Распечатать

Клик о медицинской помощи

В статье, опубликованной в журнале «Коммерсант-Деньги», Николай Курский, начальник отдела аудио- и видеоконференцсвязи компании «Энвижн Груп», и Валерий Столяр, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины, делятся взглядами на развитие телемедицины в России.

20 сентября 2010

За год количество рунет-ресурсов о здоровье увеличилось на 12% и приближается к 10 тыс. Их среднесуточная аудитория выросла еще больше — на 60%. Но в России нет системы контроля качества информации на медицинских сайтах. «Горячие линии» чаще всего создаются фармкомпаниями для продвижения рецептурных препаратов, которые нельзя рекламировать. А вместо развития телемедицины, которая позволила бы региональным врачам и их пациентам консультироваться у столичных светил, государство озабочено странными проектами вроде национальной операционной системы или программы-поисковика.

Ксения Гулиа

В интересах киберхондрика

Поначалу это выглядит странно и неправдоподобно: ответив на две сотни вопросов на сайте Diagnos.ru, можно узнать, почему у вас, например, часто болит голова или ухудшилось зрение. Виртуальная регистратура выясняет, каковы ваши возраст, рост и вес, виртуальный врач общей практики спрашивает о том, где болит и как, вопросов по двадцать задают лор, окулист или, скажем, кардиолог. Опрос займет минут десять, после чего система выдаст предположительный диагноз. Даже медицинскую карту создаст. За восемь лет существования сайта такую диагностику прошло около 5 млн человек.

Diagnos.ru — первая в рунете программа автоматической диагностики. Ее алгоритм создал выпускник Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ) Георгий Андриянов. «В программу, по сути, заложены те же знания, которые даются студентам медицинских институтов,— объясняет он.— Соответственно, и работает она на уровне врача-выпускника, ординатора или аспиранта, который много знает, но неопытен, не может посмотреть на больного, ставит диагноз с его слов». Технически система Diagnos.ru — искусственный интеллект на базе нечеткой логики: на основе ответов пользователя система формирует предположения по синдромам и заболеваниям. Учитывая, что достоверность диагноза врача в клинике составляет в среднем 70–90%, создатели сайта Diagnos.ru заявляют о 68% достоверности работы их системы.

Но если обычный врач по закону несет ответственность за поставленный диагноз, то ни одна автоматизированная машинная диагностика, равно как и ни один из ее авторов, такую ответственность на себя не берет. Об этом предупреждают в пользовательском соглашении на Diagnos.ru: «Информация, размещенная на сайте, не может рассматриваться как рекомендация пациентам по диагностированию и лечению каких-либо заболеваний и не может служить заменой консультации с врачом».

Diagnos.ru — один из 10 тыс. порталов о здоровье в рунете. По данным «Руметрики», среднесуточная аудитория медсайтов — более 1 млн человек, это до 10% общей массы поисковых запросов. 38% пользователей заходят на порталы о здоровье, чтобы узнать о лечении и медикаментозной профилактике, 36% интересуются здоровым образом жизни (ЗОЖ) и правильным питанием, 34% — симптоматикой заболеваний. Около 16% аудитории медсектора хотят получить онлайн-консультацию у врача.

По оценке главного редактора объединенной редакции Medportal.ru — Doktor.ru — Mama.ru Евгения Паперного, в той или иной форме онлайн-консультирование ведется почти на каждом медицинском сайте. Будь то специализированный раздел «Консультация с врачом» или общение через форумы, где доктора могут дать тот или иной совет.

Одна из причин популярности удаленных консультаций в том, что многие стесняются обсуждать интимные проблемы с глазу на глаз даже с врачом. В разделы акушерства и гинекологии, урологии, а также инфекционных болезней поступает больше всего вопросов. Еще одна причина обращения к виртуальному доктору — желание узнать больше мнений и обобщить информацию. По данным «Руметрики», 37% пользователей всегда проверяют рекомендации врачей в интернете, еще 33% — если рекомендация врача вызывает сомнение.

Здесь можно упомянуть, что на Западе выявлена особая болезнь — киберхондрия. Человек, страдающий ею, постоянно читает в интернете советы по диагностике и находит у себя симптомы различных болезней.

Традиционные визиты к врачу онлайн-медицина заменить не может. «С точки зрения этики и права консультирование по интернету возможно в очень ограниченном количестве случаев,— полагает директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский.— Либо если речь идет о консультации для оказания экстренной помощи (если, например, у человека открылось кровотечение, а он не знает, как его остановить, до того момента как приедет врач), либо если заболевание не представляет серьезной угрозы. Если болезнь серьезная, полагаться на интернет ни в коем случае нельзя. Не видя пациента, не зная полной картины и структуры диагноза, консультировать невозможно».

«Мне иногда поступают вопросы: «Появилась язвочка на десне, что мне делать?»,— рассказывает врач-стоматолог Армен Лалабекян, консультирующий на Pulsplus.ru.— Сложно предположить и озвучить причину заболевания. Если пользователь к своему вопросу приложит фотографию, можно коротко рассказать, что это в принципе может быть, и порекомендовать обратиться к врачу по месту жительства».

