Распечатать

Коммерсант - ТЕЛЕКОМ

Пульт централизованного управления.

16 мая 2007

Пульт централизованного управления

Как стало известно Ъ, на российский рынок выходит крупнейший европейский производитель софта для управления сетями связи Axiom. Системный интегратор NVision Group начал внедрение его программного продукта AXiOSS – по оценкам аналитиков, бюджет проекта составляет около $600 тыс. Эксперты считают этот проект показательным – по их мнению, на фоне стремительного роста рынка широкополосного доступа и платного ТВ в этом году продажи систем управления услугами в России вырастут в десять раз, до $20 млн, а к концу десятилетия составят $60 млн в год.

Система OSS (Operations Support Systems), которую NVision устанавливает на Центральном телеграфе, предназначена для обслуживания пользователей услуг широкополосного доступа и платного ТВ, продаваемых оператором под брэндом Qwerty (сейчас к его сети подключено примерно 90 тыс. абонентов). По мнению директора по маркетингу NVision Сергея Головина, AXiOSS позволит полностью автоматизировать заказ абонентами дополнительных сервисов и их регистрацию. "Сейчас, чтобы, допустим, изменить тариф или подключить новый канал, абонент вынужден часами дозваниваться в офис провайдера или отправлять заявку через интернет – ее впоследствии опять-таки обработает "живой" оператор,– рассказывает господин Головин.– Система позволяет вам просто зайти на сайт провайдера и за секунду подключить нужную услугу или, к примеру, заказать видео по запросу". Организаторы проекта считают, что система не только автоматизирует заказ услуг пользователями, но и позволяет отслеживать поведение пользователя – объем трафика, который он использует, пакеты каналов, которые он подключает, технические проблемы, с которыми он сталкивается. "Впоследствии эта информация позволяет принимать маркетинговые и технологические решения",– отмечает Сергей Головин. Бюджет проекта не разглашается, однако, по оценкам участников рынка, его стоимость составляет около $600 тыс.

Axiom – британская компания, выпускающая специализированное программное обеспечение, в первую очередь системы для операторов связи. В числе ее клиентов такие европейские компании связи, как Deutsche Telekom, TeliaSonera, Telecom Italia. Выручка компании в 2006 году составила $30 млн.
NVision Group – системный интегратор, созданный в 2001 году. Компания специализируется на создании инфокоммуникационной инфраструктуры для телекоммуникационных компаний. Компания работает на российском рынке и СНГ. Выручка компании в 2006 году составила $141 млн. В рейтинге российских IT-компаний журнала "Деньги" NVision занимает 20-е место.
Участники рынка считают проект Центрального телеграфа показательным. Они отмечают, что спрос на системы управления сетями и автоматизации обслуживания абонентов растет вместе со спросом на услуги широкополосного доступа и платного телевидения. Особенно высоки темпы роста этого рынка в Москве: по данным компании iKS-Consulting, по итогам 2006 года московские провайдеры широкополосного доступа обслуживали 1,05 млн подписчиков, за год число абонентов возросло на 67%. В этом году, по прогнозу аналитиков, рост составит 52%. Операторы признают, что при таких темпах роста автоматизация операций, связанных с обслуживанием клиентов, приносит им ощутимые конкурентные преимущества. "В первую очередь речь идет о сокращении издержек на содержание персонала,– отмечает вице-президент компании "Корбина Телеком" Дмитрий Малов.– OSS/BSS-система зачастую позволяет сократить количество сотрудников, участвующих в обслуживании абонентов, вдвое".
Как полагает старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина, "телефонный" способ заказа услуг при таком наплыве подписчиков крайне мало эффективен. "Неудивительно, что рынок систем управления услугами превратился в небольшую, но очень быстрорастущую отрасль IT-рынка,– говорит госпожа Зобнина.– Еще в прошлом году объем рынка таких систем в России и их внедрения не превышал $2 млн. Как считают участники рынка, к концу 2007 года он увеличится до $20 млн, а к 2010-2011 годам достигнет примерно $60 млн в год".
Другие эксперты сдержанно оценивают перспективы рынка систем автоматизации обслуживания абонентов. "Пока многие операторы предпочитают самостоятельно разрабатывать для себя соответствующее программное обеспечение,– отмечает советник генерального директора компании "NetByNet Холдинг" Александр Милицкий.– Цена таких систем, как правило, зарплата штатных разработчиков. Операторы пишут софт для себя не от хорошей жизни: предлагаемые на рынке решения сторонних производителей пока не учитывают всех требований каждого конкретного оператора и почти всегда нуждаются в доработке".