Распечатать

Коммерсант-Деньги № 11, 2006

Спурт высших достижений

20 марта 2006

Коммерсант-Деньги № 11, 2006

Спурт высших достижений

Сергей Орловский не продешевил, продав компанию Nival Interactive иностранному инвестору

        Отечественная IT-отрасль по темпам роста -- 15-20\% в год -- в несколько раз опережает высокотехнологичный сектор США и Западной Европы, а по темпам компьютеризации в 2005 году Россия оказалась на втором месте в мире, уступив лишь Великобритании. Такие темпы роста, по мнению экспертов, сохранятся по крайней мере до 2010 года. Этому будут способствовать спрос на российские IT-продукты на Западе, развитие в стране потребительского кредитования и расширение сферы интернет-услуг.

Хард и софт за $24 млрд

       Вскоре после кризиса 1998 года топ-менеджер одной из ныне процветающих IT-компаний доказывал корреспонденту "Денег": "Компьютеры, программы, интернет -- все это не про нашу честь. Россия -- одно из самых неподходящих в мире мест для развития IT, нашему менталитету все это чуждо. Лучшее, что мы можем поставлять на Запад,-- программисты". Возможно, так оно и было, однако за прошедшие годы ситуация изменилась радикально. По объему ($24 млрд в 2005 году, по оценкам компании J`Son & Partners) российский IT-рынок -- это чуть больше 2\% мирового рынка высоких технологий (около $1 трлн). Однако по темпам роста -- около 20\% в год -- российская IT-индустрия как минимум в 1,5-2,5 раза обгоняет американскую и европейскую высокотехнологичную отрасль.
       Тезис о некомпетентности российских IT-менеджеров и неконкурентоспособности отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, похоже, также развеян окончательно. Например, по оценкам представителей ведущих российских IT-компаний, в прошлом году российские программисты заработали на своей продукции $2,4-2,5 млрд. Точную долю экспортных продаж в этом обороте участники рынка назвать затрудняются, однако не сомневаются, что она очень высока. По оценкам Мининформсвязи РФ, в этом году экспорт программного обеспечения превысит $1 млрд и станет крупнейшей статьей гражданского несырьевого экспорта страны.
       По мнению системных интеграторов, сейчас можно говорить о росте спроса не только на российскую IT-продукцию, но и на IT-услуги российских компаний и предприятий с участием российского капитала. "Мне кажется, что в ближайшие три-пять лет мы станем свидетелями роста экспорта услуг системной интеграции в несколько раз: объем этого рынка вполне может составить несколько сотен миллионов долларов, и здесь надо быть готовым к обострению конкуренции российских интеграторов с глобальными IT-компаниями,-- говорит президент компании 'Квазар-Микро' Максим Агеев.-- На мой взгляд, нет никаких непреодолимых препятствий для экспорта услуг системной интеграции. Мы это давно поняли и уже несколько лет ведем проекты во многих странах СНГ и Восточной Европы".
       

Потребительские технологии

       Один из важнейших факторов роста российской IT-отрасли -- спрос на высокие технологии на внутреннем рынке. Эксперты отмечают, что в последние годы на доходы IT-компаний серьезное влияние оказывают не только заказы со стороны госструктур и крупных компаний. Сейчас информатизацией своего бизнеса всерьез занялись малые и средние предприятия, высокотехнологичные продукты активно покупают "домашние" пользователи. Рост благосостояния населения и развитие потребительского кредитования сделали компьютерное оборудование доступным малообеспеченным покупателям. В крупных магазинах электроники сейчас свои услуги предлагают одновременно сразу несколько банков -- ставки по потребкредитам за последние несколько лет снизились с 49 до 13-18\%. В итоге, по оценкам J`Son & Partners, объем розничных продаж высокотехнологичной электроники и компьютеров в 2005 году составил $6,5 млрд -- это почти на 30\% больше, чем в 2004 году.

Артем Юхин своими идеями в области трехмерного распознавания человеческого лица сумел заинтересовать Oracle

