Распечатать

Коммерсант № 74, 2006

Изобретатели научились брать деньги.

26 апреля 2006

Коммерсант № 74, 2006

Изобретатели научились брать деньги.

«Инновации и сырьевая экономика несовместимы» —устоявшееся мнение российской бизнес-элиты. Участники конференции «Российская инновационная система: от абстрактных планов к реальным проектам», одним из организаторов которой стал ИД «КоммерсантЪ», попытались доказать обратное. По их мнению, инвестиции в разработки российских специалистов стали экономически целесообразными — уже сейчас крупные российские компании готовы вкладывать в инновационные проекты сотни миллионов долларов.

Под нефтяной пленкой

Еще два-три года назад отношение российского бизнес-сообщества к инновациям было неоднозначным. «Пока у нас есть нефть, инновациям нет места», — заявил в 2003 году корреспонденту „Ъ" топ-менеджер одной из уважаемых российских инвестиционных компаний.

Сейчас от представителей бизнес-сообщества такой откровенности не дождешься. О том, насколько перспективны инвестиции в российские инновационные проекты, рассуждали на прошлой неделе участники прошедшей в Москве конференции «Российская инновационная система: от абстрактных планов к реальным проектам». По их мнению, объемы инвестиций в инновации (если относить к ним научно-технические и конструкторские работы, проводимые крупными компаниями) растут год от года и уже достигают сотен миллионов долларов. Из доклада, представленного АФК «Система», ГТ-концерна Sitronics и российской Ассоциации менеджеров, следует, что в 2004 -году (к нему относятся самые свежие данные, приведенные в исследовании) «Газпром» вложил в НИОКР $100 млн, ГМК «Норильский никель» — около $40 млн, «Северсталь» — более $2 млн. Впрочем, вложения «Газпрома» иначе как инвестициями все в ту же сырьевую экономику не назовешь.

Масштабы отдельных инвестиционных проектов впечатляют. Например, инновационная программа по модернизации Красноярского алюминиевого завода, принятая холдингом «Русал» и рассчитанная на четыре года, оценивается в $270 млн.

При осуществлении этих и многих других проектов, как отмечают авторы доклада, наконец стал реальностью симбиоз бизнеса и науки, о котором как о позитивной, но абстрактной перспективе участники рынка говорят вот уже более десяти лет. Крупнейшие российские сырьевые компании начали масштабные инвестиции в научные учреждения. Например, в 2003 году «Русал» приобрел 100\% акций Всероссийского алюминиево-магниевого института в Петербурге. Чуть ранее, в 2001 году, «Сибирский алюминий» стал владельцем Сибирского научно-исследовательского проектно-конструкторского института алюминиевой и электродной промышленности. А, к примеру, в 2004 году «Евразхолдинг» купил петербургский проектный институт «Гипроруда».

Как отмечают эксперты, российские инновации привлекают не только отечественные сырьевые компании, но и западных инвесторов, далеких от добывающей и перерабатывающей отраслей. Их интересуют в первую очередь оригинальные решения в сфере высоких технологий. Причем применительно к некоторым инновационным проектам речь идет об инвестициях в десятки миллионов долларов. История инжиниринговой компании a4vision, основанной выпускниками МГТУ имени Баумана Артемом Юхиным и Андреем Климовым, в этом плане наиболее показательна. Изобретенная ими технология трехмерного распознавания человеческого лица 3D Facial пока только выходит на массовый рынок. Однако патентованная технология оказалась настолько удачной, что за три года a4vision привлекла инвестиций на сумму почти $30 млн. Сейчас в развитие 3D Facial инвестируют такие компании, как Oracle, Motorola, Logitech.

По данным, которые привели на конференции представители Центра стратегических разработок, инновации стали настолько важны для российских компаний, что использование долговых и других финансовых инструментов для финансирования их внедрения становится стандартной практикой. По данным опроса московских предприятий, 71\% из них внедряет инновации на собственные средства, 12\% привлекают для этого банковские кредиты, 3, 5\% — средства акционеров, 2, 1\% — кредиты от клиентов. 0, 4\% респондентов даже выпускали облигации, чтобы привлечь средства для инновационных внедрений.

Несмотря на впечатляющие достижения российских инноваторов, некоторые эксперты считают, что внимание российских сырьевых гигантов и «импортных» ГТ-корпораций еще не доказывает, что российские инновации стали востребованы рынком. «Инвестиции металлургических, нефтяных, компьютерных компаний в развитие собственного производства имеют к инновациям мало отношения. Они не приводят к появлению принципиально новых продуктов, — отмечает аналитик компании J" Son & Partners Сергей Горбунцов, специализирующийся на исследованиях высокотехнологичного рынка.— Процесс превращения оригинальных ноу-хау в продукты, имеющие самостоятельную ценность, находится в начальной фазе».

Инновации в компьютерном формате

Крупные компании вкладывают сотни миллионов долларов в инновационные проекты, направленные на развитие собственного производства. Однако о формировании отдельного рынка инновационных проектов участники рынка говорят пока с большой осторожностью. По мнению экспертов, определить, чем инновации в России отличаются от «не инноваций», зачастую очень сложно. «Понятие инноваций в России имеет двоякий смысл. Инновацией можно назвать то, что никто не делал до нас. А также то, что до нас никто не выводил на российский рынок, — говорит президент компании „Квазар-Микро" Максим Агеев.— Если принимать во внимание второе толкование, российская экономика и, в частности, IТ-отрасль очень ин-новативны».

«В плане оригинальных разработок российские компании, в том числе и IТ, конечно, отстают как от западных, так и от азиатских конкурентов, — отмечает старший вице-президент компании „Корбина-Телеком" Александр Малис.— Но если относить к инновациям те решения, которые ранее никто не внедрял на российском рынке, то можно сказать, что инновационная составляющая в бизнесе российских высокотехнологичных компаний очень велика — 80-90\%».

И тем не менее для потребите лей высокотехнологичных продуктов и услуг инновации и разработки в сфере IТ—синонимы. Эксперты называют рост числа инновационных IТ-решений и проектов в социальной сфере тенденцией. Готовность государства финансировать многие проекты такого рода привлекает к «социальным» инновациям участников рынка. Одним из популярных инновационных направлений в этой сфере в последние годы, в частности, стала те лемедицина. Возможность организовывать дистанционные осмотры больных, консультировать врачей и пациентов на расстоянии привлекает как государственные, так и частные медицинские учреждения. К примеру, пилотный телемедицинский проект недавно был начат в Ханты-Мансийском автономном округе, аналогичный эксперимент начало ОАО РЖД. «В России телемедицина относится к сфере инноваций. Говорить о ней как о рыночном продукте пока преждевременно. Но определенные выгоды пользователей телемедицинских систем уже можно просчитать, — отмечает заместитель гендиректора по маркетингу компании NVision Group Сергей Головин.— Программно-аппаратные комплексы, которые мы предлагаем, в зависимости от назначе ния стоят $20-100 тыс. Однако, как показывает опыт наших клиентов — клиник, о казывающих платны е консультационные услуги, затраты на это оборудование окупаются в течение полугода».