Распечатать

Коммерсант № 93, 2005

Рынок мультисервиса в России сейчас пуст

25 мая 2005

Коммерсант № 93, 2005

Рынок мультисервиса в России сейчас пуст

Сергей головинИнтервью Сергея Головина, заместителя генерального директора по маркетингу NVision Group

Концепция NGN существует уже несколько лет, однако до последнего времени большинство участников рынка воспринимали мультисервис как дорогую игрушку для богатых корпоративных клиентов. Меняется ли сейчас отношение операторов и системных интеграторов к мультисервсиным сетям?

- Конечно, еще как! Последние несколько лет продвижение подобных систем в основном интересовало по большей части производителей оборудования, однако, за последний год-полтора отношение операторов и их клиентов радикально изменилось – теперь инициатива построения мультисервисных сетей исходит от них. Компании фиксированной связи, которых сотовики теснят практически во всех сегментах рынка считают мультисервисные сети едва ли не панацеей от всех своих проблем. По другому они сейчас и не могут –демонополизация российского рынка дальней связи в этом году лишит их значительной части доходов от этой услуги, а потому зарабатывать на передаче данных и видео им логично с точки зрения расширения бизнеса.

Насколько эффективно внедрение мультисервиса в России? Насколько оправданны инвестиции операторов в NGN-сети?

- Этот вопрос стоит сейчас перед всеми участниками рынка. Пока что обосновать эффективность этой бизнес-модели на конкретных примерах трудно – рынок мультервисных услуг в России пока что пуст. Впрочем, чисто теоретически внедрение мультисервисных сетей в России достаточно выгодное дело. По нашим подсчетам, в разных регионах аудиторией мультисервисных сетей может стать 30-40\% домохозяйств – не секрет, что в большинстве регионов с широкополосным интернетом и доставкой качественного телесигнала традиционно большие проблемы. Мы также подсчитали, что на создание подобной сети в отдельно взятом регионе оператору потребуется около $10 млн (при условии, что в качестве «последней мили» будут использоваться каналы передачи данных местных «Электросвязей»).

Однако, затраты на продвижение услуг и их рекламу могут быть гораздо больше – ведь о том, что такое мультисервисная сеть никто, за исключением специалистов по большому счету, не знает. Кроме того, затраты зависят от маркетинговой модели, которую изберет оператор. К примеру, если в бедных регионах он решит раздавать бесплатные set-top-box, то есть ресиверы для подключения сети к телевизору стоимостью около $100, затраты будут совсем иными, чем в тех, где оборудование можно продать.

Но, как показывает наш опыт, операторов эти сложности не останавливают.

Кто сейчас является основным покупателем мультисервисных решений? Как, к примеру, меняется круг клиентов и заказчиков вашей компании?

- Могу сказать – сейчас мультисервисные решения интересуют в первую очередь традиционные компании электросвязи. Этот интерес заметен как в России, так и в странах СНГ. Например, недавно мы запустили пилотную мультисервисную сеть в Казахстане, в Петропавловске. В Казахстане, кстати, решение о создании мультисервисных сетей по всей стране принято на государственном уровне – там действует специальная госпрограмма.

В России мультисервисом очень интересуются предприятия «Связьинвеста» -- строительству мультисервисных сетей в их инвестиционных программах отводится важная роль. Сейчас львиную долю в их трафике занимает передача голоса. Но в компаниях уже поняли, что это тупик – не может голосовой трафик, тарифы на который тоже регулируются государством, расти вечно. И предложение мультисервиса для них сейчас один из немногих путей увеличения доходов. Удачный опыт внедрения таких систем у «Связьинвеста» уже есть. Например, это мультисервисная сеть, созданная в прошлом году ЮТК в Краснодаре. Помимо доступа в интернет и телефонной связи на первом этапе развития сети жители города получили возможность смотреть более десятка телеканалов в цифровом качестве.

