Распечатать

Как создать эффективно-работающий ситуационно-кризисный центр

Техническая статья Виктора Балута, руководителя направления систем поддержки управления «Энвижн Груп» о подходах к построению ситуационно-кризисных центров, опубликованная в журнале Connect, № 8, 2009 г.

31 августа 2009

Ситуационно-кризисный центр (СЦ) служит сегодня той же роли, что и информационные технологии, основанные на стратегическом развитии . Однако на практическую реализацию СЦ у каждого специалиста сегодня пока еще свое личное видение – впрочем, так происходит с новыми интеллектуальными решениями, не ставшими массовыми ввиду отсутствия открытых отзывов и историй успеха. Следствием является разброс в наименованиях и хаотичное передвижение по линейке средств и методов для создания СЦ.

С определенной долей уверенности можно сказать, что общепринятых стандартов или регламентирующих документов, которыми бы можно было руководствоваться при создании ситуационных центров, пока нет. Сегодня на основе общих представлений и обмена практическим опытом между участниками рынка формируются внутрикорпоративные рекомендации, касающиеся порядка создания технической основы для полноценного функционирования ситуационных центров. Однако, окружающая нас действительность изменяется настолько стремительно, что этих рекомендаций уже не будет достаточно для увеличения отдачи от использования ситуационных центров как нового инструмента повышения эффективности управления. Именно поэтому мы, как ключевой исполнитель подобных решений в ряде государственных корпораций, считаем, что пришло время обсудить базовые принципы формирования объектов, спрос на которые, как ожидается, даст толчок развитию нового сегмента рынка ИКТ, а также дать совет тем, кто только приступает к обдумыванию, как правильно подойти к реализации этой комплексной задачи.

Вернуться назад, чтобы сделать рывок вперед. В литературе можно встретить различные даты создания первых СЦ. Так, в ряде источников сообщается, что «первый СЦ для первых лиц государства был создан под руководством известного кибернетика С. Бира в конце 1970-х годов». Там же утверждается, что в нашей стране одним из первых прообразов СЦ стал оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году. Хотелось бы напомнить, что известный без малого полвека Центр управления полетами, расположенный в Королеве – знаменитый ЦУП - уже в годы становления космонавтики представлял собой не что иное как прообраз ситуационного центра в нашем понимании.

К настоящему времени, по разным оценкам, в стране уже функционируют десятки ситуационных центров и еще больше количество находятся в различных стадиях создания.

Авария на Чернобыльской АЭС дала повод обосновать необходимость создания СЦ для атомной отрасли. Однако из-за сложных экономических условий работы по созданию СЦ Минатома активизировались только за счет средств зарубежных инвесторов в период успешно пропагандируемой на Западе «Проблемы 2000-го года». Дополнительное финансирование позволило сделать СЦ Минатома одним из самых многофункциональных и передовых центров не только в масштабах нашего государства, но и Европы.

В начале 2000-х годов помимо СЦ Минатома появились различные по структуре и функциональности ситуационные центры в Минприроды, в РЖД, у президента Республики Саха (Якутия), в некоторых других ведомствах и крупных корпорациях. Тогда их еще можно было считать единичными объектами.

Массовое в рыночном понимании внедрение СЦ активно ведется на протяжении последних пяти лет. К настоящему времени, по разным оценкам, в стране уже функционируют десятки и еще больше СЦ, которые находятся в различных стадиях создания. Свой ситуационно-кризисный центр, который будет координировать работу кризисных штабов на территории наших учреждений за границей, создается в МИД России. В массовом порядке обзаводятся учебными СЦ ведущие вузы страны.

Если сравнить наиболее крупные и хорошо оснащенные ситуационные центры, то, по оценкам ряда специалистов, особого внимания в плане изучения опыта организации и эффективности функционирования заслуживают ситуационные центры, созданные в ГК «Росатом», Внутренних войсках МВД, ОАО РЖД. По масштабу возможностей вне конкуренции Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России. Сегодня это без преувеличения уникальный объект: пожалуй, вершина того, что можно создать в данной области в плане технического оснащения СЦ.

Ложные определения, влекущие истинные проблемы

Прежде, чем говорить о предложении на рынке «ситуационных центров», нужно понимать, в какой степени решение обладает массовым спросом. Для этого желательно выделить те характерные черты, которые уже являются или могут быть общими для всего многообразия применений СЦ. Для начала обратимся к перечню названий действующих ситуационных центров, которые легко обнаружить в разных источниках и которыми часто оперируют эксперты: «ситуационно-кризисный центр», «центр президента республики», «центр управления в кризисных ситуациях», «региональный ситуационный центр» и т.п. Сегодня их более десяти. Складывается впечатление, что специалисты, занимающиеся развертыванием СЦ, стремятся предложить такой вариант названия, который отражает их собственное представление о полноте функциональности с точки зрения автоматизируемого объекта.

Возможности современного интеллектуального ситуационного центра позволяют ориентировать его не просто на поддержку принятия решений в отдельных критических ситуациях, но - в целом - на непрерывную поддержку деятельности верхнего звена управления.

Получается, что обобщенный образ ситуационного центра уже активно формируется, а общепринятого понятия ситуационного центра еще нет. Возможно, поэтому в каждом конкретном случае создания СЦ реализуется некая уникальная совокупность технических, технологических и программных решений, о чем никто не говорит, преподнося этот подход как данность. При этом состав решений зависит не только от задач, которые ставит перед таким центром орган управления компании или ведомства, но и от предпочтений разработчика и даже от предыстории развития информационно-технологической инфраструктуры того или иного объекта. Общим для всех ситуационных центров является целевая ориентация, направленная на повышение эффективности управления. Однако далеко не факт, что этой цели удается достичь с вводом в строй каждого нового центра.

