей ситуации, что позволяет оценивать обстановку, не теряя при этом возможности их декомпозиции и получения при необходимости доступа к источнику требующих детализации сведений.
Эффективное управление базируется на хорошем знании объекта управления и особенностей его функционирования, четком понимании его текущего состояния в условиях окружающей среды, правильном прогнозировании изменения обстановки в ближайшей и отдаленной перспективе, своевременном реагировании на угрозы выхода объекта за пределы желаемого поведения. Именно на обеспечение поддержки этих функций и должен быть ориентирован универсальный СЦ.
 
Определение состава информации, перечня контролируемых  показателей и методов их консолидации в обобщенном  формате, обоснование критериев оценки нормы для  конкретных показателей или появления угроз – одна из форм использования «интеллектуального начала» в работе СЦ.       
                                                                                            
 
Второе ключевое слагаемое универсального СЦ – аппарат анализа и поддержки принятия решений. В его основе должны фигурировать как средства и системы преставления обобщенных параметров обстановки, так и методы упреждающего прогнозирования поведения объекта в ближайшей и отдаленной перспективе. Только при постоянном мониторинге и непрерывном моделировании развития ситуации можно своевременно уловить предпосылки внештатных ситуаций, выявить негативные тенденции, спрогнозировать вероятные последствия и предложить сценарии адекватного реагирования. На этом же уровне в режиме моделирования предоставляется возможность апробировать предполагаемые действия, оценивать планируемый результат, чтобы сделать предварительный вывод об ожидаемой эффективности мер, которые могут быть предприняты.
 
Разработка форматов представления информации для оценки обстановки, создание методического аппарата для моделирования поведения объекта управления или его отдельных подсистем, совершенствование этого аппарата – тоже форма использования «интеллектуального начала» в работе СЦ.
 
Еще одно слагаемое универсального СЦ – это инструменты поддержки оперативного реагирования и исполнения решений. Обычно этот элемент системы управления находится вне СЦ. Тем не менее, именно на базе СЦ может наиболее эффективно функционировать система контроля исполнения решений в сочетании с непрерывным мониторингом ситуации и оценкой обстановки, что позволяет своевременно корректировать принятые решения и оптимизировать управление.
 
Интеллектуальная модернизация
 
Несомненно, что возможности ИТ-технологий, агрегированные в современных ситуационных центрах, позволяют выводить информационную поддержку управления на качественно новый по масштабам, оперативности и адекватности реагирования уровень. Однако, уникальность решений, использованных при создании конкретных СЦ, резко ограничивает возможности по расширению их функциональности. Возникают и вопросы с обеспечением информационной совместимости различных СЦ, как центров консолидации данных.  Это тормозит выстраивание схем информационного обмена и координации управленческих процессов как в межведомственном, так и иерархическом плане.
 
Сложившееся на практике положение дел необходимо принимать как данность. Это достигнутый уровень развития, который должен стать естественным элементом наращиваемой инфраструктуры. Чтобы собрать имеющиеся данные или объединить их источники в единое целое, нужно интегрировать имеющуюся инфраструктуру на базе СЦ нового поколения, который естественным образом впишется в сеть взаимодействующих ситуационных центров. Программная платформа такого СЦ должна конструктивно интегрироваться с любым действующим в СЦ программным обеспечением, автоматически расширяя его возможности до уровня универсального СЦ. Естественно, сложность поставленной задачи требует особого подхода к ее решению. Прежде всего, платформа должна быть независимой от архитектуры и целевого назначения объекта управления, что позволит настраивать ее с учетом произвольной функциональности путем конструктивного наращивания специализированных программных и программно-аппаратных инструментов.
 
Сформированный на базе универсальной платформы СЦ можно использовать в качестве типового для поддержки управления корпорацией, отраслью или регионом. Наиболее эффективно использование такого подхода при наличии распределенной структуры органов управления. В этом случае универсальность платформы позволяет реализовать принцип фрактальности, когда каждый элемент нижнего уровня управления строится на том же базисе, что и верхний, что, в свою очередь, дает возможность обеспечивать естественную совместимость всех уровней управления. Таким образом, создается единое ИТ-пространство с регулируемым доступом ко всем информационным ресурсам из любого элемента системы. Единство информационного пространства позволяет автоматически решать еще одну проблему – проблему сходимости данных. При реализации описанного подхода единственным источником ввода и актуализации данных является точка их формирования, после чего они становятся общим информационным ресурсом системы. Актуальным не только в новых экономических условиях аргументом в пользу реализации такого подхода является резкое снижение стоимости иерархического объединения органов управления. Поскольку уже внедренные решения и накопленные информационные ресурсы сохраняются в полном объеме.
 
Ландшафт «РОСАТОМ»
 
Выше мы сформулировали сегодняшнее состояние рынка и имеющиеся проблемы в его развитии, описали предлагаемый вариант решения этих проблем. В завершение хотелось бы несколько слов сказать об апробации такого подхода на практике.
 
Схема построения иерархической системы взаимодействующих ситуационных центров на базе типовой интеграционной платформы реализуется в процессе создания отраслевой автоматизированной системы непрерывного комплексного мониторинга ядерно- и радиационно-опасных объектов и грузов по заказу Ситуационно-кризисного центра Росатома.
 
Сегодня в корпорации «РОСАТОМ» решается не только проблема интеграции разнородных систем сбора и получения данных мониторинга обстановки, но и проблема совместимости независимо создававшихся разноуровневых и разнофункциональных  центров управления.              
                                                                                                                                              
В этой структуре на нижних уровнях управления (на уровне предприятий) источниками информации являются разнообразные автоматизированные средства мониторинга, контроля и оценки состояния объектов, замкнутые на ранее созданные системы контроля и управления. Они интегрируются с помощью универсальной программной платформы в едином ситуационном центре. Для каждого вышестоящего центра источником поступления данных служит совокупность нижестоящих центров. Построение системы на едином базовом модуле позволяет обеспечить полную совместимость всех центров и экономичное использование физических ресурсов. Сегодня на практике решается не только проблема интеграции разнородных систем сбора и получения данных мониторинга обстановки, но и проблема совместимости независимо создававшихся разноуровневых и разнофункциональных центров управления.
 
Вписываясь в ИТ-ландшафт заказчика, система адаптируется к любой среде. Модульность платформы, заложенная в идеологии решения, реализует принцип конструктора. Сделать универсальную модель на все случаи жизни невозможно:  нужно уметь использовать имеющиеся ресурсы, предложив механизм их интеграции. На базе СЦ нового поколения обеспечивается возможность подключения, во-первых, любых источников данных, во-вторых, средств, на которых они будут отображаться, и, в-третьих, моделей и методов обработки этих данных для их представления и анализа.
 
В перспективе взаимосвязанная система СЦ на базе единого информационного пространства позволит обеспечить доступ к информации, которой обладает тот или иной центр управления, из других точек системы. Это даст возможность параллельно анализировать текущую ситуацию в аналогичных специализированных центрах, рассчитывать на оперативную консультационную поддержку со стороны экспертов, ускорить принятие решений вышестоящими органами управления о выделении дополнительных ресурсов, наладить взаимодействие с другими ведомственными системами.