Распечатать

Конвергентные сервисы: объединяй и властвуй

ComNews, ноябрь 2012 г. Интервью Олега Алленова, директора дивизиона по работе с операторами связи «Энвижн Груп», и Александра Пьявкина, генерального директора «СИТРОНИКС Телеком Солюшнс»

29 ноября 2012

Крупнейших игроков российского ИТ-рынка, имеющих сильную телекоммуникационную экспертизу, пересчитать несложно. Для этого достаточно вспомнить ключевых ИТ-партнеров «большой четверки». Объединение клиентских баз, ресурсов, компетенций, продуктового портфеля таких партнеров может ощутимо повлиять на баланс сил ИТ-рынка. О том, какие сервисы востребованы операторами сегодня и на что делают ставку интеграторы, в эксклюзивном интервью ComNews рассказали Олег Алленов, директор дивизиона по работе с операторами связи «Энвижн Груп», и Александр Пьявкин, генеральный директор «СИТРОНИКС Телеком Солюшнс» (входит в «Энвижн Груп»).

— Не уходя от технологического русла данного интервью, позвольте, буквально пару слов о новых бизнес-реалиях: на каком этапе сегодня находится интеграция «Энвижн Груп» и активов «Ситроникс»?


Олег Алленов, директор дивизиона по работе с операторами связи «Энвижн Груп»

Олег Алленов: 14 сентября этого года завершилась сделка по объединению ИКТ-активов АФК «Система» и «Энвижн Груп». В результате «СИТРОНИКС Информационные технологии» (СИТ) и «СИТРОНИКС Телекоммуникационные решения» (СТС) вошли в объединенную компанию «Энвижн Груп». Около 100 специалистов управляющей компании ОАО «СИТРОНИКС» уже перешли в «Энвижн» и документально, и территориально. Сотрудники СИТ и СТС уже интегрированы в общий бизнес-процесс и перейдут в самое ближайшее время.

Александр Пьявкин: Я бы сказал, что нынешние бизнес-реалии с натяжкой можно назвать новыми. «Дочками» Группы «СИТРОНИКС» совместно с «Энвижн» и до объединения был реализован ряд крупных инфраструктурных проектов. В частности, единой проектной командой «Ростелеком», СИТ (на момент реализации данного проекта А.Пьявкин занимал должность заместителя генерального директора по технологиям СИТ — прим. ред.) и «Энвижн Груп» в преддверье мартовских Выборов Президента России была реализована модернизация географически распределенного комплекса дата-центров. Сегодня по ряду проектов в телекоммуникационной отрасли мы также работаем вместе.

— Где синергия компетенций «Ситроникс» и «Энвижн» может быть особенно востребована?


Александр Пьявкин, генеральный директор «СИТРОНИКС Телеком Солюшнс»

Александр Пьявкин: Во-первых, объединение компетенций позволит расширить спектр предложений уже существующим клиентам обеих компаний. Допустим, технологическая экспертиза, созданная специалистами СТС за долгие годы сотрудничества, прежде всего, с Группой МТС, органично дополняет «багаж» знаний и опыт коллег, работающих по обширному пулу проектов для «Ростелекома». Во-вторых, за счет слияния мы сможем в несколько раз увеличить объемы в каждом клиенте. В-третьих, обладая столь обширным ресурсами, у нас появится возможность выйти на новые рынки и обеспечить реализацию масштабных проектов федерального значения, в том числе, в телекоммуникационной сфере.

— Перейдем к технологиям. Вы имеете долгую историю взаимоотношений с заказчиком из сферы телекоммуникаций. Какую роль, на ваш взгляд, играют партнеры операторов в процессе «взаимоувязки» бизнес-потребностей и ИТ?

Олег Алленов: Специфика бизнеса операторов заключается в том, что зачастую они не просто реагируют на потребности рынка, но и формируют их. Для примера возьмем этапы формирования конвергентных решений. Саму модель объединения услуг из разных доменов (например, мобильной и фиксированной связи) уже можно считать неким начальным предложением. Но после запуска базовых сервисов и у абонентов, и у оператора связи возникают новые потребности, с учетом которых нужно развивать дополнительные услуги. В этих условиях интегратор фактически должен предвидеть эволюцию бизнес-идеи и спрогнозировать вектор развития ИТ-решения для удовлетворения текущих и перспективных потребностей оператора.

— Путь от бизнес-идеи оператора до готового ИТ-решения, разрабатываемого интегратором, в каждом случае индивидуален или уже сформирована методика решения таких задач?