Но от врачей, кстати, многие и не требуют диагнозов по сети. Ольга Резник замечает, что большинство вопросов на Pulsplus.ru — образовательного характера: «Молодежи читать неохота, легче задать вопрос через интернет. Есть даже вопросы типа: «Можно ли забеременеть, если был незащищенный секс?»

На расстоянии монитора

В конце 1980-х на обследование и лечение к столичным докторам из регионов ежегодно приезжало 12–15 млн человек, в конце 90-х — около 1 млн. Но с помощью современных технологий необходимость в дорогостоящей поездке в Москву или другой крупный город на предварительный осмотр отпадает. Консультации со столичными профессорами можно проводить через веб-камеру. Пациент приходит на прием в местное лечебное учреждение, где есть телемедицинский центр (ТМЦ), но доктор сидит не напротив, а рядом. Напротив же расположен монитор, с которого консультирует звезда российской или зарубежной медицины. Стоит телемедицинская консультация в среднем 1 тыс. руб. Телемедицина нужна миллионам, однако веб-консультаций у нас ежегодно проводится около 8 тыс.

Технически ТМЦ — зал с большими мониторами, проектором, веб-камерами и медицинским оборудованием, связанный с другими защищенным каналом. Чтобы оснастить такое помещение, по данным Российской ассоциации телемедицины, понадобится $30–80 тыс. Но окупается центр быстро, обычно за два-три года, в зависимости от частоты использования. Первый российский телемедицинский центр был открыт в 1997 году в научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Сейчас в России около 300 телемедицинских центров, из которых активно работает 150–200.

Несмотря на очевидную мотивацию развития отечественной телемедицины в этой области не существует ни госпрограмм (в отличие от сомнительных проектов создания национальной операционной системы для компьютеров и национальной программы-поисковика), ни даже единого документа, который определил бы, что такое телемедицина. По замечанию исполнительного секретаря Российской ассоциации телемедицины Валерия Столяра, отсутствие нормативно-правовой базы — основное препятствие для развития этой технологии.

«Телемедицина в России — на начальном этапе,— считает Николай Курский, начальник отдела аудио- и видеоконференцсвязи компании «Энвижн Груп», которая занимается реализацией телемедицинских проектов.— По-хорошему, в каждом субъекте должен быть основной ТМЦ, объединенный с другими по сети до районной больницы. Центров должно быть минимум 4,5 тыс. А если учесть, что некоторые регионы очень большие, да и ТМЦ нужны не только в больницах, но и, например, на предприятиях, нужно 45–50 тыс. центров».

Специалисты «Энвижн Груп» приводят в пример Индию, где приняли государственную программу по внедрению ТМЦ и за несколько лет по всей стране открылось около 480 центров.

Валерий Столяр оценивает российский рынок телемедицины в $12–15 млн. Рынок ТМЦ развивается, пусть хаотично и в основном благодаря отдельным энтузиастам. В  «Энвижн Групп» отметили, что доли государственного и частного капитала в телемедицине примерно равны. Заказчиком ТМЦ может выступать и частная клиника, и местные органы власти. Или ведомство. «Российским железным дорогам» (ОАО РЖД), например, удалось создать телемедицинские центы прямо в поездах. «Работники железных дорог находятся на очень далеких расстояниях, а диспансеризация нужна,— говорит Николай Курский.— У РЖД пять поликлиник на колесах — прямо в поездах. Поезд приходит на станцию, определенное время стоит, люди заранее знают, когда он подойдет, и собираются. Причем приходить могут не только сотрудники РЖД».

Один из ТМЦ функционирует в Российской детской клинической больнице (РДКБ) с 2005 года. По словам заместителя главного врача РДКБ Леонида Карпина, центр был открыт частично на деньги из федерального бюджета, часть средств получили за счет платной деятельности больницы. Помогли и спонсоры. Консультируют детей из регионов в телемедицинском центре РДКБ бесплатно, регион оплачивает только связь. Каждый месяц врачи проводят около 20 видеоконсультаций. Обращений по электронной почте намного больше. Всего за 2010 год в РДКБ проконсультировали 493 ребенка, из которых 196 пригласили на госпитализацию. Консультации в РДКБ проводят обычно заведующие отделениями. Если случай сложный, собирается консилиум. Через веб-камеру врач из далекого города рассказывает о диагнозе и состоянии пациента, который в большинстве случаев находится тут же. Специалисты РДКБ одновременно могут изучать на большом экране рентгеновские снимки, результаты других исследований.

РДКБ поддерживает связь с 96 ТМЦ, большинство из которых расположены в европейской части России. Это видно на карте, которая висит в центре. С центрами, которые отмечены флажком, есть видеосвязь, с отмеченными кнопочкой — связь только по электронной почте. Флажков и кнопочек примерно поровну — полноценная связь есть не со всеми.

С полной версией статье можно ознакомиться по ссылке:

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=4c295dc2-f899-4100-bac3-e3b90683c245&docsid=1500131