Наиболее кратко и емко понятие «ситуационного центра» выразил в свое время известный специалист М. М. Тихомиров, чей вклад в развитие теории СЦ был особо подчеркнут на научно–практической конференции «Ситуационные центры 2009», прошедшей в Москве. По его определению, «ситуационный центр (СЦ) – это коллективное автоматизированное рабочее место (АРМ)». В представлении его коллег речь идет о некоторой совокупности средств получения и представления информации для коллективной работы и выработки решений. Сегодня, на наш взгляд, такая трактовка нуждается в расширенном определении. Возможности современного интеллектуального ситуационного центра позволяют ориентировать его не просто на поддержку принятия решений в отдельных критических ситуациях, но - в целом - на непрерывную поддержку деятельности верхнего звена управления.

В настоящее время принято различать стратегические, оперативные и кризисные СЦ. Такой подход к их классификации отражает как характер управленческой деятельности, так и субъективное восприятие заказчиков CКЦ последствий принимаемых решений, условий их выработки и исполнения. Управление – процесс перманентный. Любому руководителю, любому органу управления в масштабе их деятельности приходится одновременно решать задачи и стратегического, и оперативного, и кризисного плана. Очевидно, что для повышения эффективности менеджмента СЦ должен быть оснащен инструментами поддержки разных режимов управленческой деятельности. Тем не менее, большинство CЦ используется в рамках узкой функциональности, что снижает общую эффективность и значимость решения.

Золотой ключ менеджмента

Наш век называют сложно-информационным, так как информация поступает в огромных неструктурированных объемах. Умение оперативно получать и качественно обрабатывать огромные объемы поступающих сведений, быстро оценивать обстановку, своевременно реагировать на угрозы – основа конкурентного преимущества любой организации, так же как и умение предвидеть риск, управлять изменениями. Кроме того, руководителям приходится срочно принимать ответственные решения в сложной обстановке, в условиях избытка или неоднозначности информации, и они вправе рассчитывать на помощь интеллектуального ресурса, формируемого СЦ.

Пять бесспорных преимуществ СЦ дают возможность называть его «ключом» для активизации инструментов менеджмента. Ситуационный центр позволяет отслеживать обстановку в реальном масштабе времени, своевременно выявлять неблагоприятные тенденции и предпосылки кризисных ситуаций, принимать корректирующие и упреждающие меры, использовать коллективный разум при выработке альтернативных решений, оценивать их последствия, оптимизируя таким образом управление.

Ситуационный центр – это эффективный и современный инструмент для повышения эффективности управления крупными организационными структурами, где значимым параметром является объем информации. Именно здесь особенно высока цена ошибочных решений, несвоевременного реагирования на угрозы. По сути, это система памяти «будущих угроз», т.к. эффективный СЦ умеет накапливать ретроспективу данных по кризисным ситуациям и предлагать рассмотреть варианты наиболее эффективных решений. Важно отметить, что, несмотря на кажущуюся эксклюзивность и дороговизну данных решений, в последние годы наметилась тенденция к постепенному расширению сферы их внедрения, в том числе в корпоративном секторе экономики.

Опыт создание интеллектуального СЦ

Поскольку все чаще встает вопрос об организации взаимодействия СЦ различных органов управления между собой, можно констатировать, что в стране накопилась критическая масса ситуационных центров, которыми обзавелись многие органы управления как в государственном, так и в корпоративном секторе. Однако насколько они реально решают задачи, которые ставят перед ними менеджеры высшего звена?

С точки зрения технического оснащения опорными элементами современных СЦ являются программно-аппаратные средства накопления и обработки информации (сервер, ЦОД), средства оперативного получения и передачи информации (телекоммуникационная составляющая), средства обеспечения коллективной работы (видеостены, экраны, системы видеоконференцсвязи), а также аппаратное и инженерное обеспечение. В этой части расхождения в подходах к проектированию СЦ не наблюдаются.

Сегодняшний день и будущее требуют, чтобы в рамках построения иерархии органов управления обеспечивалось вертикальное и горизонтальное взаимодействие СЦ как центров интеграции связи и консолидации информационных потоков.

Касательно функционала принято считать, что каждый СЦ уникален, а значит, требует специализированного программного обеспечения. Доминирует эта точка зрения не случайно. Отсутствие единых стандартов, нехватка средств на реализацию подобных проектов, лоббирование интересов – все это служит питательной средой для внедрения широкого спектра программных решений, в том числе доморощенных, а также использование множества независимых информационных систем, порождающих несогласованность данных. Неудивительно, что уже сегодня дают о себе знать проблемы расширения функциональности и эффективного использования СЦ, а особенно, их интеграции в единую административную систему принятия решений.

Важно направить дальнейшее развитие программного обеспечения ситуационных центров по единому руслу. Сегодняшний день и будущее требуют, чтобы в рамках построения иерархии органов управления обеспечивалось вертикальное и горизонтальное взаимодействие СЦ как центров интеграции связи и консолидации информационных потоков. Приоритетной задачей в этом сегменте становится создание программного аппарата не для стратегических, оперативных или кризисных ситуационных центров, а для универсальных, которые могут настраиваться под разные потребности органа управления, в том числе, под задачи организации межведомственного взаимодействия.