Олег Алленов: Любой проект уникален, особенно если речь идет о крупном заказчике. Тем не менее, общие черты выделить можно. Объясню на примере. Допустим, перед интегратором ставится задача, сформулированная заказчиком как «консолидация ИТ-ландшафта для запуска новых сервисов». На практике под такой задачей чаще всего подразумевается избавление от «исторически осевших» в ИТ-инфраструктуре решений и морально устаревших технологий. Таким образом, ИТ-подразделение вынуждено параллельно решать сразу две задачи. Первая — удовлетворить требования по запуску новых рыночных предложений. Вторая — трансформировать ИТ-инфраструктуру. К реализации таких проектов целесообразно подходить комплексно. В последнее время часто используется подход «top-down» («сверху вниз»). Сначала создается требуемая функциональность в виде решения-надстройки, «накрывающего» существующий ландшафт. Затем происходит трансформация оставшихся «нижних» слоев инфраструктуры. Говоря в терминах TAM (Telecom Application Map), наиболее интенсивное развитие сосредоточено на уровне инфраструктурного «фундамента», на который опираются современные решения других бизнес-доменов.

Александр Пьявкин: Согласен с коллегой. В практике СТС мы принимали участие в проектах разработки линейки BSS-продуктов, а также в комплексных проектах практически для всех крупных операторов связи СНГ. Исходя из этого опыта, могу подтвердить, что подобный подход является наиболее удачным и особенно эффективным при построении конвергентных решений.

— Скажите, с какими трудностями может столкнуться оператор при реализации новых конвергентных решений?

Александр Пьявкин: Строго говоря, конвергентность услуг — идея не новая. Ее суть — предоставить абонентам или партнерам своеобразную службу «одного окна». Через нее они могут пользоваться услугами разных типов, независимо от технологий реализации или способов расчета. Задача вывода таких услуг на рынок решается исходя из масштаба присутствия оператора в тех или иных доменах. Речь идет, в первую очередь, о мобильной и фиксированной связи, а также о ШПД-услугах. Теперь о трудностях. Один из самых серьезных барьеров — географическая локализация и изолированность ИТ-систем, поддерживающих услуги в домене фиксированной связи и ШПД. Для создания предложений в сегменте B2C это не проблема: физические лица пользуются услугами операторов преимущественно в своем регионе. В сегментах B2B и B2G все иначе. Например, при централизации функций учета, корпорация федерального масштаба потребует от оператора детализированный отчет с разбивкой по всем филиалам, регионам и видам сервисов, включая мобильная связь, фиксированная связь, интернет-доступ и т.д. Еще одно «естественное» препятствие на пути реализации конвергентных решений — отсутствие унификации как процессов обработки данных, так и самих данных в разных доменах. Проведение унификации может обернуться не только высокими трудозатратами для оператора, но и существенно повлиять на весь его бизнес. Конечно, использование единых систем позволяет оказывать конвергентные услуги эффективно. Но при этом возникает зависимость между традиционными услугами внутри одного домена и услугами других доменов. В результате подготовка выхода услуг на рынок может затянуться.

— Вы упомянули о потребности иметь готовое решение «уже сегодня». Должен ли оператор совершить «ИТ-революцию», чтобы решить задачу в краткосрочной перспективе?

Александр Пьявкин: Операторам к революциям не привыкать: телеком-бизнес — один из самых высококонкурентных. Однако на практике лучше придерживаться эволюционного подхода, который позволит получить преимущества от оказания конвергентных услуг в сжатые сроки с минимальными трудозатратами. Плюс ко всему, любая оценка зависит от точки зрения. Для абонента важно, как он «видит» сервисы в контактах с оператором связи: в маркетинговых материалах, в обслуживании, в расчетах. Для оператора конвергенция означает унификацию планирования, вывода на рынок и предоставления услуг. Построение конвергентных ИТ-решений позволяет сократить операционные затраты, увеличить прибыль за счет пакетных предложений и упрощения взаимодействия с абонентом.

Олег Алленов: Можно добавить, что эволюционный подход к запуску конвергентных решений предполагает быстрый возврат инвестиций уже после первых этапов внедрения. Поэтому логичнее всего начинать с «конвергенции для абонента». Одна из важнейших «точек контакта» оператора связи и потребителя — предоставление счетов за оказанные услуги. Создать единый счет по разным видам услуг и позволить оплатить его — это уже конвергентный продукт. Реализовать его можно как за счет унификации биллинговых систем, так и с помощью специализированных продуктов, собирающих информацию из разнородных ИТ-систем. В свою очередь, интеграция таких продуктов с системами приема платежей позволяет распределить обобщенные платежи между реальными счетами. Такой подход как раз позволяет оператору успешно избежать «революции», связанной с унификацией ИТ-систем.

— С какими предложениями для операторов вы планируете выходить в ближайшее время?

