Распечатать

Коммерсант № 172, 2005

Силовики прогнули свою линию / Их согласие на приватизацию "Связьинвеста" обойдется государству в 480 MUSD

14 сентября 2005

Коммерсант № 172, 2005


Силовики прогнули свою линию / Их согласие на приватизацию "Связьинвеста" обойдется государству в 480 MUSD

Правительственные чиновники нашли способ удовлетворить требования силовиков, долгое время блокировавших приватизацию "Связьинвеста". В распоряжении Ъ оказался проект указа президента России о приватизации 75\% акций "Связьинвеста" и приложенные к нему пояснительная записка и концепция поправок к закону "О связи". Из этих документов следует, что в рамках пока еще не утвержденной Федеральной целевой программы (ФЦП) "Инфраструктура" стоимостью 13,6 млрд руб. (почти 480 MUSD) планируется строительство новой сети цифровой связи для нужд государственного управления и силовых ведомств. Причем в том числе и за счет негосударственных операторов.

Параметры проекта "Инфраструктура" описаны в пояснительной записке к проекту указа: "В рамках разрабатываемого Мининформсвязи проекта Федеральной целевой программы 'Инфраструктура' предусматриваются мероприятия по развитию цифровой выделенной сети связи (ЦВСС) для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка... Строительство ЦВСС предлагается осуществить за счет средств операторов связи в два этапа: до 2007 года планируется создание опытной зоны в ряде федеральных округов, до конца 2010 года – на всей территории России". Здесь же приведена смета ФЦП "Инфраструктура": 4,4 млрд рублей на первом этапе, 9,2 млрд – на втором. Впрочем, учитывая масштаб проекта, авторы пояснительной записки предлагают также использовать для строительства сети часть средств, "полученных в результате приватизации ОАО 'Связьинвест'". В тексте указа всем силовым ведомствам по согласованию с Советом безопасности в трехмесячный срок предлагается подготовить и представить в правительство предложения об "организации федеральной защищенной цифровой сети связи".

Напомним, в мае нынешнего года проект президентского указа о продаже 75\% акций "Связьинвеста" (в рабочем варианте указ называется "О мерах по развитию конкуренции на рынке оказания услуг связи") рассматривался в правительстве. Документ тогда вызвал возражения у силовых ведомств, которые потребовали гарантий того, что после приватизации "Связьинвеста" компания будет по-прежнему бесперебойно, невзирая на задолженность, обслуживать более 600 тыс. номеров спецпотребителей – Минобороны (частично, поскольку имеет собственную ведомственную связь), ФСБ, МВД, МЧС, ФСО, Минюста. Очевидно, что проект "Инфраструктура" и стал ответом на требования силовиков.

В Мининформсвязи вчера отказались как-либо комментировать детали разрабатываемой программы "Инфраструктура", поскольку в окончательном варианте она еще не принята. А в компаниях связи идею создания выделенной сети для спецпотребителей единодушно раскритиковали. "В XXI веке такая сеть просто не нужна,– утверждает вице-президент компании 'Корбина Телеком' Александр Малис.– Все можно так зашифровать на сетях связи общего пользования, что никто ничего не расшифрует. Мне кажется, авторы этого проекта уже прекрасно знают, кто все это будет строить, о разделе средств уже договорились".

В том же духе высказался глава компании–системного интегратора ИВК Григорий Сизоненко: "Еще со времен СССР в стране существует масса каналов связи, которые не используются или используются неинтенсивно. Это, к примеру, системы связи ФГУП 'Воентелеком', бывшая сеть ведомственной связи 'Искра'. Чтобы модернизировать их и приспособить к оказанию современных услуг связи, громадных затрат не требуется. Мне трудно сказать, насколько оправдан бюджет ФЦП 'Инфраструктура', но не исключаю, что он учитывает определенные корпоративные интересы".