Сильно ли препятствует низкий уровень цифровизации российских сетей фиксированной связи развитию NGN и мультисервисных услуг?

- Действительно, относительно низкая цифровизация России – серьезный тормоз для развития всей отрасли в целом, в том числе и мультисервисных систем. Однако, эта проблема решима с помощью современных технологий. Что касается опорных магистральных сетей, по которым информация распределяется по регионам страны, то на них медные кабели, я бы сказал, ударными темпами, сейчас заменяется на оптоволокно. А доступ к конечному абоненту сейчас можно обеспечить с помощью таких технологий, как, к примеру, DSL – там цифровой сигнал передается по обычной медной паре, которая есть в квартирах у всех абонентов, или Ethernet.

Каковы, на ваш взгляд, сейчас основные проблемы внедрения мультисервисных сетей в России? Не кажется ли вам, что операторы, активно внедряющие мультисервисные сети в самое ближайшее время столкнуться с отсутствием контента для них?

- Действительно, по моему мнению, это одна из главных проблем для начала коммерческой эксплуатации мультисервисных сетей – чем их наполнять и как ими управлять.

Технологические решения для таких сетей уже есть, однако, контента, в первую очередь мультимедийного, для них пока что практически не существует. Например, это касается последнего проекта «Системы-Мультимедиа» «Стрим ТВ» -- дефицит специальных приложений, которые бы отличали интерактивную сеть от обычного кабельного телевидения налицо. К решению этой проблемы, на мой взгляд, должны были бы подключиться контент-провайдеры, те самые, которые, например, сейчас создают самые разные приложения для мобильной связи. Мы беседовали – они действительно хотят участвовать в подобных проектах, но пока не знают как – собственных разработок такого рода у них пока нет. А что касается локализации того мультимедийного контента, который сейчас производится на западе, то это очень сложная, трудоемкая и дорогостоящая работа. В частности, приходится учитывать интересы западных правообладателей и выстраивать отношения с ними фактически с нуля.

Еще одна задача – управление сетями. Представьте себе, что в них сразу появится огромное количество разнородного трафика. Это – настоящая головная боль для операторов. Как недопустить перегрузки сети – ведь если телевидение, скажем, будет работать «скачками», кадры и звук теряться, а картинка распадаться на пиксели, никакого смысла пользоваться этой услугой не будет. Мультимедийный трафик будет крайне привлекателен для пиратов, а потому придется задействовать системы безопасности и контроля сети. Наконец, как выставлять абоненту счёт за телефонную связь, интернет и просмотр телевидения, «видео-по-заказу», использование других сервисов? При игнорировании этих вопросов операторы столкнутся с серьезными трудностями, сопровождающимися масштабными сбоями и гигантскими финансовыми потерями. Поэтому, связисты, понимая, что их ждет, уже начали устанавливать у себя мощные системы управления сетями. Обращаются они за такими системами и в нашу компанию.

Мультисервис зачастую сводится к концепции triple play – триединству видео, передачи данных и телефонной связи. Возможно ли в NGN-сетях расширение этого стандартного набора?

- На самом деле, возможностей тут очень много – все зависит от фантазии системных интеграторов и амбиций их заказчиков. Приложений, которыми можно дополнить традиционный triple play масса. Здесь можно упомянуть, к примеру, о системах охранной и пожарной безопасности, видеонаблюдения, удаленного управления теми или иными устройствами или системами. Очень широко такие решения могут применяться в системах machine-to-machine, когда, к пример у, датчики внутри кварт иры фиксируют температуру, а компьютер в котельной решает, включать обогрев или нет. Подобные решения, касающиеся так называемого «умного дома» на Западе уже получили широкое распространение. Но для России, впрочем, это вопрос не очень отдаленного, но будущего – большинство российских потребителей просто не знает о таких возможностей, и люди пока что не готовы платить за подобный сервис.

Интервью взял ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