       Другая причина роста спроса на компьютеры -- развитие интернета и интернет-услуг в России. По мнению многих участников рынка, это вообще два синхронных процесса: увеличение количества компьютеров стимулирует провайдеров строить новые выделенные линии; и наоборот -- люди покупают новые ПК, чтобы пользоваться интернетом с большим комфортом. "Очевидно, что люди, которые на работе привыкли пользоваться быстрым интернетом, зачастую хотят иметь такой же и дома,-- говорит старший вице-президент компании 'Корбина Телеком' Александр Малис.-- Это рождает спрос на компьютеры, причем зачастую не самые дорогие -- для подключения к сети особо мощные ПК и не нужны".
       В итоге по уровню компьютеризации Россия сейчас приближается к показателям ведущих мировых IT-держав. По данным американской компании Pew Global Attitudes Project, обнародованным в феврале этого года, регулярно компьютерами пользуется около 35\% россиян, то есть почти 50 млн человек. По оценкам Pew Global, в 2002-2005 годах Россия стала одним из мировых лидеров по темпам роста пользовательской базы ПК. Количество россиян, использующих компьютеры дома, на работе и в других местах, за этот период увеличилось на 16\%. По темпам роста числа пользователей Россия уступает только Великобритании (там за три года количество "компьютеризированных" граждан увеличилось на 17\%) и делит второе место с Турцией (16\%). По этому показателю Россия обошла как развитые страны, такие, например, как Канада (4\%), США (2\%) и Франция (1\%), так и страны Азии с быстроразвивающейся IT-инфраструктурой, например Индию (15\%), Индонезию (4\%) и Пакистан (2\%).
       

Кругосветные инвестиции

       Неудивительно, что перспективный российский IT-рынок привлекает инвесторов -- как российских, так и иностранных. По оценкам J`Son & Partners, в прошлом году только иностранцы вложили в российскую IT-отрасль $700 млн (это на 75\% больше, чем в 2004 году), а в 2006 году объем инвестиций может достичь $1 млрд.
       Пока что главное направление инвестиций -- развлекательные высокотехнологичные продукты: игры, мобильный контент и т. п. В частности, особенно привлекательно в глазах инвесторов выглядят производители компьютерных игр. Оборот этих компаний растет на 50-70\% в год и по итогам 2005 года превыс ил $300 млн.

Сергей Головин считает рынок информационной безопасности привлекательным для всех

       Первой заметной инвестиционной сделкой в этом сегменте рынка стала покупка американским холдингом Ener1 Group компании Nival Interactive у ее основателя Сергея Орловского. Затем японский холдинг Sumitomo приобрел 49\% акций контент-провайдера Revkom (объем обеих сделок составил около $10 млн). Причина такого интереса к российским мультимедийным активам, по мнению участников рынка, кроется в оригинальности решений, предлагаемых отечественными компаниями. Если в конце 90-х многие производители игр и другой развлекательной продукции просто "натягивали" свою графику на западный программный каркас, то теперь все больше компаний выпускает собственную продукцию, основанную на эксклюзивных разработках и алгоритмах -- таких у иностранцев зачастую нет. Это обстоятельство не может не импонировать как западным геймерам, так и инвесторам.
       Нечто подобное происходит и на рынке систем защиты информации. Конечно, "русский хакер" стал одним из самых раскрученных на Западе российских IT-брэндов. Однако в последнее время все большей известностью за рубежом пользуются не только российские киберпреступники, но и специалисты в области информационной безопасности. Речь идет не только об антивирусниках вроде популярной на Западе "Лаборатории Касперского". Ярчайший пример привлечения инвестиций в security-разработки в последние годы -- компания a4vision, основанная выпускниками МГТУ имени Баумана Артемом Юхиным и Андреем Климовым. Разработанный ими стандарт трехмерного распознавания человеческого лица 3D Facial привлек внимание крупнейших мировых производителей электроники. Софтверный гигант Oracle, Motorola, швейцарский производитель компьютерной периферии Logitech создали консорциум для продвижения российской разработки в качестве общемирового стандарта идентификации личности, а "гуру" Oracle Ларри Элиссон даже выкупил солидный пакет акций a4vision.
       "Рынок информационной безопасности на Западе, да и в России, очень велик, и для российских IT-компаний это привлекательная ниша. Опыт 'Касперского' и того же a4vision это доказывает,-- отмечает заместитель генерального директора по маркетингу компании NVision Group Сергей Головин.-- Но обольщаться не стоит: пока что российских IT-продуктов, связанных с информационной безопасностью, не так много, чтобы составить серьезную конкуренцию западным производителям. Возможно, она появится по мере развития и диверсификации бизнеса российских софтверных компаний".
       Впрочем, участники рынка отмечают, что сейчас речь идет не только о росте спроса на российские security-продукты на Западе. Процесс идет в двух направлениях -- западные производители систем информационной безопасности считают российский рынок одним из самых перспективных. Например, объем продаж только антивирусного софта в России составляет $25-30 млн в год, и, по оценкам компании--производителя антивирусных продуктов Eset, оборот этого сегмента рынка растет на 35-40\% в год. "Безусловно, российский рынок очень перспективен. Несмотря на то что большая его часть контролируется такими компаниями, как, например, 'Лаборатория Касперского', на нем еще есть весьма доходные ниши, которые можно и нужно занимать,-- отмечает директор по маркетингу Eset Дмитрий Попович.-- Одна из них -- рынок антивирусного ПО для предприятий с числом рабочих мест от 5 до 500. Мы ориентируемся именно на эту нишу и можем констатировать значительный рост спроса на подобные решения".