Впрочем, возможным участием в проекте "Инфраструктура" роль операторов связи при разгрузке "Связьинвеста" от обязательств перед госслужбами не ограничится. Из концепции поправок к закону "О связи" (они также прилагаются к проекту указа) следует, что в реализации функций госуправления и поддержания обороноспособности страны отныне можно будет задействовать и частные компании. В идеале операторы связи будут бороться за право обслуживать силовиков на специально организованных тендерах. Если же претендентов не окажется, то правительство возложит обязанности оказывать услуги связи спецпотребителям на оператора, "занимающего существенное положение в сети связи общего пользования в каждом из субъектов федерации". В этом определении есть намек на предприятия "Связьинвеста". Хотя в принципе в "существенном положении" может оказаться и сотовый, и альтернативный оператор – для этого ему надо будет обслуживать 25\% номерной емкости либо пропускать через свою сеть 25\% трафика.

Впрочем, это предложение кажется участникам рынка правильным. "По-моему, проект поправок в закон 'О связи' вполне логичен,– говорит Александр Малис.– Государство устанавливает четкие правила игры на телекоммуникационном рынке, говоря операторам: 'Вы бесперебойно обслуживаете госструктуры, а они вам хорошо за это платят'. Участвовать в конкурсах на обслуживание госструктур захотят многие компании связи, не только входящие в 'Связьинвест'".

Вместе с тем аналитики считают, что положительного эффекта отказ от государственной клиентуры предприятиям холдинга может и не обеспечить. "Безусловно, часть социальной ответственности будет снята со 'Связьинвеста' после завершения строительства сети для госструктур,– отмечает аналитик J`Son & Partners Борис Овчинников.– Но появление концепции изменения закона 'О связи' в том расплывчатом виде, в котором она существует сейчас, может негативно сказаться на оценке инвесторами 'Связьинвеста'".

Примерно такого же мнения придерживаются и в АФК "Система", которая считается одним из наиболее вероятных претендентов на "Связьинвест". "Я не думаю, что 'Связьинвест' станет привлекательнее, если государство откажется от его услуг и создаст сеть связи для собственных нужд. Безусловно, работа с госструктурами налагает на операторов некоторые ограничения. Однако государство является наиболее стабильным потребителем услуг,– отмечает первый заместитель генерального директора 'Системы-Телеком' Александр Вронец.– Да, задолженность госструктур перед компаниями 'Связьинвеста' высока. Но сейчас не 1995 год, и государство начинает платить по долгам. Думаю, 'Связьинвест' еще поборется за государственных абонентов". В "Альфа-Телеком", где также неоднократно заявляли об интересе к "Связьинвесту", от комментариев вчера отказались.

Какую сеть можно построить за 13,6 млрд рублей

Российские системные интеграторы уверены, что 13,6 млрд рублей, выделенных на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) "Инфраструктура", хватит на строительство оптико-волоконной сети на всей территории России. "Такая сеть может предоставить скорость доступа 256 килобит в секунду на каждом рабочем месте, - говорит директор компании "Спутниковые лаборатории" Кирилл Булгаков. - Канал с такой пропускной способностью имеет большинство бизнес-пользователй в Москве. Естественно, эта пропускная способность покрывает все потребности в передаче голоса и данных. По этому каналу даже видео можно будет смотреть".

В то же время специалисты указывают, что затраты государства могут оказаться больше. Новая сеть будет не простой сетью передачи данных, а стратегическим элементом системы государственной безопасности. Поэтому требования к ней будут выше среднерыночных, как и ее стоимость. &q uot;Государственная цифровая сеть должна иметь дублирующие каналы связи, мощные средства защиты от внешнего в оздействия, - поясняет заместитель генерального директора компании "Энвижн Груп" Сергей Головин. - Такая сеть не может быть просто прокинута через дорогу по столбам, как например, сеть "Транстелекома"". Кроме того, участники рынка обращают внимание на то, что обслуживание сети обойдется государству очень дорого. "если на строительство будет потрачено почти 14 млрд рублей, то обслуживание обойдется в 1 - 1,5 млрд рублей в год", - отмечает директор по связям с общественностью компании "Квазар-Микро" Сергей Щербина.