Олег Алленов: Думаю, в первую очередь это будут услуги, связанные с монетарными отношениями оператора и потребителей услуг в разных доменах. Оговорюсь, что мы не проектируем услуги — это задача поставщиков. Задача интегратора — создавать технологическую среду, в которой эти сервисы будут формироваться и существовать. Например, среда единого кросс-доменного баланса абонента и его немонетизированных аналогов («счетчиков» потребления услуг). Единый баланс позволяет абоненту или партнеру оператора связи пополнять и расходовать средства на оплату всех возможных услуг из «одного кошелька». Удобной особенностью виртуального кошелька является то, что вы можете создавать «кармашки» для услуг определенного вида, по аналогии с откладыванием суммы под определенную покупку в реальном кошельке. Но и это еще не все, вы сможете устанавливать расписание под какую услугу в какой кармашек автоматически откладывать деньги. Таким образом, мы говорим о качественном скачке в упрощении управлением своими средствами.

Александр Пьявкин: Другой пример — технология «Единый счет и Единый платеж», ее применение создает удобное средства контроля расходов и управления финансами для абонентов с пост-оплатной (или кредитной) системой расчетов. В случае, если вы являетесь клиентом разных филиалов компании-оператора связи, или получаете различные сервисы предоставляемые в разных ИТ-системах и биллингах, то обычно, вместо одного счета вы получаете несколько счетов, каждый из которых необходимо оплатить отдельно. Функционал «Единый счет и Единый платеж» дает возможность объединить несколько счетов в один, и в последствии, после оплаты счета разделить платеж на несколько, зарегистрировав его в соответствующих АСР. То есть тут мы так же говорим об упрощении взаимоотношений между оператором связи и абонентом.

— Какие задачи в таких проектах выполняет интегратор? Что является гарантией результата?

Александр Пьявкин: К первоочередным задачам можно отнести анализ требований заказчика, внесение собственных предложений, усиливающих бизнес-результат. В эту группу также входят разработка конфигурации компонентов решения, соответствующих всем требованиям, их интеграция с ИТ-ландшафтом оператора и консолидация функционала в бизнес-процессы оператора. Далее следует комплекс задач для развития решения и его элементов, для обеспечения тех самых перспективных потребностей, о которых мы говорили ранее. Разумеется, интегратор обеспечивает качество функционирования решения в целом и отдельных его элементов в течение всего жизненного цикла.

Олег Алленов: Если говорить кратко, гарантией результата является выстроенный бизнес-процесс создания ИТ-решения: от выявления и формулировки бизнес-целей заказчика до внедрения законченного решения.

— Между «от» и «до» достаточно большое расстояние. Что происходит в середине пути?

Олег Алленов: Сам процесс и алгоритмы его этапов сложно назвать уникальными. Важно, что результатом проекта является не просто ИТ-система, а технологическая и бизнес-платформа, которая позволяет заказчику сразу после внедрения вывести на рынок услуги с новым функционалом.

Александр Пьявкин: Реализация любого сложного проекта строится не только на полученных от заказчика сведениях, но и на опыте предыдущих проектов и результатов R&D-деятельности компании. Анализ рисков нужно проводить на любом этапе — как при проектировании решения, так и непосредственно при разработке. Являясь партнерами большинства крупных производителей решений, мы можем создавать объединенную команду внедрения. При этом партнеры привлекаются к проектированию уже на начальной стадии, позволяя определить оптимальный набор компонентов. Также на этом этапе создается среда для проведения мероприятий по контролю качества всех составляющих и решения в целом. Одновременно формируется пакет сервисов по технической поддержке, отражающий критичностью решения для бизнеса заказчика.

— В завершении беседы, какие сложности вы можете предвидеть при реализации комплексных проектов для операторов?

Александр Пьявкин: В любом проекте всегда приходится решать ряд технических и организационных проблем. Это нормально, особенно если речь идет о крупном проекте, в рамках которого потребности в продукте или решении формируют разные подразделения заказчика. В подобных ситуациях основным помощником становится опыт. Проектная команда, имеющая большую практику внедрения разных решений, помогает заказчику ранжировать требования по приоритетам и выработать целостное видение как ИТ-продукта, так и его реализации.

Олег Алленов: В завершение беседы отмечу зачастую самый важный фактор — время. Сегодня формирование конвергентной среды — это предпосылка развития бизнеса. Предоставляя конвергентные услуги, операторы удовлетворяют потребности абонентов в новизне. Но через какое-то непродолжительное время и эти сервисы превратится в привычную всем услугу, как это было, например, с технологиями 3G. Уверен, что в недалеком будущем конвергенция станет одним из неотъемлемых элементов телеком-бизнеса.

Абзац

Интервью на сайте COMNEWS